Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Иерусалим, Антисемитизм, Чудеса, Спасение жизни, Мирьям Климовская, Рассказы
Эта история началась 15-го хешвана 5483 года (1722г.), когда в Иерусалиме правил жестокий ненавистник еврейского народа паша Юсуф. Едва придя к власти, он тут же стал возводить несправедливые обвинения на еврейскую общину города, арестовал ее руководителей и содержал их под стражей, в страшных мучениях. Все это делалось с одной целью — получить от общины огромный выкуп. Паша грозился казнить главу общины, если не получит деньги — 91 тысячу грошей — в течение трех месяцев. Мудрецы Иерусалима, во главе с гаоном раби Авраамом Ицхаки, автором «Зера Авраам», собрались, чтобы держать совет, и решили отправить верного посланца в Константинополь, чтобы попросить помощи у живущих там евреев. С этой целью был брошен жребий, согласно которому посланцем стал мудрец Торы раби Меюхас Бехер Шмуэль, автор книги «При а-адама».
В назначенный день посланец прибыл в порт Яффо и сел на корабль, отплывающий в Константинополь. Спустя пять дней раввин уже был там; первым делом он направился к раби Ма’ари Розанис (автору «Мишне ле-мелех») и рассказал ему обо всем, что приходилось терпеть иерусалимским евреям от жестокого правителя. Тот успокоил его, напомнив, что для Всевышнего одинаково легко спасти людей как от малой, так и от большой беды, и обратился к видному государственному деятелю, вхожему во дворцы правителей, р. Джелиби Зунано, представив ему посланника из Святого города. Р. Зунано пригласил р. Меюхаса к себе, принял его с царскими почестями, устроил в его честь пышную трапезу, а когда гость рассказал ему о страданиях иерусалимских братьев, этот влиятельный человек разрыдался и в трауре опустился на землю. Он немедленно отправился к султану и попросил его издать указ, защищающий иерусалимских евреев от жестокого и алчного правителя. Кроме того, он обратился к местным богатым евреям и собрал у них большую сумму денег для помощи иерусалимским братьям, добавив немало и из собственного кармана. Посланник, р. Меюхас, искренне благословил самоотверженного ходатая и отправился в обратный путь.
Дорога в Иерусалим проходила через Египет. Р. Меюхас прибыл туда 15-го Адара и встретился с гаоном раби Авраамом Алеви (автором книги «Гинат врадим»). Они провели вместе некоторое время за учебой, а потом, 16-го Адара иерусалимский посланник отправился по суше в Землю Израиля. Дорога через пустыню в те времена была очень опасной, особенно для одинокого и безоружного еврея. И опасность не заставила себя ждать…
Около полудня на безлюдной дороге на раввина напали девять вооруженных арабов. Они забрали у раввина все деньги, раздели его, оставив на нем лишь халат и талит-катан, и убили его осла. Но этого было мало, чтобы утолить их жажду крови. Они избили раввина, швырнули на землю, и один из них занес над его головой свой меч. Но Всевышний сделал чудо, как в свое время нашему праотцу Яакову, и шея раввина стала словно каменная. Меч убийцы сломался надвое. После него убить раввина попытались и остальные бандиты, но и они потерпели такую же неудачу. Это озадачило их, и они поспешили убраться, оставив раввина одного посреди пустыни.
Убийцы не оставили своей жертве ни воды, ни пищи, и он обязательно погиб бы, но милость Всевышнего не оставляла его и дальше. Удалившись примерно на две мили, бандиты неожиданно почувствовали, что их словно парализовало, и они не в состоянии двигаться дальше. Тогда они по — настоящему испугались и сказали друг другу: мы должны вернуть еврею все, что у него забрали. Давайте вернемся и попросим у него прощения, может, он заступится за нас, и Б-г простит наше прегрешение. Раби Меюхас был очень удивлен, увидев, как головорезы, только что покушавшиеся на его жизнь, возвращаются с повинной. Они вернули ему все награбленное до последней нитки и попросили прощения. Когда грабители ушли, а раввин остался стоять на дороге, потрясенный произошедшим с ним чудом, перед ним неожиданно появился величественного вида человек, чье лицо, казалось, излучало свет. Он спросил у раввина, куда он держит путь, и тот ответил ему: в святой город Иерусалим. Незнакомец мягко заговорил с раввином о том, что не надо ничего бояться, и что в мире нет зла как такового, и вдруг раби Меюхас сам не заметил, как в одно мгновение оказался в Иерусалиме.
С тех пор раби Меюхас сделал своим обычаем каждый год в этот день — 16-го Адара — устраивать благодарственную трапезу в память о чудесах, которые сотворил с ним Всевышний, и о своем необыкновенном спасении. И так же поступает его потомство во всех поколениях.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.