Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Чудеса, Танаим, Александр Кац
Раби Ханина бен Доса — прославленный чудотворец и праведник. Ученик р. Йоханана бен Закая.
В заслугу его молитв исцелялись больные, и он мог заранее предсказать: «Этот будет жить, а этот умрет», т.к. чувствовал, когда его молитва принимается, а когда отвергается (Брахот 34б).
Рассказывается, что, когда заболел сын р. Гамлиэля, тот направил посланцев к р. Ханине. Вознеся молитву, р. Ханина сказал: «Возвращайтесь, жар уже оставил больного». Посланцы запомнили время его молитвы, и, когда они вернулись к р. Гамлиэлю, оказалось, что исцеление произошло именно в то мгновение.
В другой раз, когда р. Ханина исцелил от смертельной болезни сына своего учителя р. Йоханана, пораженная жена р. Йоханана воскликнула: «Неужели твой ученик Ханина более велик, чем ты?!». Р. Йоханан объяснил: «Я подобен министру, которого только изредка допускают к Царю, а Ханина подобен служке, который входит к Царю в любую минуту» (Брахот там же).
Своей молитвой р. Ханина вызывал и прекращал дожди (Таанит 24б).
Он обладал обостренным сознанием того, что все во Вселенной происходит исключительно по воле Всевышнего. Однажды его дочь по ошибке залила в субботнюю лампаду вместо масла уксус. Раби Ханина успокоил ее: «Какая разница?! Тот, Кто повелевает маслу гореть, прикажет, чтобы уксус, горел, как масло». И действительно, лампада с уксусом светила весь Шабат, и от нее был взят огонь для авдалы (там же 25а).
Семья р. Ханины жила в крайней бедности. В трактате Брахот (17б) рассказывается, что Голос с Небес провозгласил: «Весь мир насыщается в заслугу Ханины, Моего сына, а Ханина, Мой сын, обходится горстью стручков рожкового дерева от одного Шабата до другого». В Талмуде сказано, что заслуги р. Ханины охраняли все его поколение (Хагига 14а).
Раби Ханина был известен своей абсолютной порядочностью и высочайшими нравственными качествами. Комментируя стих Торы (Шмот 18:21): «Ты же высмотри из всего народа… людей правдивых, ненавидящих корысть», мудрецы объясняют: «подобных р. Ханине бен Досе» (Мехильта, Итро 2).
Он учил: «У того, чьи добрые дела превосходят его мудрость, мудрость будет устойчивой, но у того, чья мудрость превосходит его дела, мудрость недолговечна» (Авот 3:9). И еще он говорил: «Каждым, кем довольны люди, доволен и Б-г, но каждым, кем недовольны люди, и Б-г недоволен» (там же 3:10).
Раби Ханина был свидетелем разрушения Храма (Седер адорот).
В трактате Сота (49а) отмечается, что «со смертью р. Ханины перевелись люди, творящие великие чудеса».
Пещера, в которой он погребен, расположена в Галилее, у деревни Арбэ.
Читайте: 17 Таммуза и 9 Ава — период скорби о разрушении Храма.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»