Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Нельзя жалеть того, у кого нет осознания (даат), как сказано: «Так как этот народ неразумный, потому не сжалится над ним Создатель его».
На первый взгляд, это странное высказывание: почему нельзя жалеть того, у кого нет осознания, ведь такой человек больше других нуждается в жалости? И почему не сжалится над ним Создатель его?!
А поскольку милосердие и молитва имеют много общего, ведь сама молитва называется «рахами», милосердием, мы приходим к выводу, что неразумный отрешен от от понятия молитвы. И тогда само собой — не жалеют его. Ведь если бы он имел отношение к молитве, то, несомненно, привлек бы милосердие.
Связь между знанием и молитвой и будет предметом обсуждения в данном эссе. Когда мы объясним эту связь, упомянутая выше странность также разрешится.
Прежде всего, нам нужно объяснить понятие «осознание» (даат).
«И наполнил Я его духом Б-жим, мудростью, пониманием и разумом, и всякой работой» (Шмот 31). «Мудростью: то, что человек слышит от других и учится. Пониманием: понимает одну вещь на основе другой, из вещей которые учил. Осознание: духом святости» (Раши).
Осознание: дух святости.
Наше удивление только возросло: неужели того, у кого нет духа святости, запрещено жалеть?! Разве дух святости — что-то легкое и простое, и от каждого еврея требуется его иметь, так что его не жалеют, если нет у него духа святости?!
Мы должны проанализировать весь объем вопросов, который включает понятие «Осознание». Тогда мы поймем, что разум не только является центральной осью и основной сущностью формы человека, но и включает в себя все основы вещей, которые мы объяснили по поводу столпа служения — молитвы.
«Если нет понимания — нет осознания, если нет осознания — нет понимания» (Авот 3:21). А рабейну Ицхак сын Шешета, благословенной памяти, написал в одном из респонсов, что осознание — это врожденные идеи, наподобие представления о том, что целое больше части. Такие идеи могут называться осознанием, поскольку (любой) знает это (и уверен в этом без сомнений). Понимание же — это производные, вторичные идеи, которые человек в состоянии вывести из врожденных. В таком случае, мишна говорит, что если нет знания, то есть, врожденных понятий, нет и понимания, вторичных идей, поскольку их неоткуда вывести. А если нет производных идей, то есть, понимания, способности получить новое знание из старого, нет и знания, то есть, тогда и врожденные идеи ни к чему. Они ведь не имеют смысла сами по себе, а нужны лишь для того, чтобы вывести из них вторичные идеи. Такова суть мнения (раби Ицхака). И ты видишь, что он тоже полагает, что понимание — более высокий уровень, чем знание. Однако его представление о том, что осознание — это врожденные идеи, ни в коем случае не представляется мне верным. Ведь стих (Шмот 31) говорит (о строителе Мишкана Бецалеле): «И Я наполнил его мудростью, пониманием и знанием», — но что же удивительного в том, что человек обладает врожденными идеями, которые есть у всех?! Кроме того, как тогда понять слова благословения: «Ты даруешь человеку знание… и одари нас от Себя пониманием и знанием…»? Кроме того, в пятой главе трактата Брахот (33а) говорится: «Если у человека есть знание, то Храм как бы отстроен в его дни»! Это можно было бы понять, если предположить, что в данном случае под знанием понимаются производные идеи, — однако все же этот подход представляется совершенно неверным. Истинным же является то объяснение, которое мы уже привели: осознание — это способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними. И эта способность — фундамент для понимания, поскольку, когда человек приобретает умение узнать истинную суть вещей и понять, чем они отличаются друг от друга, он может достичь и понимания. А без понимания нет знания, поскольку эта низшая ступень без высшей — лишь половина от целого (Маараль, Дерех Хаим).
Таким образом, осознание, по раби Ицхаку бар Шешету, это «врожденные идеи». А по Мааралю его суть — «способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними». Все это требует объяснения.
Мальбим объясняет так же, как и р. Ицхак бар Шешет: «Ибо знание относится только к вещи, которую человек знает ясно, и это вещь, которая известна через органы чувств или через врожденные идеи» (Притчи 1:2).
Рамбам, однако, говорит нечто подобное словам Маараля: « Что именно хотел Моше, учитель наш, постичь, когда сказал: “Покажи мне, прошу, Славу Свою”? (Шмот 33:18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели не раз и чьи очертания врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел Моше, учитель наш, чтобы сущность Святого Благословенного была в его сердце отделена от сущностей всего остального — до достижения полного знания Его истинной сущности». (Законы основ Торы 1:11).
Но и то, и другое — слова Б-га живого, и Виленский Гаон объясняет понятие даат (осознание) по словам обоих: «Об этом сказали: “Ты милуешь человека осознанием”, что отличие человека от животного — это осознание (даат), врожденные идеи, а также Б-жественное знание — знать все вещи досконально, а не намеком. И это тоже называется знанием (даат), поскольку включает в себя мудрость и понимание. Мудрость — это то, что человек учит от учителя, и это подобно аксиомам и первичным постулатам. А понимание — это интуиция, и даат, разум, осознание, включает в себя и то, и другое. Ибо человек назвывается таковым вследствие обладания разумом. Ведь сказано: “И назвал их имя — человек” в день их сотворения с Б-жественным знанием на земле, со всеми понятиями и знаниями».
Отсюда мы учим, что лестница сознания такова: разум, мудрость, понимание и осознание. (На Святом языке разум и знание обозначается одним словом — даат). Мы должны объяснить эти понятия, насколько возможно.
Но если по Храму и спустя тысячелетия ещё плачут, значит, он не мёртв, он не только камни. Значит, он ещё жив, чуть-чуть! Это надо прояснить.
Читать дальше
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
(Из цикла «Беседы о музыке»)
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В течение праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи всего человечества. Израиль он молил Вс-вышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, «не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Некоторые факты о жизни царя Шломо (Соломона)
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Из главы «Законы о царях и о войне», книга «Мишне Тора»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»