Из цикла «Уроки Знания», темы: Обида, Мудрецы, Духовное развитие, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Самосовершенствование, Рав Маариль Блох
Качества мудрецов[1]
Повествует Талмуд:
«Сказано в Барайте: “Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр”». Однажды раби Элазар, сын раби Шимона, возвращался из дома своего учителя, что в Мигдаль Гадуре верхом на осле. Он ехал по берегу реки и был полон великой радости, ибо многое постиг в Торе. Ему повстречался один исключительно уродливый человек, который приветствовал его словами: «Мир тебе, раби!» Раби Элазар не ответил на его приветствие, сказав: «Глупец! Как же ты отвратителен! Что, у вас в городе все так же безобразны, как ты?» Тот ответил: «Этого я не знаю. Ты же обратись к Мастеру, создавшему меня, и скажи Ему: “Сколь уродлив этот сосуд, который Ты сотворил!”» Раби Элазар понял, что согрешил, спустился с осла и простерся перед этим человеком, говоря: «Я оскорбил тебя, прости меня!» «Я не прощу тебя, — ответил он, — предстань перед Мастером, создавшим меня, и скажи Ему: как уродлив этот сосуд, который Ты сотворил!» Раби Элазар следовал за этим человеком, пока они не дошли до города, в котором тот жил. Все жители города вышли навстречу мудрецу, приветствуя его: «Мир тебе, раби, раби, учитель, учитель!» Униженный человек спросил: «Кого вы называете раби?» Ему ответили: «Того, кто следует за тобой». Тогда он сказал: «Если это раби, пусть не будет подобных ему в Израиле!» «Но почему?» — спросили его. И он рассказал, как с ним обошелся раби Элазар. Тогда жители города начали его упрашивать: «Ты все же прости его, ибо он велик в Торе», на что он ответил: «Ради вас я его прощаю, но пусть он больше никогда так не поступает!» Раби Элазар, сын раби Шимона сразу же вошел в Дом Учения и во всеуслышание провозгласил: «Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр!»[2]
На первый взгляд, это очень странная история. Как могло случиться, что раби Элазар, сын раби Шимона, не только не ответил на приветствие человека, да еще и упрекнул его за внешнее уродство?
Более того, все это произошло после того, как он «многое постиг в Торе». Можем ли мы представить себе, в какой святости и чистоте раби Элазар изучал Тору и как высок был его уровень, когда он возвращался из дома своего учителя, где многое постиг в Торе и был полон великой радости?! Как могло случиться, что, пребывая на вершине высочайшей мудрости, он ответил человеку, почтительно приветствовавшему его, оскорблением и презрением? Даже необразованные и невежественные люди не станут унижать человека, благословляющего их миром, только из-за того, что тот некрасив!
Странно и то, что сразу после завершения этой истории, раби Элазар, сын раби Шимона, вошел в Дом Учения и провозгласил: «Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр». Разве до сих пор он не знал, что не следует унижать людей без всякой причины? И еще одно непонятно: почему качество, которое раби Элазар обрел в результате этого случая, — это «гибкость тростника»? Получается, что его вывод звучит так: человек всегда должен быть гибким, как тростник, и если кто-то обратится к нему со словами благословения, не следует обрушивать на него оскорбления. Да разве это верный вывод?! И вообще, по всей видимости, причиной случившегося была гордыня, а вовсе не недостаток гибкости!
На самом деле в этой истории можно увидеть не только недостаток мудреца, но и его величие! Ведь, осмыслив, что он обидел человека, раби Элазар униженно просил прощения, простершись перед ним на земле! Его не смутило, что все жители города узнали о позорящем его поступке, когда на их глазах он умолял обиженного о прощении. И чем больше мы понимаем неблаговидность его поступка, тем более нас поражает то, что раби Элазар не побоялся публичного унижения. Но все же по-прежнему непонятно, как раби Элазар вообще мог совершить подобное.
Обычно, сталкиваясь с такого рода неясностями, предлагают сомнительные ответы вроде того, что раби Элазар был настолько воодушевлен Торой, что не смог совладать со своими чувствами. Но на самом деле радость Торы, проистекающая из святости и чистоты, не может привести человека к заносчивости и тщеславию.
