Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Судья, Мудрецы, Мирьям Климовская, Рассказы
Судья не должен торопиться, принимая решение (см. Авот, 1), иногда ему приходится искать нестандартное решение.
К раву Яакову из Лиссы (автору книги «Нетивот а-Мишпат») однажды пришли судиться два человека. Один из них нашел на улице золотую монету и взял ее себе, а второй утверждал, что эта монета выпала из его кармана за несколько минут до этого, и он еще не успел отчаяться вернуть ее, поэтому она принадлежит ему. Рав Яаков почувствовал, что тот, кто назвал себя потерявшим монету, обманывает. Чтобы прояснить это, рав сказал ему выйти за дверь на несколько минут, и когда тот вышел, попросил нашедшего монету показать ее. После этого рав сказал громко (зная, что тот, кто за дверью, подслушивает): «Вот, видите, здесь, на монете, возле первой буквы есть маленькая дырочка. Это отличительный признак. Если истец назовет его, значит, монета принадлежит ему». После этого рав Яаков приказал впустить истца и спросил, не может ли он указать на какую-либо особенность своей потери. Тот с готовностью заявил: «Да, конечно: возле первой буквы есть маленькая дырочка, можете проверить». Рав улыбнулся и раскрыл ладонь, показывая обманщику абсолютно целую монету: «Видите, на этой монете нет никаких дырок, значит, она не ваша, а ваша, с дырочкой, наверное, потерялась в другом месте».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.