Из цикла «Уроки Знания», темы: Ешива, Катастрофа, Рав Хаим Бурштейн, Рав Маариль Блох, Литва, Освящение Имени Всевышнего
«АСКАМА» ДОСТОПОЧТЕННОГО РАВВИНА МОШЕ ШАПИРО, ДА ПРОДЛЯТСЯ ЕГО ДНИ
Мой друг, раввин Вильны Хаим Бурштейн, поддерживает искру скорбящей о сыновьях своих Общины Израиля в Литве, где разрушены ее дворцы и осквернена ее слава.
Мой друг возложил на себя труд перевести и выпустить в свет Учение и Знание великих мудрецов Литвы, дабы утвердились их имена и упрочилась память о них.
Рав Хаим надежен в работе и точен в своем понимании. Его труд правилен и выверен, ибо не выйдет неверное из-под руки мудреца Торы.
Неоценима польза от его дел и, вне сомнения, великие мудрецы Торы, благословенной памяти, пребывая в своих захоронениях, признательны раву Бурштейну, и, благодаря ему, живы их уста.
С благословением, Моше Шапиро.
Раввин Аарон Давид Алеви Голдберг, глава ешивы Тельз — Виклиф. 2 Тамуза 5774 (2014) г.
Этим письмом я хочу выразить благодарность раввину Вильны Хаиму Бурштейну, да продлятся его дни, возложившему на себя труд перевести на русский язык книгу «Уроки Знания», написанную в Литве главой раввинского суда и ешивы Тельз Маарилем Блохом, благословенной памяти. Издание этой книги рав Хаим Бурштейн осуществил для наших братьев, проживающих в российском изгнании, души которых жаждут Знания Б-га и Его Торы.
Книга «Уроки Знания» не нуждается в рекомендации, ибо она уже известна во всем мире как один из первостепенных источников, озаряющих глаза и пробуждающих сердца к той вере и служению Б-гу, которые зародились в великой ешиве Тельз в Литве.
В поисках истины возникли многие группы для глубокого совместного изучения этих уроков. И, поскольку раввин Бурштейн удостоился получить «Аскаму» Великих в Израиле, подтверждающую, что из-под его руки выйдет лишь верное, я благословляю его, дабы заслуги нашего учителя помогли ему, и своим трудом он удостоился многих привести к обретению заслуг, распространяя Учение нашего учителя, и да коснется его благословление: «Благословлен тот, кто восстановит слова этого Учения…»
С благословением Торы, Раввин Аарон Давид Алеви Голдберг. Глава ешивы Тельз — Виклиф, Огайо
Уважаемый читатель!
Еврейская община Литвы рада представить Вашему вниманию первый том книги Тайного Учения ешивы Тельз «Уроки Знания», включающую в себя уроки главы ешивы и раввина города Тельз (Тяльшай) Маариля Блоха, произнесенные в Святой Ешиве, где они были записаны его учениками.
Книга Тайного Учения «Уроки Знания» посвящена изучению тайны человека, его духовных сил, сокровищ души и служению Творцу мира, которое может привести человека в желанное Б-гу духовное состояние, сотворив его по Своему образу и подобию.
«Уроки Знания» — это учение, которое может дать нам силы исправить себя и связанную с нами часть мира, и сделать действительность, в которой мы живем, возвышенной и утонченной.
Каждый урок этой книги приводит читателя к новым постижениям Б-жественного Знания, когда истина наполняет его сердце и исправляет душу.
ЕШИВА ТЕЛЬЗ
Ешива «Тельз» находилась в городе Тельз (Тяльшай) Шауляйской губернии Литвы и была одним из самых известных Шатров Торы Восточной Европы.
Ешиву «Тельз» в 1875 г. основали рав Меир Атлас, который позже занял должность раввина города Шавель (Шауляй), рав Цви Яаков Опенгейм (тесть рава Эльханана Вассермана — главы ешивы «Баранович») и рав Шломо Залман Абель. Существенную помощь в строительстве и материальную поддержку ешиве оказывал известный филантроп из Берлина Овадия Лахман, который был особенно близок к основателю Мусара — раввину Исраэлю Салантеру и поддерживал ешивы Мусара в Литве и Польше.
В 1884 г. главой ешивы был назначен рав Элиезер Гордон (1841—1910), родившийся в местечке Черняны, неподалеку от городка Свирь, в семье р. Авраама Шмуэля Гордона — ученика рава Хаима из Воложина (великого ученика и последователя Виленского Гаона).