У меня есть объяснение, и оно мне кажется верным. Когда раби Элазар возвращался из дома своего учителя, где постиг многое в Торе и был полон великой радости, он пребывал в состоянии возвышения, святости и чистоты, и всей своей душой ощущал величие Торы. Это чувство переполняло его настолько, что его сердце не могло смириться с никчемностью и пустотой людей, лишенных сияния Торы. Буквальное значение выражения «ощущать радость в сердце» — «отделиться», как в стихе: «И не отделится “хошен” от “эфода”»[3]. Разум раби Элазара в это время преодолел все ограничения, расширился и возвысился над обыденностью, заполняющей разум простых людей. Его переполняло единственное чувство: восхищение святостью и величием Торы. И гордость собой тоже была вызвана «расширением сознания».
Повстречавшийся же ему человек был «исключительно безобразен» не в физическом смысле. Ведь если люди некрасивы видом, но обладают духовной утонченностью, то перестают казаться уродливыми. А уж раз сам раби Элазар, сын раби Шимона, упрекнул человека за его уродство, — нет сомнения, что оно заключалось именно в приземленности и отсутствии мудрости и знания, — ведь неслучайно раби Элазар назвал его «глупцом»! Это слово на Святом языке связано с понятием «пустоты»: «глупый» — означает «пустой».
Будучи возвышенным величием Торы, раби Элазар был не в силах вынести уродство приземленности. Поэтому он ответил человеку грубо: «Глупец! Как же ты отвратителен!»
Похожее произошло, когда раби Шимон бар Йохай и его сын, раби Элазар, вышли из пещеры, в которой скрывались двенадцать лет: «Они увидели людей, которые пашут и сеют, и были этим поражены: “Эти люди пренебрегают вечной жизнью и предпочитают временную!” Всякое место, на которое раби Элазар обращал свой взгляд, тут же сгорало в огне»[4]. Суть этого повествования в том, что, выйдя из пещеры[5], два великих мудреца находились в столь возвышенном состоянии духа, что не могли представить себе, как вообще люди могут заниматься заботами преходящего материального мира, пренебрегая вечным уделом в мире Грядущем. Они настолько глубоко ощущали это всей мощью своего мышления и воспринимали чувствами, что огнем своего острого и проникающего в самую суть видения сжигали все, на чем останавливался их взгляд[6]. В результате с Небес раздался глас: «Неужели вы вышли из пещеры, чтобы разрушить Мой мир?! По Моему замыслу мир нуждается и в таких людях и не может без них существовать, а потому — возвратитесь назад в пещеру!»
В таком же возвышенном состоянии находился раби Элазар, сын раби Шимона, возвращаясь из дома своего учителя, где постиг многое в Торе. Его мысль была настолько глубока и проницательна, что, увидев столь уродливого человека, он просто был не в состоянии ответить на его приветствие. Вместо этого он воскликнул: «Глупец! Как же ты отвратителен!» Он не был в силах понять, как в мире мог существовать человек, у которого не чувствовалось никакой связи с Торой. Поэтому он и спросил: «Может быть, у вас в городе все так же безобразны, как ты?» Другими словами: «Может быть, тебе пришлось жить среди таких же ущербных людей и не у кого было учиться?»
На это оскорбленный ответил: «Обратись к Мастеру, сотворившему меня, и скажи Ему: “Как безобразен этот сосуд, который Ты создал!”» И раби Элазар, в своем величии и мудрости, услышал в его простых словах удивительно мудрое наставление: «Неужели человек — создание рук Б-га — настолько уж уродлив? Ведь, будучи сотворенным согласно своей природе, но лишенным Знания Торы, он вынужден стать таким! Пойди и спроси Того, Кто сотворил человека: “Почему Ты сделал его таким отталкивающим?”»
И раби Элазар сразу же понял, что согрешил, вошел в Дом Учения и провозгласил: «Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр!» Действительно, человек должен быть твердым, как кедр, обладать мощью Знания и уметь, отбросив сомнения, принимать ясные и твердые решения. И конечно, у раби Элазара, сына раби Шимона, хватило мощи, чтобы достичь качества «твердости кедра» и ни на йоту не отклоняться от твердых и ясных решений. И поистине, сколь порочно свойство легкомысленных людей перескакивать с одной мысли на другую и их неспособность сосредоточиться на главном. Пребывая в постоянных метаниях, они никогда не могут сделать правильный выбор и с уверенностью сказать: «Это мой путь и мое решение!»
