Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Запреты в Субботу, Рав Эуд Авицедек
«Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний» (Шмот 35:3). «А после этого упомянул и предупредил на все поколения: Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний. То есть как будто сказал: Не делайте никакой работы во всех ваших поселениях, и включил все работы в работу огня, так как известно, что большинство работ, которыми занимаются люди, связано с огнем, и огонь их причина и основная суть. И потому Мудрецы установили нам в церемонии отделения субботы от будней на исходе субботы (авдале) благословлять на огонь, поскольку огонь есть начало работ при сотворении мира, как написано в первый день: “Да будет свет”» (Рабейну Бехайе).
Корни данной концепции — в высях небесных, и о подобном сказано: «Ведь слова Мои — как огонь». Слова Торы подобны горящим углям, нужно дуть на них, чтобы они разгорелись и засияли во всех своих оттенках. Но ради осторожности, чтобы не обжечься от их углей, мы постараемся только цитировать слова наших Учителей, ничего к ним не добавляя. В данном случае мы тоже начнем с высшей причины вещей:
«Знай, что первое речение творения: “И сказал Бог: Да будет свет”, включает все остальные речения, которые раскрылись позже, и оно является их главой и корнем. Так писал Раши в разделе Берешит: Все сотворено в первый день и т.д. Известно сказанное комментаторами о сотворении в шесть дней, что Писание говорит о нижних, но намекает на высшие миры, ибо одно напротив другого, одно ступенчато развивается из другого, раскрытое — из скрытого. И все намекает на мир, в котором присутствует Всевышний, — мир Ацилут. В этом смысл слов “Да будет свет”: тайна пламени, связанного с углем, и это — раскрытие имени Авайе, Собственного Имени י-ה-ו-ה.
Поэтому и сказано в Торе: “Ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий”, в тайне “пламени, связанного с углем”. Всевышний светит всему миру Своей Славой, и с этой стороны Он открыт. Но никакой разум, даже ангельский, не может постичь Его, как написано: “Не может увидеть Меня человек и остаться в живых” — подобно тому, что огонь светит, но рука человека не может его потрогать. Можно уподобить Ацилут огромному костру. От этого костра зажжен факел — мир Брия, а от факела свеча — мир Йецира, и он светит в темном доме, мире Асия, и все это — Высшей силой. Так можно истолковать слова раби Элиэзера аГадоль: “Небо, откуда сотворено? Из света Его одеяния, а свет — из снега под Троном Славы”.
…Тора сказала: “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний”, имея в виду — не делайте работы во всех ваших поселениях, ибо сотворение света огня включает творение всех работ…» (Шней Лухот аБрит, трактат Шабат 100).
Мы должны, однако, подробнее разобраться в корне того огня, который является основой творения Шести дней, и так мы уразумеем еще один оттенок глубины в принципе субботнего покоя: «Все действия происходят через качество Суда, и это известно, что действие — силой суда, как мы писали много раз. Ибо при каждом действии Творения, которые произвел и сделал Всевышний, в Торе употребляется имя Элоким (указывающее на суд). И когда нет здесь в мире суда, не подобает находиться круговому движению, которое предваряет все движения. Уже доказано, что это движение — со стороны качества суда, и когда нет в мире суда — нет здесь движения. …Ибо суд — это реализация потенциального, как мы находим во всем описании Творения в Торе употребляется имя Элоким, и отсюда мы знаем, что реализующее действие — происходит через качество Суда» (Маараль).
Все вышесказанное поможет нам понять еще одну концепцию относительно субботнего покоя. Ранее объяснялось, что основа акта Творения есть реализация воли Всевышнего на преумножение созданий в каждый день из Шести дней творения. Из слов Маараля мы учим, что все эти действия относятся в своей сущности к качеству Суда, укорененному в имени Элоким. Данную концепцию объясняет нам автор книги Лешем:
«Ибо каждому из светов Милостей и Судов установил Всевышний особые качества. Свойства Милостей — соединяться и объединяться, а свойство Судов — отдаляться и разделяться… И это — категории воды и огня. Вода слепляет. Например, тесто лепится с помощью воды. А огонь разъединяет, так как сожженная вещь распадается. Все влажное соединяется, а сухое — разъединяется.
И мы видим в любом действии — как мысленном, происходящем внутри разума, так и физическом, что оно происходит и продолжается только через возбуждение… А всякое возбуждение происходит, когда можно заметить движение: силы разума или силы тела возбуждаются и двигаются, и всякое движение связано с перемещением, и оно относится к категории разделения и множественности, когда силы разума или тела двигаются одна относительно другой, и раскрывается их множественность, и они зажигаются одна от другой и светят вовне, и от этого происходит новое действие — физическое или мысленное… Получается, что все это относится к свойствам Судов, поскольку в их силу все возбуждение, движение и выход раскрытия и силы вовне…».