В годы юности рав Элиезер Гордон учился в Заречье (пригород Вильны) в Доме Учения Мусара рава Исраэля Салантера и позже в «Колеле Ковно», куда рав Салантер перенес свой Дом Учения, столкнувшись с непониманием, а порой и враждебностью к Учению Мусара в Вильне. Вместе с равом Гордоном учились такие выдающиеся Мудрецы Торы, как рав Ицхак Блазер (раввин Петербурга), рав Симха Зиссель Зив-Бройде (основатель Дома Учения Мусара в Кельме), рав Нафтали Амстердам, рав Йерухам Перельман и другие. В 1874 г. рав Элиезер Гордон принял на себя должность раввина города Кельм, общине которого служил 10 лет до переезда в Тельз.
Изучение Торы в ешиве Тельз было основано на глубоком изучении Талмуда, который преподавал рав Шимон Шкоп и постижении Творения через призму Мусара, в чем юношам помогали духовные руководители ешивы рав Бенцийон Краниц (ученик Сабы из Кельма) и рав Лейб Хасман, позже ставший духовным руководителем ешивы Хеврон на Земле Израиля.
Вскоре ешива Тельз стала одним из мировых центров изучения Торы, и число учеников в ней достигло пятисот. Молодые люди, стремившиеся к Знанию Торы, направились в Тяльшай со всех концов Европы, так что ешива уже не могла вместить всех желающих и принимала только по одному ученику из каждого города.
Среди выпускников ешивы Тельз были рав Йосеф Шломо Каанеман (основатель ешивы Поневеж), рав Эльханан Вассерман (основатель ешивы в Барановичах), рав Цви Песах Франк (главный раввин Иерусалима), рав Йехезкель Абрамский (глава раввинского суда в Лондоне) и многие другие выдающиеся раввины.
В 1908 г. в Тельзе случился страшный пожар, в котором сгорели все деревянные дома города. Тогда рав Элиезер Гордон отправился в Германию и Англию собирать средства на нужды погорельцев и строительство нового здания ешивы. В то время ему было уже почти 70 лет, он страдал болезнью сердца и умер в Лондоне в 1910 г. На его похороны на еврейском кладбище в Эдмонтоне собрались 50 тысяч человек.
После смерти рава Э. Гордона ешиву возглавил его зять — великий мудрец Торы рав Йосеф Йеуда Лейб (Маариль) Блох — уроки мировоззрения которого, произнесенные в стенах ешивы перед ее учениками, вошли в книгу «Уроки Знания».
МААРИЛЬ БЛОХ — АВТОР КНИГИ «УРОКИ ЗНАНИЯ»
Маариль — рав Йосеф Йеуда Лейб Блох (1860-1930) родился в городе Расейняй (Литва). Обладая величайшими духовными и интеллектуальными способностями, в четырнадцать лет он уже учился в Доме Учения рава Элиезера Гордона в Кельме, где посещал уроки Мусара ближайшего последователя рава Исраэля Салантера — рава Симхи Зисселя Бройде, известного под именем Саба из Кельма.
Позднее он поступил в ешиву Воложин, где изучал Тору под руководством Рава Нафтали Цви Йеуды Берлина (Нацив из Вололжина). После возвращения в Кельм женился на дочери своего учителя — р. Элиезера Гордона.
В 1884 г. Маариль вместе с тестем переехал в Тельшай, где стал одним из преподавателей ешивы, посвятив себя в первую очередь глубокому изучению и преподаванию Талмуда. В 1902 г. он возглавил общину города Варены, а два года спустя стал раввином г. Шедува, где основал ешиву, в которой занимались около ста студентов.
В 1910 г. после смерти р. Элиезера Гордона, еврейская община Тельза пригласила его на должность раввина города и главы ешивы.
За время своей раввинской деятельности Маариль превратил Тельз в царство Торы, создав широкую систему еврейского образования. В городе были открыты начальный Хедер для мальчиков, Мехина — подготовительное отделение для поступления в ешиву, где р. Блох ввел преподавание светских предметов, в соответствии с программой российских гимназий. При ешиве был открыт «Колель арабаним», где учащиеся ешивы продолжали свое обучение после создания семьи. Позднее в городе был открыт Педагогический институт, где готовили преподавателей для хедеров и ешив из числа выпускников ешивы, отличавшихся способностями к преподаванию. В последние годы своей жизни р. Блох уделял особое внимание созданию системы женского образования. В Тельзе была открыта гимназия для девушек, в которой образцовое преподавание светских предметов и иностранных языков сочеталось с глубоким изучением Торы. В 1930 г. был открыт женский учительский семинар, готовивший преподавательниц для начальной школы и гимназии.
Благодаря педагогической и организаторской деятельности р. Блоха, Тельз стал одним из центров еврейского образования Европы. И хотя многие раввины критиковали его за введение в программу обучения светских предметов, он решительно отстаивал свое понимание новой исторической перспективы, в которой оказались евреи, сохранившие верность заповедям Торы.
Маариль Блох являлся одним из духовных лидеров поколения и входил в число руководителей всемирного объединения ортодоксальных общин «Агудат Исраэль» — «Единство Израиля».
По свидетельству современников, р. Блох отличался исключительным стремлением к порядку. На протяжении всего дня он был облачен в изысканный черный фрак и шляпу. На его одежде было невозможно обнаружить ни складки, ни пятнышка. Даже перед членами своей семьи он, как правило, появлялся во фраке.
Его дом всегда блестел ослепительной чистотой, напоминая своей изысканностью особняки представителей высшей аристократии. Раввин путешествовал лишь в вагонах первого класса или на роскошных каретах, полагая, что это способствует укреплению раввинского авторитета в глазах общины. Пунктуальность раввина вошла в легенду. Еще в юности он приучил себя вставать в пять утра и оставался верен этому обычаю всю жизнь. Никакие обстоятельства не могли заставить его изменить привычный распорядок дня.
Везде — в кругу семьи, в ешиве и во всей общине города раввин был окружен величайшим почетом и уважением. Дети и члены семьи относились к нему с трепетом и любовью, стараясь немедленно исполнить любую его просьбу. Никто из них не мог позволить себе перебить отца или легкомысленно вести себя в его присутствии. Каждый вечер ровно в десять часов семья собиралась вокруг отца, чтобы обсудить с ним волнующие их мировоззренческие вопросы и трудные места в Торе. Это доверительные беседы продолжались около двух часов.
В ешиве царил образцовый порядок. Раввин внимательно следил за тем, чтобы одежда каждого студента была опрятной и чистой, а манеры отвечали требованиям Мусара — еврейского мировоззрения.
На одной из встреч несколько раввинов посетовали на то, что в их общинах им не оказывают должного уважения. Р. Блох удивился их словам и отметил, что не понимает, как такое возможно: «Если человек относится к себе с уважением, то его уважают и другие, но невозможно помочь тому, кто пренебрегает своим достоинством».
Маариль Блох умер в городе Тельз 7 Хешвана 1930 г. и был перенесен в свою вечную обитель в присутствии всех жителей города. Его могила сохранилась до сего дня, несмотря на то, что большая часть еврейского кладбища города Тельшай была разрушена и снесена в годы советской аннексии Литвы.
После смерти учителя ешиву и общину города возглавил его сын — рав Авраам Ицхак Блох, который оставался духовным учителем еврейского Тельза вплоть до гибели еврейской общины от рук германских фашистов и их литовских пособников.
ГИБЕЛЬ ЕШИВЫ ТЕЛЬЗ
После захвата, оккупации и последующей аннексии Литвы Советским Союзом в 1939 году вся еврейская жизнь в стране была объявлена вне закона. Многочисленные союзы, организации и общественные структуры еврейской общины были закрыты. Та же участь постигла и ешиву Тельз. Однако изучение Торы в городе не приостановилось; молодые люди разделились на небольшие группы и продолжили занятия Талмудом и совершенствование своих духовных качеств в синагогах и частных домах.
Вторая мировая война пришла в Тельшай 26 июня 1941 года. В течении трех недель продолжались унижения и издевательства над евреями Тельза, вплоть до их запланированного уничтожения.
Сохранилось свидетельство одного из немногих выживших:
«Перед наступлением Святого Шабата офицеры СС вошли в дом нашего ребе и вывели его и всю его семью на центральную площадь города. Там уже были выстроены рядами евреи города. Нашего ребе и других раввинов поставили в первый ряд. Немцы насмехались над ними, но они полностью игнорировали издевательства, размышляя исключительно о своих душах и об очищении перед самопожертвованием во имя освящения Б-жественного Имени. Наш учитель не обратил ни малейшего внимания на приказ немцев и обратился к своей общине с предсмертной речью. В абсолютном спокойствии он призвал евреев полностью раскаяться перед Всевышним, произнести молитву “Видуй” и отдать свои души, освящая Б-жественное Имя. Вся община слово в слово произнесла “Видуй” вслед за ребе. Страх покинул их сердца, ибо они достигли возвышенных миров, поднявшись над окружавшей их действительностью. Даже немцы ощутили возвышенную атмосферу, молча и с удивлением смотрели на великих духом и верой. Евреи Тельз подтвердили вечную истину Б-жественного народа и обрели истинное видение силой духа и возвышенность души».
Еврейская община и ешива Тельза была расстреляна во рвах 20 и 21 Тамуза 5701 (14 и 15 июля 1941) г., да будет благословенна память о них, и да отмстит Всевышний за их кровь.
Тельз — символ цельности и чистоты — разрушен…
Велико горе моего народа о страшном пожаре, поглотившем этот великий город…
Глубоко, как море — горе наше, кто излечит нашу боль…
ЕШИВА ТЕЛЬЗ ВОССТАЛА ИЗ ПЕПЛА
Немногие из ешивы и города Тельз спаслись из огня катастрофы. К началу страшной войны, унесшей жизни почти всей еврейской общины Литвы, в Америке находились сын главы ешивы рав Элия Меир Блох и зять рав Хаим Мордехай Кац, занимавшиеся сбором средств на нужды Дома Учения. В Америке также находился рав Мордехай Гифтер, который родился в Портсмуте (Вирджиния), приехал в Литву за Светом Торы, много лет провел в Шатре Знания Тельза и ненадолго вернулся домой проведать семью перед началом войны. Эти мудрецы Торы заново основали Ешиву Тельз в Кливленде (Огайо) уже в 1941 году.
После войны к ним присоединилась небольшая группа юношей, чудом выживших в огне катастрофы и спасшихся в России, во главе с равом Хаимом Штейном. Ешива «Тельз» и сегодня продолжает нести в мир свет и знание Торы.
Уважаемый читатель! Мы рады представить Вашему вниманию книгу «Уроки Знания».
Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги:
— Моим друзьям в Вильнюсе, Риге, Таллине, Москве и Санкт-Петербурге, благодаря помощи которых книга «Уроки Знания» вышла в свет в память об ушедших и на благо живых.
В Вильнюсе:
— Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс — в память о родителях (Яаков бен Шломо) и (Броха бат Ицхак)
— Александр Арончик — в память о бабушке (Софья бат Айзик)
— Татьяна Бирюкова
— Анатолий Вульф
— Евгений и Ернеста Колас
— Александр Марк — в память о дедушках и бабушках (Шия бен Давид, Ефим бен Исроэль, Хана бат Эли), Ноталь бат Эли
— Михаил и Надежда Роситсан — в память о матери (Дебора бат Моше)
— Иегошуа Резник —в память об отце (Элиягу бен Михаэль)
— Марина Стеценко — в память о родственниках (Иегошуа и Мирьям Москвины)
— Шалом и Ниеле Субич — в память об отце (Юдель бен Мотл), матери (Белла бат Хаим) и брате (Авраам бен Юдель)
— Виктор и Эва Томбак — в память об отце (Анатолий бен Авраам), бабушке (Броня бат Борух) и дедушке (Авраам бен Лейзер)
— Симон и Лорета Цейтлин — в память об отце (Михаил бен Тевель)
— Раиса Тримайлене — в память о родителях (Яаков бен Ехиель и Фаина бат Беньямин) и сыне (Александр бен Раиса)
— Леонид и Виолетта Фурер — в память об отце (Янкель бен Лейбл), бабушке (Голда бат Маркл), дедушке (Исраиль бен Иссак) и бабушке (Эмма бат Йосеф) Хинкис
— Александр и Анна Чернов
— Игорь и Юлия Шифрин — в память об отце (Велвл бен Макс)
— Александр и Лиля Юрявичюс — в память о дедушке (Евсей бен Яков Яцовский) и бабушке (Лея бат Манэль Яцовскене)
В Риге:
— Пинхас и Малка Розенберг — в память о дедушке (Нахман бен Гершон), прадедушке (Гершон бен Йосеф) и прапрадедушке (Йосеф бен Авраам)
В Таллине:
— Аарон Райхштейн — в память о бабушке (Ягида бат Яаков), прадедушке (Яаков бен Мордехай) и прабабушке (Гита бат Наум) Млодик.
В Москве:
— Анатолий и Ирина Пинский — в память о дедушке (Давид бен Вульф) и бабушке (Ривка бат Носон)
В Санкт-Петербурге:
— Михаэль и Хана Твердовский — в память о дедушках (Сруль бен Ефим и Григорий бен Янкель) и бабушках (Шифра бат Хаим и Эстер бат Авраам)
В Нью Йорке:
— Яаков Лайон (Лиссон) — в память о Хаиме (Алексе), Йосефе, их родителях: Лейбе и Эстер Блуме Лиссон и их семье, погибшей от рук нацистов в местечке Ванжигало.
Я благодарен раввину Шломо Ноаху Манделю (Canadien Foundation) за участие в издании этой книги.
Издание этой книги поддержали «Фонд доброй воли» и Еврейская община Литвы. Хаим Бурштейн, главный раввин Вильнюса и Литвы.
Сиван 5774 г.
Вечная память мудрецам Торы, записавшим «Уроки Знания»
Раби Авнер Аклянский, да отомстит Всевышний за его кровь
Раби Авраам Ицхак Блох, да отомстит Всевышний за его кровь
Раби Авраам Шмуэль Гиршович, да отомстит Всевышний за его кровь
Раби Элиягу Меир Блох, благословенной памяти
Раби Дов Иуда Шойхет, благословенной памяти
Раби Залман Блох, да отомстит Всевышний за его кровь
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»