Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Нельзя жалеть того, у кого нет осознания (даат), как сказано: «Так как этот народ неразумный, потому не сжалится над ним Создатель его».
На первый взгляд, это странное высказывание: почему нельзя жалеть того, у кого нет осознания, ведь такой человек больше других нуждается в жалости? И почему не сжалится над ним Создатель его?!
А поскольку милосердие и молитва имеют много общего, ведь сама молитва называется «рахами», милосердием, мы приходим к выводу, что неразумный отрешен от от понятия молитвы. И тогда само собой — не жалеют его. Ведь если бы он имел отношение к молитве, то, несомненно, привлек бы милосердие.
Связь между знанием и молитвой и будет предметом обсуждения в данном эссе. Когда мы объясним эту связь, упомянутая выше странность также разрешится.
Прежде всего, нам нужно объяснить понятие «осознание» (даат).
«И наполнил Я его духом Б-жим, мудростью, пониманием и разумом, и всякой работой» (Шмот 31). «Мудростью: то, что человек слышит от других и учится. Пониманием: понимает одну вещь на основе другой, из вещей которые учил. Осознание: духом святости» (Раши).
Осознание: дух святости.
Наше удивление только возросло: неужели того, у кого нет духа святости, запрещено жалеть?! Разве дух святости — что-то легкое и простое, и от каждого еврея требуется его иметь, так что его не жалеют, если нет у него духа святости?!
Мы должны проанализировать весь объем вопросов, который включает понятие «Осознание». Тогда мы поймем, что разум не только является центральной осью и основной сущностью формы человека, но и включает в себя все основы вещей, которые мы объяснили по поводу столпа служения — молитвы.
«Если нет понимания — нет осознания, если нет осознания — нет понимания» (Авот 3:21). А рабейну Ицхак сын Шешета, благословенной памяти, написал в одном из респонсов, что осознание — это врожденные идеи, наподобие представления о том, что целое больше части. Такие идеи могут называться осознанием, поскольку (любой) знает это (и уверен в этом без сомнений). Понимание же — это производные, вторичные идеи, которые человек в состоянии вывести из врожденных. В таком случае, мишна говорит, что если нет знания, то есть, врожденных понятий, нет и понимания, вторичных идей, поскольку их неоткуда вывести. А если нет производных идей, то есть, понимания, способности получить новое знание из старого, нет и знания, то есть, тогда и врожденные идеи ни к чему. Они ведь не имеют смысла сами по себе, а нужны лишь для того, чтобы вывести из них вторичные идеи. Такова суть мнения (раби Ицхака). И ты видишь, что он тоже полагает, что понимание — более высокий уровень, чем знание. Однако его представление о том, что осознание — это врожденные идеи, ни в коем случае не представляется мне верным. Ведь стих (Шмот 31) говорит (о строителе Мишкана Бецалеле): «И Я наполнил его мудростью, пониманием и знанием», — но что же удивительного в том, что человек обладает врожденными идеями, которые есть у всех?! Кроме того, как тогда понять слова благословения: «Ты даруешь человеку знание… и одари нас от Себя пониманием и знанием…»? Кроме того, в пятой главе трактата Брахот (33а) говорится: «Если у человека есть знание, то Храм как бы отстроен в его дни»! Это можно было бы понять, если предположить, что в данном случае под знанием понимаются производные идеи, — однако все же этот подход представляется совершенно неверным. Истинным же является то объяснение, которое мы уже привели: осознание — это способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними. И эта способность — фундамент для понимания, поскольку, когда человек приобретает умение узнать истинную суть вещей и понять, чем они отличаются друг от друга, он может достичь и понимания. А без понимания нет знания, поскольку эта низшая ступень без высшей — лишь половина от целого (Маараль, Дерех Хаим).
Таким образом, осознание, по раби Ицхаку бар Шешету, это «врожденные идеи». А по Мааралю его суть — «способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними». Все это требует объяснения.
Мальбим объясняет так же, как и р. Ицхак бар Шешет: «Ибо знание относится только к вещи, которую человек знает ясно, и это вещь, которая известна через органы чувств или через врожденные идеи» (Притчи 1:2).
Рамбам, однако, говорит нечто подобное словам Маараля: « Что именно хотел Моше, учитель наш, постичь, когда сказал: “Покажи мне, прошу, Славу Свою”? (Шмот 33:18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели не раз и чьи очертания врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел Моше, учитель наш, чтобы сущность Святого Благословенного была в его сердце отделена от сущностей всего остального — до достижения полного знания Его истинной сущности». (Законы основ Торы 1:11).
Но и то, и другое — слова Б-га живого, и Виленский Гаон объясняет понятие даат (осознание) по словам обоих: «Об этом сказали: “Ты милуешь человека осознанием”, что отличие человека от животного — это осознание (даат), врожденные идеи, а также Б-жественное знание — знать все вещи досконально, а не намеком. И это тоже называется знанием (даат), поскольку включает в себя мудрость и понимание. Мудрость — это то, что человек учит от учителя, и это подобно аксиомам и первичным постулатам. А понимание — это интуиция, и даат, разум, осознание, включает в себя и то, и другое. Ибо человек назвывается таковым вследствие обладания разумом. Ведь сказано: “И назвал их имя — человек” в день их сотворения с Б-жественным знанием на земле, со всеми понятиями и знаниями».
Отсюда мы учим, что лестница сознания такова: разум, мудрость, понимание и осознание. (На Святом языке разум и знание обозначается одним словом — даат). Мы должны объяснить эти понятия, насколько возможно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?