Из цикла «Знание Субботы», темы: Человек, Суббота, Самосовершенствование, Рав Эуд Авицедек
«Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Святой, благословен Он, мог создать человека, совершенного с момента рождения, если бы только захотел — ведь нет Ему препятствий. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается! И он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, благословенный, вращает мир и управляет им в пяти названных состояниях, которые по сути своей есть этапы взросления мира! Мир движется и взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего движется к раскрытию ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат Твунот 148).
Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания. Как мы уже говорили, совершенство человека — его душа и его доля в Торе — дается ему до его прихода в этот мир, но оно скрыто завесой тела, и человек постоянно трудится все дни своей жизни над тем, чтобы раскрыть его и удостоиться к нему прилепиться. Таково же положение дел относительно всего мироздания как целого.
Совершенство мироздания — это Грядущий мир, который был эманирован еще до бытия материального мира. «Ибо Именем Й-а (י-ה) создал миры». Этот мир создан буквой ה, а Грядущий мир — буквой י, и мы видим, что буква י стоит первой в Имени Всевышнего, а ה — последней. Мы знаем, что сначала был сотворен Грядущий мир, а затем уже мир материальный. «Сотворен вначале» — речь идет не о времени, а о первенстве в уровне и в порядке постепенного развития. Однако это совершенство было закрыто от нас покровом материальности нашего мира. Ведь единство Творца наполняло все мироздание, но оно было скрыто за завесой природы, созданной в Шесть дней творения. Слава Царства Творца была спрятана под Управлением свободы выбора, порождением качества Суда, властвующего в нашем мире.
Всевышний управляет миром через медленный линейный процесс, который проходит через затмения, сокрытие Его Царства, осквернения Его великого Имени, беды и страдания, пока не придет к полному исправлению, дню, когда совершенство мира полностью перейдет из потенциального состояния в реальное, и Единство Творца раскроется в мироздании: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».
Здесь нам раскрывается замечательный принцип: человек, трудясь в этом мире, ставит себя в положение уподобления формы своему Создателю, а ведь это и есть максимальное совершенство человека — уподобиться путям Всевышнего. Праведник своим трудом раскрывает не только свое совершенство — собственную душу и долю в Торе, которые были у него в потенции, но и свет души всех душ. Он раскрывает волю Всевышнего в мире. Праведник очищает не только свое тело, но и все мироздание; он возвышает его своей святостью все выше и выше, пока не приведет к полному исправлению. Такой святой человек объединяет все создания для того, чтобы сделать их них единый инструмент для раскрытия единства и царства Всевышнего в мире.
«И завершил Б-г в седьмой день свой труд, который делал» (Берешит 2:3) — не трудом и не тяжкой работой сотворил Всевышний свой мир (для Него нет никакого труда и работы), но чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, весь сотворенный трудом и тяжкой работой, и дать добрую награду праведникам, дающим существование миру, который весь сотворен трудом и тяжкой работой (с нашей стороны сотворение мира кажется трудом). Поразмыслите над этим как следует.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»