Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Запреты в Субботу, Рав Эуд Авицедек
«Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний» (Шмот 35:3). «А после этого упомянул и предупредил на все поколения: Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний. То есть как будто сказал: Не делайте никакой работы во всех ваших поселениях, и включил все работы в работу огня, так как известно, что большинство работ, которыми занимаются люди, связано с огнем, и огонь их причина и основная суть. И потому Мудрецы установили нам в церемонии отделения субботы от будней на исходе субботы (авдале) благословлять на огонь, поскольку огонь есть начало работ при сотворении мира, как написано в первый день: “Да будет свет”» (Рабейну Бехайе).
Корни данной концепции — в высях небесных, и о подобном сказано: «Ведь слова Мои — как огонь». Слова Торы подобны горящим углям, нужно дуть на них, чтобы они разгорелись и засияли во всех своих оттенках. Но ради осторожности, чтобы не обжечься от их углей, мы постараемся только цитировать слова наших Учителей, ничего к ним не добавляя. В данном случае мы тоже начнем с высшей причины вещей:
«Знай, что первое речение творения: “И сказал Бог: Да будет свет”, включает все остальные речения, которые раскрылись позже, и оно является их главой и корнем. Так писал Раши в разделе Берешит: Все сотворено в первый день и т.д. Известно сказанное комментаторами о сотворении в шесть дней, что Писание говорит о нижних, но намекает на высшие миры, ибо одно напротив другого, одно ступенчато развивается из другого, раскрытое — из скрытого. И все намекает на мир, в котором присутствует Всевышний, — мир Ацилут. В этом смысл слов “Да будет свет”: тайна пламени, связанного с углем, и это — раскрытие имени Авайе, Собственного Имени י-ה-ו-ה.
Поэтому и сказано в Торе: “Ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий”, в тайне “пламени, связанного с углем”. Всевышний светит всему миру Своей Славой, и с этой стороны Он открыт. Но никакой разум, даже ангельский, не может постичь Его, как написано: “Не может увидеть Меня человек и остаться в живых” — подобно тому, что огонь светит, но рука человека не может его потрогать. Можно уподобить Ацилут огромному костру. От этого костра зажжен факел — мир Брия, а от факела свеча — мир Йецира, и он светит в темном доме, мире Асия, и все это — Высшей силой. Так можно истолковать слова раби Элиэзера аГадоль: “Небо, откуда сотворено? Из света Его одеяния, а свет — из снега под Троном Славы”.
…Тора сказала: “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний”, имея в виду — не делайте работы во всех ваших поселениях, ибо сотворение света огня включает творение всех работ…» (Шней Лухот аБрит, трактат Шабат 100).
Мы должны, однако, подробнее разобраться в корне того огня, который является основой творения Шести дней, и так мы уразумеем еще один оттенок глубины в принципе субботнего покоя: «Все действия происходят через качество Суда, и это известно, что действие — силой суда, как мы писали много раз. Ибо при каждом действии Творения, которые произвел и сделал Всевышний, в Торе употребляется имя Элоким (указывающее на суд). И когда нет здесь в мире суда, не подобает находиться круговому движению, которое предваряет все движения. Уже доказано, что это движение — со стороны качества суда, и когда нет в мире суда — нет здесь движения. …Ибо суд — это реализация потенциального, как мы находим во всем описании Творения в Торе употребляется имя Элоким, и отсюда мы знаем, что реализующее действие — происходит через качество Суда» (Маараль).
Все вышесказанное поможет нам понять еще одну концепцию относительно субботнего покоя. Ранее объяснялось, что основа акта Творения есть реализация воли Всевышнего на преумножение созданий в каждый день из Шести дней творения. Из слов Маараля мы учим, что все эти действия относятся в своей сущности к качеству Суда, укорененному в имени Элоким. Данную концепцию объясняет нам автор книги Лешем:
«Ибо каждому из светов Милостей и Судов установил Всевышний особые качества. Свойства Милостей — соединяться и объединяться, а свойство Судов — отдаляться и разделяться… И это — категории воды и огня. Вода слепляет. Например, тесто лепится с помощью воды. А огонь разъединяет, так как сожженная вещь распадается. Все влажное соединяется, а сухое — разъединяется.
И мы видим в любом действии — как мысленном, происходящем внутри разума, так и физическом, что оно происходит и продолжается только через возбуждение… А всякое возбуждение происходит, когда можно заметить движение: силы разума или силы тела возбуждаются и двигаются, и всякое движение связано с перемещением, и оно относится к категории разделения и множественности, когда силы разума или тела двигаются одна относительно другой, и раскрывается их множественность, и они зажигаются одна от другой и светят вовне, и от этого происходит новое действие — физическое или мысленное… Получается, что все это относится к свойствам Судов, поскольку в их силу все возбуждение, движение и выход раскрытия и силы вовне…».
