Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мир был сотворен буквой бет, поскольку бет — начало множественности

Благословил его манной

«И благословил его, и освятил его… “Благословил его манной”, — ведь каждый день недели выпадала одна мера манны, а в пятницу — две. “И освятил его манной”, которая вообще не выпадала в субботу. Писание говорит здесь о будущем» (Раши). Вот как мудрецы Зоара отвечают на свой вопрос: «Но вот как мы учили: все благословения наверху и внизу зависят от седьмого дня. И учили: Почему не находилась манна в седьмой день? Потому что от того дня благословляются все высшие шесть дней, и каждый из них дает свое пропитание вниз, каждый в свой день от того благословения, которое они получают в седьмой день».

Попытаемся углубиться в данную тему: источник субботнего благословения.

Двойственность — источник благословения в мироздании

«По всем мнениям благословение — в манне. И имеется в виду не только в манне, но манна является наивысшим благословением, потому что она — для субботы. Ведь на субботу выпадало две меры на человека, и хотя в субботу у них не было больше манны чем в шесть дней, а лишь одна мера, и не имеется в виду только то, что было благословение ради субботы найти две меры. Но дополнительное благословение заключалось в том, что собирал ее так, как во все дни недели, но находил две меры. И в этом благословение» (Маараль).

«Таково его благословение — давать в двойном размере за один раз, ибо все идет за даянием, а не за потребностью» (Маараль).

Постараемся понять корни вещей. «После всех других (букв) входит бет и говорит перед Ним: Властелин мира, Ты желаешь сотворить мир мною, — ведь мною говорят: “Благословен Господь каждый день” (слово благословен, барух, начинается с буквы бет). Отвечает Всевышний: Да, благословен входящий с именем Господа. Сразу же принял (ее притязание) Всевышний и сотворил мир буквой бет, как сказано “В начале (Берешит) сотворил…» (Буквы раби Акивы). «Почему буквой бет? Потому что она указывает на благословение».

Объясняет Маараль: «Здесь нам открываются великие вещи! Ибо правильно, чтобы мир был сотворен буквой бет, поскольку бет — начало множественности, — ведь в алефе нет множественности… И потому буквы, составляющие слово барух (ב, ר, ך), относятся к двойке (2, 20, 200). Ибо сотворение мира — это множественность, и ему следует начаться с буквы бет, которая является началом множественности… ибо сотворение есть благословение в мире».

Данный вопрос подробно обсуждался в книге «Знание молитвы». Приведем здесь вкратце тезисы, необходимые для понимания нашего вопроса. Вся существующая реальность построена на структуре миров, один над другим, и высший уровень посылает жизненную силу и благословение нижнему. Это разделение между воздействующим и получающим находится в корне множественности и благословения, существующих в реальности. Те структуры, в которых находятся совершенство и воздействие, мы называем «небом», а пустую и недостающую структуры называем «землей». Однако следует знать, что корень нижних — в высших, откуда они отделились. Они же — часто упоминаемые категории формы и материи. Всякая возможность благословения в нижних имеет место только через их желание и стремление подняться и соединиться с высшими, и тем самым прилепиться и приобщиться к источнику благословения. Но приобщение может быть только между подобными. Когда нижние поднимутся от категории материи к категории формы, поставят себя в тайне двойственности, — будут подобны своим корням в высших мирах, тогда они смогут сочетаться с ними и получить от них изобилие благословения. Поразмыслите над этим как следует, ведь мы привели только самые краткие тезисы.

Суббота, как мы объяснили, — это день, стоящий в тайне двойственности, и потому он получает — для всех будних дней — изобилие благословения от той Высшей субботы — дня, который весь — суббота, от Грядущего мира, источника жизненной силы нашего мира.

«Суббота есть тайна нижней буквы ה, черпающей из высшей ה» (раби Цадок аКоэн).

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.