Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Благословение, Связь с Творцом, Ман, Рав Эуд Авицедек, Материальность
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в него покоился от всякой работы, которую сотворил Бог, чтобы делать» (Берешит 2:2).
Сказано выше, что в Субботу Творения раскрылась цель сотворения мира — воздаяние блага, «мир добротой (Хеседом) построится». Это благословение, изливающееся на мироздание и человека в этот день, и корень данного благословения — качество Хесед. И так: «Первый человек был сотворен в канун субботы, чтобы сразу же приступить к субботней трапезе. Аллегория с царем, который построил дворец, украсил его и приготовил трапезу, а затем пригласил гостей» (Санедрин 38). Это «добрый дар» в Его сокровищницах, которым Он хотел наделить Адама, созданного прямо в реальность субботы. И если бы он не согрешил, то поднялся бы, вместе со всем мирозданием, в день, который весь — суббота. Однако данная концепция требует дополнительного анализа, — ведь в Субботу Творения раскрывается атрибут Царства Всевышнего (Малхут), «Царь судом поставит землю».
Данный вопрос объясняется в учении раби Цадока аКоэна: «Хотя царь судом поставит землю, и весь атрибут Малхут — это качество Суда, и закон Царства — судить мир по справедливости, все это — только для того, чтобы поставить землю, и для управления царством… Но сам царь, наоборот, полон милосердия, и потому цари Израиля — из колена Йеуды, имя которого происходит от четырехбуквенного Имени Всевышнего (с добавлением буквы далет), имени Авайе, указывающее на “Самого Царя”. И это — качество милосердия, и Он называется царем Израиля, ибо мы — Его сыновья. А у себя в доме царь не ведет себе по-царски, это только для чужих. Но в своем доме он — как всякий отец для своих сыновей, которые связаны с самим царем…»
Когда «царь в своем доме», нет управления Царства-Суда. Когда Божественное присутствие находится в нижних мирах, и все мироздание — Его дом, есть только управление милосердия и воздаяния блага — это «сам Царь». «Когда сотворил Всевышний Свой мир, сотворил его в шесть дней, и отдыхал в день субботний. Благословил его, и освятил его, как человек, построивший свой дом, закончивший работу и устроивший праздник» (Танхума).
Возникает вопрос: ведь суббота — атрибут Малхут, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что приготовили за шесть дней. Если так, то, каким образом суббота становится источником благословения всех дней? Данный вопрос задается еще в Зоаре: «Написано: И благословил Бог день седьмой. И написано о манне: “Шесть дней собирайте ее, а в седьмой день — суббота, не будет ее в нем. Поскольку не находится в субботний день пропитание, какое благословение находится в нем?”» Если в субботу есть только то, что приготовили в пятницу, то какое в ней благословение? Данный вопрос задается каждым евреем и в личной жизни — таково испытание соблюдения субботы: человек теряет рабочий день и к тому же несет дополнительные расходы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников
Редакция Толдот
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Рав Ицхак Зильбер
Рош а-шана — это начало года и день суда. В этот день, как говорят мудрецы Талмуда, все создания, живущие в этом мире, проходят перед Всевышним, «как овцы», то есть каждый по отдельности. В этот день решается судьба всего мира и судьба каждого человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Автор элегий, родился в Гренаде
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
По сей день книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.
Батшева Эскин
История о приближении к еврейским традициям