Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Святость, Праведник, Рав Эуд Авицедек
Тема данного эссе — глубокая связь между праведником и субботой. Тем самым мы откроем нечто новое для себя в самой субботе.
«Говорит раби Элазар бен Парта: Каждый, кто хранит субботу, как будто сделал субботу, как сказано: “Делать день субботний”» (Мехильта).
«Как будто сделал субботу» — звучит странно, — ведь суббота установлена и не зависит от действий человека, в отличие от святости праздников, которая устанавливается при освящении нового месяца. Что же человек может добавить к ее святости?
Мудрецы, однако, раскрыли нам, что человек воздействует святостью своих деяний на реальность времени: «Человек и время — мужское и женское начала. Все люди, вместе взятые, все души — есть некая общность, и она — мужское начало, а все годы мира — женское… И потому есть 248 повелительных заповеди по числу органов человека, и 365 запретительных заповедей по числу дней в году» (Виленский Гаон).
Праведник, хранящий субботу, тот, цель совершенства которого — стать самому категорией субботы, раскрывает реальность субботы в мироздании. Это категория «помни» субботы и единственная повелительная заповедь, относящаяся к субботе. «Помни» — это внутреннее пробуждение человека, желающего притянуть к себе святость субботы в реальности, со стороны человека. «Помни» — есть исполнение в реальности раскрытия субботы в мире еврейским народом. Это дополнительная святость, которую праведник приводит для свечения субботы в нижних мирах и переносит ее влияние на все мироздание.
***
«Помнить — пока не наступила [суббота], хранить — когда наступила».
Помнить в мысли: «На уровне простого смысла объясняют, что это заповедь помнить субботу постоянно, каждый день, чтобы не забыть ее и не перепутать с другими днями. Ибо помнящий ее всегда помнит творение мира и признает во всякое время, что есть у мира Творец, Который заповедал нам этот знак, как сказано: “ибо это знак между Мной и вами”. И это великий принцип в вере в Бога» (Рамбан).
Помнить в речи до прихода субботы: «Раби Ицхак говорит: Не считай так, как считают другие, а считай во имя субботы». То есть, неевреи считают дни недели во имя самих дней, и у каждого дня есть собственное имя. А евреи считают все дни во имя субботы: первый после субботы, второй после субботы, ибо это часть заповеди помнить субботу всегда, каждый день…».
Помнить при наступлении субботы: «Освящать ее памятью, подобно тому, как освящают юбилейный год, при наступлении которого суд возвещает: “Освящен, освящен!” Так нам заповедано помнить день субботний, освящая его. И так сказали в Мехильте: “Помни день субботний, чтобы святить его” — освящай его благословением. Отсюда сказали, что освящают субботу над вином при ее наступлении».
Помнить действием: «Благочестивый Шамай вспоминал субботу также при еде (откладывал лучший кусок для субботы) и ел в честь субботы все дни своей жизни. И сам Гилель согласен с этим, но по поводу еды он вел себя по-другому: поскольку все его деяния были ради Неба, он полагался на Всевышнего, что Тот даст ему на субботу самые лучшие яства».
*
«Святость субботнего дня — есть у каждого еврея часть в ней, как сказано: “Делать субботу”. Евреи производят и вносят святость в субботний день, как сказано: “Помни, чтобы святить” (раби Цадок аКоэн).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»