Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Шаббат, Мукце, Спасение жизни, Мирьям Климовская, Запреты в Субботу, Рассказы, Судить в лучшую сторону
Один ам а-арец (невежда в Торе) жил напротив дома раввина. Однажды в субботу он увидел в окно, что в доме у раввина разожгли огонь. Наш герой знал о субботе не слишком много, но то, что зажигать огонь в этот святой день запрещено, он твердо усвоил. И недолго думая решил прибежать к соседу, чтобы упрекнуть его за нарушение законов Шабата. Но на улице шел дождь, поэтому наш ревнитель без колебаний схватил зонтик и бросился через дорогу — защищать святую субботу от поругания!
Раввин впустил соседа в дом и выслушал его гневную тираду о святости субботнего дня и о том, что в Торе написано «не зажигайте огня». После этого спокойно и мягко обратился к нему: «В моем доме сейчас гостит сын с семьей. У моей невестки неожиданно начались роды, и вызванная акушерка распорядилась разжечь огонь, чтобы согреть роженицу и вскипятить воду для нее. Мы сделали все это, поскольку опасность для жизни отменяет субботние запреты.
Но ты, друг мой, посмотри-ка на себя. Ты самоотверженно бросился укорять нас за нарушение законов Шабата, не подумав, что у нас могут быть на это причины, но при этом в твоей руке зонтик! А теперь посчитай, сколько субботних запретов ты сам нарушил, взяв его. Во-первых, поскольку у нас в городе нет эрува, ты сначала вынес его из личного владения в общественное, пронес его на расстояние больше четырех локтей, а входя к нам, внес его из общественного владения в личное. Кроме того, раскрытие зонта, согласно постановлению мудрецов, приравнивается к сооружению шатра, то есть тем самым нарушается запрет на строительство. Ты же сначала раскрыл его, переходя через улицу, а войдя к нам, закрыл, чем, соответственно, нарушил запрет на разрушение построенного. А поскольку на нем собралось много воды, ты еще и отжал его, нарушив запрет стирки. Не говоря уже о запрете переносить мукце. Теперь же посчитай, сколько субботних запретов ты нарушил, чтобы прийти и упрекать нас за нарушение Шабата!
Теперь ты видишь, что прежде чем поучать других, надо сначала выучиться самому. Как сказано: сначала укрась себя, а потом уже украшай других (Санедрин, 19а)».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?