Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Онег Шабат, Запреты в Субботу, Шалом, Рав Эуд Авицедек
Основной принцип качества святости — возвышение материи на уровень духовной категории, что связано со стихией огня: вознесение материального к духовному. «Ибо огонь — нематериальная вещь, поскольку у него нет материального тела, и потому нематериальную вещь аллегорически называют огнем» (Маараль, Сефер аТиферет). «И когда человек усиливает свои корни в святости, то стихия огня в его сердце возвышает его, чтобы идти по путям Творца, прилепляться к своему Корню. И это горит в нем ярким пламенем, он жаждет Торы и служения, как сказано: “Жаждет Тебя моя душа”, и написано: “О, всякий жаждущий, идите к воде”. И тогда стихия воды в мозгу человека пробуждается и взращивает для него правильный разум, для Торы и служения» (Нефеш аХаим).
Так выглядит человек, освящающийся пламенем служения: «Когда человек освящается святостью своего Творца, то даже его материальные действия становятся святыми в прямом смысле слова. Пример этому — поедание жертвоприношений священниками, что само по себе является повелительной заповедью, и сказали Мудрецы: “Священники едят, а принесшие жертву — получают искупление”. …Еда и питье, которые употребляет святой человек, как будто приносятся на жертвенник… Мудрецы Торы, святые в своих путях и деяниях, подобны Храму и жертвеннику» (Месилат йешарим 26). Такова сущность еды в субботу и заповеди получать наслаждение в этот день.
Постоянный огонь, горящий на жертвеннике, усиливается в святую субботу, поскольку это — огонь святости, корень которого — субботний день.
Возвышенное достоинство этого святого огня убирает огонь качества Суда и не дает ему действовать, поскольку его сущность в корне своем исправляет цель огня Суда. И об этом сказали Мудрецы: «Есть огонь, пожирающий огонь. Он поедает и уничтожает его, поскольку есть огонь, который сильнее огня» (Зоар 1, 50).
Это объясняют так: «Написано (Шмот 35:3): “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний” — в чем причина? Чтобы не показывать Суд в этот день. А если скажешь: А ведь для Всевышнего поднимается (всесожжение на жертвеннике в огне)? “Во всех ваших поселениях” сказано, а не для Всевышнего. И тот огонь, что поднимается для Всевышнего — для покрытия другого огня поднимается, как мы учили “есть огонь, пожирающий огонь”» (Зоар 2, 89).
Разберемся подробнее. Цель «огня» качества Суда — это очищение человека и мироздания от примесей, от категории зла, и установление и укреплении их в правильном и исправленном порядке. Однако в субботний день святой народ освящается его святостью, и они поднимают и возвышают огнем святости все мироздание — включая его материальный аспект. Эта святость объединяет своим совершенством духовное и материальное, чтобы они вновь прилепились к святому корню реальности. Когда этот святой огонь пылает, нет нужды в огне качества Суда. В корне данного вопроса заложено, что в субботу светит тот «день, что весь суббота», когда зло будет аннулировано в мире, и тогда качество Суда не будет потребно, и все мироздание будет «услащено пламенем милосердия».
«Иерусалим был разрушен только за то, что в нем нарушали субботу». «Писание поставило в зависимость разрушение Храма только от нарушения субботы, как сказал Ирмияу (17:21-27): “Так сказал Господь: Берегите души ваши и не носите ноши в день субботний, и не вносите в ворота Йерушалаима. И не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, а святите день субботний, как заповедал Я отцам вашим… А если вы не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить ноши, входя в ворота Йерушалаима в день субботний, то зажгу Я огонь в воротах его, и пожрет он дворцы Йерушалаима, и не погаснет”» (Рабейну Бехайе).
И объясняет Маараль: «Следует знать, что всякая святая вещь, которая профанируется, как например трума, ставшая ритуально нечистой, должна быть сожжена. И потому мясо жертвоприношений, которое стало негодным, сжигается, и дочь коэна, изменившая мужу, оскверняет своего отца и заслуживает казни огнем. Причина этого в том, что святость уподоблена огню, и потому объекты нижнего мира, материальные, могут присоединиться ко всем стихиям, кроме огня, и как сказали (Сота 14): “За Господом Богом идите… и к Нему прилепляйтесь”… А разве возможно человеку прилепиться к Божественному Присутствию, — ведь написано: “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий”, и поскольку Он — “огонь пожирающий”, Он свят и отделен от всех обитателей нижнего мира, которые не смогут соединиться с огнем. И потому правильно, что святая вещь, потерявшая свою святость, сжигалась в огне. Поэтому, когда люди не соблюдают и оскверняют святой субботний день, подобает, чтобы они получили возмездие пожаром».
Маараль объясняет подробнее: «И еще следует знать, что святая вещь, когда она оскверняется, должна быть судима огнем, вследствие силы и мощи, которые есть у огня, как написано (Дварим 4): “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий, Бог ревнивый”. А святая вещь, вышедшая из своей святости, судится наиболее суровым качеством Суда. И известно знающим Мудрость, что качество Суда внизу — слабое, а качество Суда вверху — суровое, ибо в материальных обитателях нижнего мира нет сурового качества Суда, а святые вещи, обладающие святостью из высшего мира, судятся огнем, он же — суровое качество Суда, ибо нет суровее огня».
«Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний, и даже в теле. А что это за геенна в теле? Это печень, в которой желчь (гнев), которая и есть геенна, смертельный яд чуждого бога, меч ангела смерти… И необходимо не возбуждать печаль и ссору со стороны желчи» (ТикунейЗоар).
Раби Цадок аКоэн разъясняет: «Дело в том, что все три нечистые оболочки: зависть, вожделение и тщеславие, называются “огнем”. К примеру, о зависти и гневе написано: “…и ярость горела в нем”. Они — оболочки Эсава, отбросы Ицхака, который является огнем суровости, относящимся к святости. И о вожделении также сказано (Ошеа 7): “Все они развратничают, как горящая печь…” Это — оболочка Ишмаэля, отбросы святого качества Хеседа (милости), которое персонифицировалось в нашем праотце Аврааме. Относительно любви мы также находим в Песне Песней: “Великие воды не смогут потушить любви… угли ее — угли огня, пламень Господень”. И отбросы, чуждые качества и привязанности, также называются огнем… Это относится и к гордыне, как известно, что огонь поднимается вверх…».
Нам заповедано воздерживаться от зажигания этого огня, в особенности в субботний день: «Все виды огня — ведь все эти три оболочки называются огнем дурного начала в человеке, а также пламя Геенны, которое также есть огонь дурного начала — все они аннулируются в субботу, как написано в Зоаре: “И все виды иного огня сокрыты и спрятаны в день субботы”» (р.Цадок аКоэн). А святой огонь служения горит ярче всего именно в этот святой день.
И даже от гнева, связанного со святостью, следует воздерживаться, как учили нас каббалисты: «Есть определенные дни, когда качества суровости не действуют, и люди не нуждаются в них… тогда не время использовать эти жесткие качества. Например, в субботу, когда мир “услащается” в тайне субботнего наслаждения, и не судят в субботу…» (Томер Двора 2).
«Ибо субботний день должен весь быть в приятстве и милости, в мире и великой любви, ибо даже злодеи в геенне покоятся в субботу. И поэтому выказывать гнев в субботу — двойное преступление. Стих “Не зажигайте огня во всех ваших поселениях в день субботний” — это знак: не зажигайте огонь спора, гнева и ярости» (Шней лухот аБрит).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»