Теперь мы можем в какой-то мере понять слова Шней Лухот аБрит, почему речение «Да будет свет» включает в себя все речения акта Творения. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
Суббота связана с понятием «все (и хорошее, и плохое) — добро», в котором раскрывается свет Милости. Суббота относится к тайне «возвратилось посланничество к пославшему»: все работы возвращаются к своему корню. Словами раби Моше Кордоверо: «Но есть известные дни, когда качество Суда не действует, поскольку свет Кетера властвует над ним и аннулирует его… Например, в субботу, когда мир “услащается” в тайне наслаждения; поэтому и не судят в субботу» (Томер Двора 2).
После того, как мы уяснили основные концепции данного вопроса, нам будет легко понять следующее: «Учили: Не зажигайте огня во всех поселениях ваших… и далее он говорит (Бемидбар 35:29): “И будут это вам законом судебным на поколения ваши, во всех поселениях ваших”. Как “поселения”, упомянутые далее, это суд, так и “поселения” здесь — это суд. И сказал Всевышний: Не зажигайте (что не приговаривают к смертной казни в субботу)» (Йевамот 6).
Не судят внизу, — ведь и наверху качество Суда не действует: «Сказал злодей Турнусруфус раби Акиве: Докажи мне, что Всевышний избрал почитать субботу. Сказал ему: Спиритизм доказывает. Мертвые вызываются во все дни недели и не вызываются в субботу. Тот человек проверял через своего отца, и он поднимался в каждый день недели, а в субботу не появлялся. Вызвал его в воскресенье и сказал ему: папа, с тех пор, как ты умер, ты стал соблюдающим субботу евреем?! Сказал ему: каждый, кто не соблюдает субботу у вас по своей воле, здесь он соблюдает ее против своего желания. Сказал ему: разве у вас есть работа, что вы трудитесь все дни недели, а в субботу отдыхаете? Сказал ему: все дни недели мы получаем наказание, а в субботу мы покоимся» (Берешит раба 11:5).
Теперь мы попробуем, со всем подобающим трепетом, различить еще один оттенок этого огня: огонь святости, который не прекращается и даже усиливается в святой день субботы.
«Все огни скрыты и спрятаны в день субботний, кроме одного огня высшей святости, который открывается… И огонь этот — пламя жертвоприношения Ицхака» (Зоар 2, 208). «Огонь святости и святая суббота переплетены друг с другом» (Зоар 3, 254).
«Пламя жертвоприношения Ицхака» — это святой огонь служения, как объясняет Шней Лухот аБрит: «Основное служение Всевышнему — это служение жертвоприношений… потому написано: “Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике”. И сказали Мудрецы, что если бы не постоянные жертвы, не существовали бы небо и земля. А представители народа, присутствовавшие при жертвоприношениях, читали описание творения мира из Торы, поскольку Всевышний сотворил мир для Своей славы и служения Ему, и жертвоприношения дают существование миру. Уже объяснялось, что всё сотворение мира содержится в сотворении “огня”. Так можно понимать слова Торы: “Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике”, то есть: огонь, приводящий к постоянному существованию мироздания вследствие того, что с помощью этого огня производят служение Всевышнему… И тогда пробуждается огонь свыше: “…и вышел огонь от Господа, и сжег на жертвеннике всесожжение…” А в субботу приносят двух овнов в дополнение к постоянным жертвам. Дело в том, что свидетельство выполняется при двух свидетелях, и мы свидетельствуем о том, что мир сотворен, и что Всевышний — властелин всех миров. Свидетельство это осуществляется посредством выполнения двух заповедей: одна предписывающая, другая запрещающая. Запрещающая— “не зажигайте огонь во всех поселениях своих”, — то, что мы покоимся в субботу; а предписывающая— “постоянный огонь будет гореть на жертвеннике, не угаснет” — что мы служим Ему огнем, показывая жертвоприношениями, что Он — Творец и Он — Властитель.
В субботу же добавляются жертвы, “огненное приношение, приятное благоухание” в дополнение к постоянной жертве, что указывает на то, что именно в субботу, которая символизирует сотворение мира и потому нам запрещена работа, именно по этой причине следует добавить священное служение… и это дополнение указывает на обновление и прибавление влияния, направленного на поддержание существования мира» (Трактат Шабат 110).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего