Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Есть разум, который является самой нижней ступенью. Речь идет о простейщем осмыслении, которым обладает каждый человек: мужчины и женщины. И это — знание вещей, постигаемых органами чувств, или знание первоначальных идей, которые заложены в разуме каждого человека. А тот, кто не знает даже их, называется בער (дикарь, невежда) от слова בעיר (животное), поскольку он подобен животному и не относится более к человеческому роду» (Мальбим, Притчи 2:3).
Это аспект разума, который отличает человека от животного. Постижение существования и самосознания на самом низком уровне. Отношение к окружающей жизненной реальности и ее восприятие. Ощущения: связь жизненной реальности с миром, с людьми, с самим человеком. Первоначальные идеи: ясное восприятие основных положений в понятиях разума. Их знание в абсолютной и несомненной форме, подобно восприятию жизненной реальности как таковой. Эти основные положения есть необходимая основа, без которой невозможно начало соединения с операциями мышления и мудрости.
Этот разум дан человеку по милости Творца. Кроме исключений: безумных людей, не способных усвоить первоначальные мыслительные идеи и аксиомы. Они не обладают в этом смысле формой человека и не обязаны соблюдать заповеди.
Этот разум является базисом и возможностью человека приступить к мыслительным операциям мудрости и понимания и углублять аспект даат (знания), через который приобретается святое знание, дух святости.
«Порядок и уровни постижения таковы: мудрость, понимание, знание. Первое — это мудрость, которая не станет известна через логические доказательства, но она лишь от Б-га, Который дал знать законы мудрости в Своей Торе и научил им людей» (Мальбим).
חכמה (мудрость) = כח מה (неопределенная сила). Сила восприятия чего-то нового. Постижение самого явления реальности. «Человек слышит информацию от других и заучивает ее». Ученик, слышащий нечто новое от учителя, — это аспект появления «нечто из ничего» в мозгу ученика. Новая информация, которой не существовало ранее в мыслительной реальности ученика. «А мудрость — из ничего найдется» (Ийов 28:12).
Таков процесс всякого явления реальности. «В начале сотворил Б-г» — «мудростью» объясняет Таргум Йерушалми. Акт творения — это первое явление реальности, вышедшей из ничего. Таким образом, суть мудрости — постижение существования реальности или мыслительного понятия, раскрывающихся мудрецу, без понимания глубины их сути и содержания. Как ученик, слыша некую мудрость от учителя, не постигает саму мудрость учителя. Он воспринимает внешнюю форму вещей, а после того понимает самостоятельно, в соответствии со своими возможностями постижения, их суть и глубинный смысл. Сама мудрость, вследствие своего высокого уровня, не познается постижением сущности. «Никто из нас не знает скрытые тайны мудрости в путях Б-га» (Виленский Гаон).
Маараль (Дерех Хаим 1:1) объясняет, что вопрос установления закона и суда относится к области חכמה (мудрости). «Нет специализации в мудрости, подобной имущественным законам» (Бава батра 175). «Желающий стать мудрым — должен заняться законами имущественных отношений» (Брахот 63).
Объяснение таково: восприятие мудрости есть постижение природных процессов, заложенных при сотворении мира («в мудрости»), и установление их в своем формате в соответствии с суждением мудреца. «Царь судом утверждает землю — это Всевышний, сотворивший мир по суду… это судья, который не нуждается ни в чем» (Ктубот 105). «Каждый судья, который вершит истинный суд… засчитывает ему Писание, как будто стал партнером Всевышнего в сотворении мира» (Шабат 10).
Имя Всевышнего при сотворении мира — אל-הים, Всесильный. И земной судья также называется в Торе אלהים. Задача судьи — утвердить суд на земле для того, чтобы сделать возможным заселение мира и мирное существование человечества.
Потомки Ноаха (т.е. все люди) получили заповедь создать систему правосудия, поскольку «если скажет тебе человек: есть мудрость в народах — верь» (Эйха раба). Восприятие реальности через закон и юридическую практику — общее для всего человечества.
Мудрость, вследствие своей высокой ступени (раскрытие истинной реальности, бытия жизни) непостижима в своем внутреннем содержании. Постижимо только само ее существование. Это восприятие есть постижение внешней реальности, мира Брия (сотворения), естественных и гуманитарных наук. Поэтому она имеет много общего с восприятием через зрение. «Судья судит только по тому, что видят его глаза». «Взятка ослепляет глаза мудрецов». В этом суть чувства зрения: «глаз воспринимает ощутимое извне» (Маараль). «Через зрение можно постигнуть только то, что открыто взору в этом мире (р.Цадок аКоэн)». Судьи называются «глазами общины».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»