«Твердость кедра» — это великое качество, и для его обретения человеку требуется много усилий. И все же после случившегося раби Элазар, сын раби Шимона, обнаружил, что существует и еще более важное достоинство. Он осознал, что хотя человек должен обладать настолько мощным знанием, чтобы его не смогли поколебать никакие ветра, все же он не должен, подобно кедру, неподвижно стоять на одном месте, как преткновение на пути, о которое спотыкается каждый проходящий. Нет, ему надлежит быть «гибким, как тростник». Мудрецы объясняют это свойство следующим образом: «При дуновении ветра тростник склоняется в сторону, а когда ветры утихают, он возвращается на прежнее место»[7]. Это означает, что так же как и кедр, тростник прочно укоренен на своем месте, и никакие ветра не в силах вырвать его корни. Но все же с каждым порывом ветра он склоняет голову. Таким следует быть и человеку. Хотя он обязан обладать мощным разумом, твердо придерживаться своих решений и обрести ясность осознания, все же и это не должно сделать его твердым, как кедр. Ему нельзя неподвижно стоять на месте, чтобы все спотыкались о него, как о дерево или камень. Он должен обладать более гибкими и утонченными качествами. Человек обязан проявлять мягкость к людям, относиться к ним с уважением, чувствовать и понимать их состояние. Но сам он при этом всегда должен оставаться на своем месте, не отрываясь от него.
Все это учит нас стремлению к утонченности души. Мы должны усовершенствовать ее так, чтобы она соответствовала критериям величия. Слишком упрямое сознание — это не лучшая черта характера. Даже это важное качество необходимо сделать более гибким.
Я хочу здесь добавить еще кое-что для самых понимающих. По определению наших мудрецов, благословенной памяти, человек подобен книге Торы: «Бен Азай говорит: “Вот книга порождений человека”[8] — этот стих раскрывает важный принцип Торы»[9]. В Талмуде от имени раби Шимона бен Элазара сказано: «Присутствующий при кончине обязан в знак скорби порвать на себе одежды, ибо смерть человека подобна сгоранию свитка Торы»[10]. В мире нет ничего, что не было бы записано в Торе. Наши мудрецы сказали об этом: «Нет ничего, на что не было бы указания в Торе». А в Тайном Учении говорится: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир»[11]. Поэтому в мироздании нет такого предмета или идеи, которые не были бы заложены в человеке — «малом мире».
В Торе есть буквы, огласовки, знаки кантелляции и коронки над буквами — и один из самых сокровенных разделов Тайного Знания посвящен изучению их корней в мирах высшей святости, и не в наших скромных возможностях это понять, ведь перед нами — безбрежный океан мудрости.
Наши мудрецы, благословенной памяти, учат нас, что буквы святого языка не являются простыми договорными символами, как в других языках. У каждой буквы святого языка есть корень в высших мирах, представляющий собой высший огонь. Оттуда они спускаются уровень за уровнем, пока не появляются перед нашими глазами в виде очертаний букв «алеф», «бет»… Небесная книга Торы составлена из высших букв Торы — «наслаждения Всевышнего», а у нас она существует в виде свитка, созданного огнем этих спустившихся в наш мир и записанных букв.
Из святых слов Торы мы узнаем, что ее буквы соответствуют двумстам сорока восьми органам тела человека. Огласовки соответствуют духу, а знаки кантелляции — душе. И как огни букв Торы, спускаясь в нижний мир, воплощаются в буквах, сохраняющих определенную связь с огнями, существующими только наверху, в мирах высшей святости, — так и огни, горящие в душе человека, обладают определенной связью с буквами, которыми начертано название каждого свойства души. Например, «хесед» — качество милосердия — выражено в Торе буквами «хет», «самех» и «далет», и в душе человека пламенеют огни, связанные с формой этих букв, и их сила соответствует высшим огням, заключенным в качестве милосердия.