Теперь мы можем в какой-то мере понять слова Шней Лухот аБрит, почему речение «Да будет свет» включает в себя все речения акта Творения. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
Суббота связана с понятием «все (и хорошее, и плохое) — добро», в котором раскрывается свет Милости. Суббота относится к тайне «возвратилось посланничество к пославшему»: все работы возвращаются к своему корню. Словами раби Моше Кордоверо: «Но есть известные дни, когда качество Суда не действует, поскольку свет Кетера властвует над ним и аннулирует его… Например, в субботу, когда мир “услащается” в тайне наслаждения; поэтому и не судят в субботу» (Томер Двора 2).
После того, как мы уяснили основные концепции данного вопроса, нам будет легко понять следующее: «Учили: Не зажигайте огня во всех поселениях ваших… и далее он говорит (Бемидбар 35:29): “И будут это вам законом судебным на поколения ваши, во всех поселениях ваших”. Как “поселения”, упомянутые далее, это суд, так и “поселения” здесь — это суд. И сказал Всевышний: Не зажигайте (что не приговаривают к смертной казни в субботу)» (Йевамот 6).
Не судят внизу, — ведь и наверху качество Суда не действует: «Сказал злодей Турнусруфус раби Акиве: Докажи мне, что Всевышний избрал почитать субботу. Сказал ему: Спиритизм доказывает. Мертвые вызываются во все дни недели и не вызываются в субботу. Тот человек проверял через своего отца, и он поднимался в каждый день недели, а в субботу не появлялся. Вызвал его в воскресенье и сказал ему: папа, с тех пор, как ты умер, ты стал соблюдающим субботу евреем?! Сказал ему: каждый, кто не соблюдает субботу у вас по своей воле, здесь он соблюдает ее против своего желания. Сказал ему: разве у вас есть работа, что вы трудитесь все дни недели, а в субботу отдыхаете? Сказал ему: все дни недели мы получаем наказание, а в субботу мы покоимся» (Берешит раба 11:5).
Теперь мы попробуем, со всем подобающим трепетом, различить еще один оттенок этого огня: огонь святости, который не прекращается и даже усиливается в святой день субботы.
«Все огни скрыты и спрятаны в день субботний, кроме одного огня высшей святости, который открывается… И огонь этот — пламя жертвоприношения Ицхака» (Зоар 2, 208). «Огонь святости и святая суббота переплетены друг с другом» (Зоар 3, 254).
«Пламя жертвоприношения Ицхака» — это святой огонь служения, как объясняет Шней Лухот аБрит: «Основное служение Всевышнему — это служение жертвоприношений… потому написано: “Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике”. И сказали Мудрецы, что если бы не постоянные жертвы, не существовали бы небо и земля. А представители народа, присутствовавшие при жертвоприношениях, читали описание творения мира из Торы, поскольку Всевышний сотворил мир для Своей славы и служения Ему, и жертвоприношения дают существование миру. Уже объяснялось, что всё сотворение мира содержится в сотворении “огня”. Так можно понимать слова Торы: “Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике”, то есть: огонь, приводящий к постоянному существованию мироздания вследствие того, что с помощью этого огня производят служение Всевышнему… И тогда пробуждается огонь свыше: “…и вышел огонь от Господа, и сжег на жертвеннике всесожжение…” А в субботу приносят двух овнов в дополнение к постоянным жертвам. Дело в том, что свидетельство выполняется при двух свидетелях, и мы свидетельствуем о том, что мир сотворен, и что Всевышний — властелин всех миров. Свидетельство это осуществляется посредством выполнения двух заповедей: одна предписывающая, другая запрещающая. Запрещающая— “не зажигайте огонь во всех поселениях своих”, — то, что мы покоимся в субботу; а предписывающая— “постоянный огонь будет гореть на жертвеннике, не угаснет” — что мы служим Ему огнем, показывая жертвоприношениями, что Он — Творец и Он — Властитель.
В субботу же добавляются жертвы, “огненное приношение, приятное благоухание” в дополнение к постоянной жертве, что указывает на то, что именно в субботу, которая символизирует сотворение мира и потому нам запрещена работа, именно по этой причине следует добавить священное служение… и это дополнение указывает на обновление и прибавление влияния, направленного на поддержание существования мира» (Трактат Шабат 110).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»