Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Обида

Что делать, если тебя обидели? Можно ли обижаться на кого-то, и если да, но в каких случаях?

Обиды в нашей жизни

Разберем понятие обид и технику работы с обидами на примере ситуаций, наиболее остро воспринимаемых людьми — как человеком обижающимся, так и обидчиком.

Что это за ситуации? Безусловно, это обиды между близкими.

Следует пояснить: чем дальше к нам человек, тем меньше у нас точек взаимодействия с ним, тем меньше возможностей для взаимных обид. И наоборот: обиды между близкими в семье — наиболее частые в силу того, что мы соприкасаемся с близкими наиболее тесно, глубоко и часто.

Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.

Семейные отношения

В нормальных семьях порой случается всякое. Бывает, что супруги обижают друг друга. Бывает даже (надеюсь, редко), что жене хочется плакать от обиды. А муж даже не подозревает, что своим бестактным замечанием или обычным мужским желанием «показать, кто здесь главный» довел жену до слез. А между тем женские слезы — вовсе не «роса», хотя бывают среди нас такие, у кого «глаза на мокром месте» из-за всяких пустяков, особенно в период гормональных кризисов (например, после родов). Это также не средство умелой манипуляции мужем — конечно, нет лучшего способа держать нормального мужа (не садиста) в постоянном страхе, особенно если он знаком с историями из Талмуда о катастрофических последствиях обид. Это страшное оружие, которое бьет по обоим.

Наиболее очевидное следствие обиды — отдаление супругов друг от друга. Находясь рядом с женой, которую ничего не стоит довести до слез, муж чувствует себя, как на минном поле. Естественно, любому человеку хочется оказаться как можно дальше…

«Врата слез»

Но есть также другой результат обиды. «Врата слез не заперты». Все знают, что молитва со слезами гораздо действенней обычной. Но не все отдают себе отчет, что Вс-вышний спрашивает с обидчика намного строже, а, главное, быстрее, если он довел свою жертву до слез.

В Талмуде приводится рассказ о талмид-хахаме, который весь год не выходил из Дома Учения. Только на один день — в канун Йом Кипура — он приходил домой, к жене.

Но однажды он так увлекся учебой, что забыл прийти домой в этот день. Жена ждала его, а потом, поняв, что он забыл о ней, заплакала. В тот же миг крыша Дома Учения обвалилась и погребла забывчивого мужа под собой.

Впервые услышав эту историю, сложно ее понять: неужели теперь жене стало лучше? Если она такая героиня, что ради учебы мужа готова видеть его только раз в году, разве не простила бы она его за одноразовую забывчивость? Разве не предпочла бы остаться с мужем, который не пришел, но не овдоветь?

Прощать — это в интересах обиженного

Очевидно, мы должны понять отсюда, что наказание обидчика по всей строгости Закона Высшей Справедливости, которое вызывают наши слезы, не обязательно благоприятно для обиженного. Может быть, живой и здоровый муж — это одно из благ, которые мы не заслуживаем, но Вс-вышний дал его нам в Своем великом милосердии. Не прощая ему обычные человеческие слабости (а у кого их нет? Все мы несовершенны…), мы «показываем», что неспособны ценить такой подарок.

Да, это очень естественное состояние при обиде — кипеть от возмущения, вспоминать все прошлые грехи близкого человека и сосредотачиваться на его отрицательных чертах. Но стоит остановиться, взять себя в руки и вспомнить о том хорошем, что наверняка есть в нем, ради себя, ради него, ради нас… Чтобы не мучиться потом чувством вины.

Рав Нахум Диамант рассказывал об одной женщине, которая 17(!) лет соблюдала траур по своему мужу — до самой своей смерти. Она не позволяла себе никакие радости в жизни, не говоря уже о повторном браке, который Тора, кстати, очень рекомендует. «А откуда я об этом знаю? — говорит Рав. — Очень просто: я все годы их совместной жизни был занят установлением мира в их семье». Только после его смерти она поняла, что потеряла, и теперь к боли потери прибавилось чувство вины, что не ценила его, когда он был с ней.

Естественно, речь идет о мужьях, чье поведение не выходит за рамки нормы. Мужья, избивающие своих жен, постоянно унижающие их словесно, демонстративно изменяющие им и т.п., несомненно, не относятся к их числу. Подобное поведение нельзя замалчивать, и не всегда можно и нужно сохранять эти браки. Раны, нанесенные такими людьми, практически неизлечимы. Но даже тогда, думается, способность не фиксироваться, насколько возможно, на нанесенных обидах поможет жертве восстановить душевное спокойствие и открыть новую страницу своей жизни.

Дети

Сказанное относится и к детям. Иногда дети, особенно подростки, говорят глупости, грубят, проявляют неблагодарность или открытое непослушание. Это поведение больно ранит родителей. Кроме того, подростки старше возраста бар-/бат-мицвы нарушают при этом заповедь почитания родителей.

Но если родители прощают своих детей от всего сердца, то Вс-вышний детей за это не наказывает. Великая любовь к детям, которую Он дал родителям, помогает родителям делать это без всяких усилий.

Простить супруга намного тяжелее. Но стоит постараться — ради благополучия всей семьи. Научившись прощать, мы научимся также не обижать в ответ — и жизнь наша будет намного радостнее и светлее.

Выводить материалы

Как прощать обиды

Мирьям Климовская

Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.

Цена смирения. Шмот

«Оцарот»

«На обиженных воду возят», гласит известная пословица. В данном же случае обиженный хасид оказался в выигрыше. История о том, как важно не разжигать конфликт, предпочитая быть потерпевшим, а не атакующим.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.