Однако, кроме букв, каждое душевное качество содержит и огласовки, знаки кантелляции и коронки над буквами. Они соотносятся с «телом» каждого из качеств так же, как дух и душа соотносятся с физическим телом. У каждого душевного качества есть тело, дух и душа. Человек обладает особым чувством, позволяющим ему решать, как использовать не только каждое из своих качеств, то есть буквы, но и его огласовки, знаки кантелляции и коронки. Человек способен определить какая мелодия соответствует каждому из качеств. Все душевные свойства необходимо смягчить и утончить огласовками и знаками кантелляции, чтобы каждое из них озвучивала верная и подходящая ему мелодия. Если же прочесть только буквы, не сопровождая их соответствующей мелодией, качество проявится во всей его твердости! Нет лучших качеств, чем мощь Знания и непоколебимость сердца, но если человек будет проявлять твердость сердца в ничем не смягченной прямоте, без облагораживающей утонченной мелодичности, то оно станет твердым и отталкивающим. Никакое качество не должно быть столь грубым, чтобы всякий, столкнувшийся с ним, в испуге отшатнулся. Оно не должно быть твердым как кедр или камень, а проявляться смягченным мелодией и облагороженным короной.
Только тогда душевное качество становится праведным и приносит человеку счастье, венчающее его царской короной и дарующее ему власть над собой и всеми своими силами, а также возможность использовать все дарования для своего благополучия, ибо человек может сделать свое знание абсолютной истиной, и в соответствии с ней прожить жизнь.
Вспомним слова пророка, связанные с нашей темой. «Пусть не гордится мудрец своей мудростью, и пусть не хвалится богатырь своей силой, пусть не кичится богач своим богатством. Только одним следует гордиться: постижением и знанием Меня»[12]. Мудрец — не хвались своей мудростью. Богатырь и богач — не гордитесь своей силой и средствами. Какая польза вам во всем этом, если вы не можете воспользоваться тем, чем обладаете по своей воле и чистому желанию? Человек может гордиться, лишь достигнув Знания, то есть «постижением и знанием Меня», ведь тогда Он, Благословенный, сможет сказать о каждом поступке: «Ибо этих Я желал». Такова воля благословенного Б-га, и таково мое собственное желание, таково мое мнение — и это мое решение!
К сожалению, очень немногие могут с полным правом заявить о своих деяниях: «Этого желает Всевышний». Большинство своих поступков человек совершает по внешним причинам и побуждениям, а не согласно внутреннему желанию его души. В наше время особенно заметно, насколько сузилось восприятие и понимание, и все деяния людей проистекают не из осознания и ясного решения, а из поветрия, затронувшего человека. Причины, побуждающие людей к действию, ничтожны и нестоящи.
Наша цель и стремление — достичь уровня истинного Знания. Только этой силой мы сможем, с Б-жьей помощью, воздействовать на свое окружение, каждый по своим силам, способностям и дарованиям, каждый по своему состоянию и положению.
Насколько мир нуждается в мудрой силе решительных и энергичных людей, которые смогут пробудить Общину Израиля к Торе и вере! В час, когда мы, упаси Б-г, станем нечувствительны к очарованию Торы и неспособны на возвышенные чувства и благородные поступки, среди нас окрепнут неразумные воззрения тех, кто не увидел света и вместо Торы и веры превозносят идеи, чуждые духу Израиля. Эти заблудшие собираются «оживить» дух нашего народа не вечной Торой, а различными сиюминутными идеологиями, исчезающими подобно тени.
Обязанность каждого — изучать Знание нашей Торы, Учения жизни, впитывать его глубиной сердца, принимать решения, исходя из этого Знания, и руководствоваться им в жизни, черпая в этом силу для воздействия на мир, дабы вдохнуть жизнь в сердца нашего народа и озарить живущих на земле светом Торы и веры.
[1]Записано нашим учителем, великим мудрецом раби Э.М.Блохом, благословенной памяти и великим мудрецом, раби Авнером Аклянским, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.
[2]Таанит 20б.
[3]Шмот 28:28.
[4]Шабат 33б.
[5]За двенадцать лет пребывания в пещере, скрываясь от преследований Рима, раби Шимон бар Йохай и его сын раби Элазар пришли к таким духовным свершениям, что написали великую книгу Тайного Учения — Зоар. — Примечание переводчика.
[6]См. Шиурей Даат, «Если прежние поколения подобны ангелам…»
[7]Авот Дераби Натан 41:1.
[8]Берешит 5:1.
[9]Берешит Раба 24.
[10]Моэд Катан 25а.
[11]Зоар, Шмот 161б.
[12]Ирмеягу 9:22-23.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей