Из цикла «Уроки Знания», темы: Вожделение, Дурное начало, Материя, Духовный мир, Праведник, Рав Хаим Бурштейн, Рав Маариль Блох, Спуск поколений
Всему этому необходимо дать более глубокое разъяснение.
Я опасаюсь об этом говорить публично… То, что я скажу, верно, но я сомневаюсь, раскрывает ли это истину во всей ее полноте. Однако суть и основа этого подхода несомненно верны.
Ясно, что злоязычие запрещено — мы не имеем права порочить людей. Однако случается, что у нас возникает желание рассказать нечто, вполне подпадающее под запрет злоязычия; и оно не ослабевает, даже если мы осознаем, что собираемся совершить отвратительный и запрещенный поступок! В нашей душе борются две силы. Нам хочется изыскать разрешение рассказать желаемое и все представить так, чтобы это не подпадало под запрет злоязычия, — и все же мы хорошо понимаем, что говорить этого не следует. Эти два желания борются между собой, и, в конце концов, побеждает одно из них. Удивительно! Конечно, мы не произнесем ничего, что нарушит запрет злоязычия в его строгой форме: это тяжкое преступление, о котором сказано: «Всякого, кто нарушает запрет злоязычия, надлежит бросить собакам»[15]. Наши мудрецы говорят: «За то, что Йосеф порицал своих братьев перед Яаковом, они натравили на него собак»[16]. Однако мы вполне способны позволить себе произнести то, что не столь однозначно подпадает под запрет злоязычия. В Талмуде сказано: «От трех видов скверны человек не может уберечься ни на день: от греховных мыслей, от недостаточной сосредоточенности в молитве и от злоязычия. Неужели речь идет о нарушении запрета на злоязычие? — спрашивает Талмуд — и отвечает: о речах, граничащих со злоязычием»[17]. Мы нередко понимаем, что нечто близко к злоязычию и все же рассказываем об этом, зачастую нарушая запрет Торы. Хотя мы ощущаем, что совершаем грех, одна из действующих в нас душевных сил склоняет чашу весов в свою сторону.
Но что же приводит к совершению этого греха? Одна из душевных сил перевешивает и принуждает поступить против желания души. Похожее произошло и с братьями Йосефа. Будучи святыми для Всевышнего, они оставались людьми и не смогли полностью возвыситься над материей. Все душевные побуждения, свойственные заурядным людям, сохраняются и в самых великих, хотя, безусловно, у них эти качества облечены в иную форму, измеряются совершенно другой мерой и проистекают из возвышенных источников.
Всегда ли велика сила, которая побеждает в душе человека? Сколь значим он сам и вся его жизнь? Находясь в мире, он ничего в нем не прибавляет и не исправляет, и с его смертью мир ничего не теряет[18]. Вся события его жизни, за редким исключением, — цепочка поступков, которые не оказывают существенного влияния на Творение; из своего приземленного мира он не достигает высших миров. Его силы начинаются в нижнем мире и здесь же заканчиваются. Так ли велика борьба сил в его душе, и так ли сильна победившая склонность? Велика ли будет сила, побуждающая его к действиям, и что он может внести в мир своими поступками?
Но корни великих перед Б-гом лежат в высших мирах, от них зависит все мироздание, их поступки связаны с высшими силами, борьба в их душах затрагивает высшие корни Б-жественного управления Творением. В их душах ангелы борются друг с другом! И когда один из них побеждает, это победа ангела, — торжествует его сила. Как велико побуждение к действию, и сколь существенны могут быть его результаты!
Мидраш рассказывает о Йеуде и Тамар: «И он свернул к ней на дорогу и сказал: позволь войти к тебе…»[19] Все это произошло против воли Йеуды[20]. В его душе шла борьба. Одна из сил одержала верх и побудила его действовать против воли. Мидраш рассказывает: «Йеуда хотел пройти мимо, но Всевышний послал ему навстречу ангела, распоряжающегося плотским влечением. Он спросил его: “Йеуда, почему ты проходишь мимо? От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?”»[21] Но как ангел плотского влечения связан с подобными вопросами?
В действительности борьба Йеуды началась не в его душе, а в высших корнях мироздания, возвышенных силах. Изначально это было противостоянием ангелов, которое позже проявилась в душе Йеуды столкновением различных сил. Мы не утверждаем, что в его душе боролись исключительно высшие духовные силы. Разумеется, в ней пробудились и приниженные побуждения, однако они были связаны с высшими корнями, и их причиной и источником были высшие силы. И когда одна из них победила, — это была победа высшей силы, и принуждение к действию было осуществлено силой ангела.
Мидраш рассказывает: «Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[22]. Какое волнение охватило высшие миры при сотворении света Царя Машиаха! Какие силы пришли в движение в высшем окружении Б-га, какие высокие властители вступили в борьбу друг с другом, сколько ангелов воевало между собой! И на земле эта высшая борьба отразилась в душе Йеуды в конфликте духовных сил.
От действия Йеуды зависели все основы мироздания и будущее исправление мира. Сколь велика была борьба в его душе, какие силы в ней противостояли друг другу, пока не победила одна из них! И как сильно было вызванное ею побуждение! Хотя здесь, в этом мире, Йеуда был движим только силами своей души, однако причиной, не позволившей ему пройти мимо Тамар, стал воззвавший к нему ангел: «От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»
И если Йеуда все же руководствовался и собственными душевными побуждениями, то Тамар, по словам наших мудрецов, «совершила свой поступок исключительно во имя Небес»[23]. Ведь для рождения Царя Машиаха необходимо чистое намерение в служении Б-гу.
