Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глубочайшая взыскательность суда по отношению к совершенному человеку имеет место в вопросе труда

Совершенство души — непрекращающийся процесс возвышения

«Необходимо знать: несмотря на то, что мы не чувствуем никакого другого действия души в теле, кроме жизненности и разумения, в природе души очищать само тело и его материю и возвышать их ступень за ступенью, пока тело не станет достойным сопровождать ее в наслаждении совершенством» (Рамхаль, Путь Творца 1:3). Акт очищения тела совершенствует саму душу: «Очищение тела — действие, подобающее душе по ее природе и закону, ибо для этого она создана. И всякое создание совершенствуется, когда выполняет то, что постановил ему делать Творец; и недостает этому созданию совершенства все время, пока не выполняет предписанного ему Творцом» (там же).

«Душа знает, что все ее старания — для нее же самой» (Ялкут, Коэлет).

Прерывание процесса труда приводит к недостатку — греху

«Значение слова хет (грех) — недостаток» (Нефеш аХаим).

«Путь жизни вверх для разумеющего, чтобы отойти от преисподней внизу» — человек называется «идущим», поскольку должен постоянно идти от одной ступени к другой. И если не поднимается вверх — спускается все ниже и ниже, поскольку невозможно ему стоять на одной и той же ступени. Об этом и сказано: «Путь жизни вверх…», чтобы не свернул к спуску вниз, в преисподнюю. И, идя «путем жизни» — отойдет от преисподней» (Притчи 15:24 и комментарий Гаона).

«Невозможно стоять на одной и той же ступени» — человек называется «духом говорящим», и именно в этом духе находится человеческое в человеке: его жизненная сила и свобода выбора. Виленский Гаон в комментарии на Сифра диЦниута писал, что основная сущность человека — в его аспекте руах, «дух» (в душе различаются три аспекта: нефеш, руах, нешама), и именно он поднимается и опускается. Вся сущность духа, дуновения — это движение; стоящего дуновения не существует. Корень вопроса в том, что объяснялось выше: достоинство человека и его совершенство уже находятся в нем в потенции — это его душа и его часть в Торе. Так и недостатки тела и низменность его сути уже находятся в человеке — это его животная душа и тело. Вся задача человека заключается в его движении вверх, цель его сотворения — труд для восполнения своей формы, чтобы в ней не было изъяна — греха.

«Сказал раби Йоханан: В каждом месте Писания, где сказано “И сидел он” — речь идет о страдании» (Санедрин 106). Маараль объясняет: «Сидение приносит человеку нелады. Ведь когда человек трудится, он как будто не находится в состоянии совершенства из-за труда, которым он занят, а тот, кто не достиг совершенства, нуждается в восполнении, и это не является для него недостатком. Но тот, кто покоится и не движется — как будто уже достиг совершенства, а стало быть обладает изъяном и недостатком».

***

Мы возвращаемся к вопросу, который подняли в начале данного эссе: что такое «завет работы»? Выясняется, что это завет на сотворение формы человека, на труд во всех его формах. Это завет, который Творец заключил с человеком для построения его образа и совершенства его цели в мире.

Отсюда мы приходим к объяснению слов Мудрецов, показавшихся нам странными: «Тот, кто наслаждается плодами рук своих, более велик, чем богобоязненный. Ведь о богобоязненном написано: “Счастлив муж, боящийся Господа”, а о наслаждающемся плодами своих рук: “Когда будешь вкушать труды рук своих,— счастлив ты и хорошо тебе” (Псалмы 128): счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в Грядущем мире; а по поводу богобоязненного не сказано: “…и хорошо тебе” (Брахот 8).

На основе нового осознания понятий, которого мы удостоились, это высказывание засияет для нас новым светом. Маарша объясняет: “Его можно понять в соответствии со сказанным в трактате Таанит (25). Там рассказывается о раби Ханине бен Досе, который очень нуждался, молился о помощи Всевышнего, и ему упала с неба золотая ножка от стола. Во сне он увидел, что этой ножки ему будет недоставать в Грядущем мире”. Об этом и сказано “Тот, кто наслаждается плодами рук своих, более велик…”: ведь он не уменьшает своей доли в Грядущем мире, и потому о нем написано “и хорошо тебе”, “…чем богобоязненный”, который пытается получить материальную награду за свою праведность и тем самым уменьшает свою долю в Грядущем мире; потому и не сказано о нем: “…хорошо тебе”.

Глубочайшая взыскательность суда по отношению к совершенному человеку имеет место в вопросе труда. Всякий изъян в этом аспекте есть изъян в завете, недостаток в самой форме человека и его цели в этом мире. Просьба о получении плодов своего духовного труда в материальном мире — это желание жить здесь в реальности мира награды, а об этом предупреждает Писание: “И храни заповедь, законы и установления, которые я заповедую тебе сегодня, чтобы выполнять их” (Дварим 7:11): “Сегодня выполнять их, а не завтра выполнять их, сегодня выполнять их, но не сегодня получать за них награду” (Авода зара 3).

В этом и заключалось нарекание Свыше в адрес праотца Яакова, который хотел сидеть спокойно: “Праведники хотят сидеть в спокойствии, говорит Всевышний: недостаточно праведникам того, что ждет их в Грядущем мире, так они хотят еще и сидеть в спокойствии в этом мире?!” (Раши, Берешит 37:2).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»