Можем ли мы сравнить с великими заурядных и слабых людей, от которых не зависят основы мироздания и исправление мира, чьи силы начинаются и заканчиваются здесь, в этом мире, в границах их собственных душ? Весь их «уровень человека» исчерпывается их бренной жизнью. Сможем ли мы борьбу в их душах и мощь победившей силы сравнить с судьбами тех, чьи жизни связаны со всем мирозданием, чей «уровень человека» объемлет все миры? Борьба в душах великих — это сражения ангелов, и когда одна из сил побеждает, — это победа ангела. Он может быть добрым или злым, но, так или иначе, — это ангел!
Теперь мы можем понять, почему даже грех — результат победы силы зла — в нашем поколении не такой, каким был прежде. Это и имели в виду наши мудрецы, сказав: «Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение»[24]. Жизнь заурядного человека, чей уровень приземлен, подчинена случайностям, и его дурное побуждение — результат победы зла над добром в его приниженной душе. Однако и у него есть корень в высших мирах, ибо там основа всего: «Нет ни одной травинки, у которой не было бы своего созвездия в Небесах…»[25] А у великого человека не только духовные корни его дурного побуждения, но и оно само — высшая сила ангела. Поэтому и последствия дурного побуждения великого человека — иные и более значительные, чем грех заурядного.
Это позволит нам понять повествования Талмуда о раве Амраме и раби Акиве:
«Выкупленных из плена женщин разместили в Неардеа в доме рава Амрама, известного своей праведностью. Их поселили на втором этаже, а лестницу отодвинули. Лицо одной из них внезапно озарилось лучом света. Рав Амрам в одиночку поднял лестницу, которую не могли сдвинуть десять человек, и стал взбираться по ней наверх. Когда он добрался до середины, то изо всех сил ухватился за лестницу, чтобы удержаться на месте, и закричал: “Пожар в доме Амрама!” На его крики сбежались мудрецы… Они сказали ему: “Ты опозорил всех нас… ” Ответил рав Амрам: “Лучше испытать позор в этом мире, чем в Грядущем”. И дурное побуждение оставило его, выйдя из него вспышкой огня.
Раби Акива презирал совершающих грех прелюбодеяния. Однажды Сатан явился к нему в образе женщины на вершине пальмы. Раби Акива бросился к пальме и начал на нее взбираться. Когда он добрался до середины, Сатан оставил его, сказав: “Если бы о тебе не провозгласили на Небесах: будьте почтительны к раби Акиве и его Учению, я бы пролил твою кровь…”»[26]
Нам всегда было трудно это понять. Допустим, у великого человека побуждение к злу сильнее, чем у приниженного — но ведь и его стремление к добру тоже должно быть сильнее! А значит, соотношение доброго и дурного у великого и ничтожного должно быть одинаково! Наши рассуждения позволяют понять эти слова Талмуда. Дурное побуждение великого человека проистекает совсем из другого корня и источника, чем у заурядных людей, поэтому сила зла приводит его совсем к другим результатам.
Все, что происходит в мире до его окончательного исправления — это результат постоянного противостояния различных сил мироздания — борьба добра со злом. Зло стремится пересилить добро, пока не наступит полное исправление мира, когда Творение будет озарено светом добра — чистым и свободным от чуждых примесей.
Эта борьба берет свое начало в мире высших сил, в корнях всего мироздания, откуда нисходит вниз, в наш нижний мир, и достигает души человека. В ней же постоянно борются различные побуждения. В душе заурядного человека, чей уровень невысок, вся борьба происходит в этом мире. Именно в нем противоборствующие побуждения сражаются друг с другом, и только оттуда зло черпает свою силу, стремясь победить добро. Но в душе великого человека, чей уровень достигает корней всего мироздания, борьба противоположных побуждений начинается со столкновения этих корней в высших мирах. В эту борьбу вовлечены основы Б-жественного управления Творением, самые возвышенные сущности; и все они проявляются в душах великих. Ведь такие люди начинаются на высоте, которую достигают своим уровнем, а заканчивается в естестве их душ. В этом и состоит различие между великим и приземленным человеком. Жизнь и деяния великого человека достигают корней Творения, и в его душе, как и в жизни, отражается борьба высших сил. А поступки заурядных людей касаются лишь их частной жизни, и процессы, происходящие в их душах, — это локальная борьба добра и зла, не выходящая за их пределы. Хотя, разумеется, их добро и зло тоже являются воплощением в этом мире добра и зла, заложенных в высшие миры, ибо только благодаря существованию в высших мирах, они могут появиться внизу.
Изучая приведенный в Торе рассказ о продаже Йосефа, мы должны понимать, что поступки братьев соответствовали их величию. Поскольку силы их душ — это высшие силы, нет ничего удивительного в том, что результат победы одной из них был столь ошеломляющим. Общая идея такова: величие людей прежних поколений проявляется во всех их поступках — как праведных, так и грешных!
[15] Псахим 118а.
[16] Кли Якар, Берешит 37:2.
[17] Бава Батра 164б.
[18] По-видимому, наш учитель имеет в виду, что не в силах такого человека повлиять на развитие мироздания. Однако не вызывает сомнений, что каждый человек действует в мироздании как его часть. — Примечание редакции.
[19] Берешит 38:16.
[20] Ялкут Шимони 38:145.
[21] Там же.
[22] Берешит Раба 85:1.
[23] Берешит Раба 85:2.
[24] Сукка 52а.
[25] Берешит Раба 10:6.
[26] Кидушин 81а.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»