Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Делает ли способность выбирать человека подобным Творцу?

Царь

Способность выбирать относится к сущности человека, созданному по образу Бога. Это царственность, которой Творец поделился со своими творениями. Намек на это: моах (мозг) — сосуд системы нешама, лев (сердце) — сосуд системы руах, кавед (печень) — сосуд системы нэфэш, начальные буквы этих слов образуют слово МЕЛЕХ (царь). Структура человека в полный рост есть выражение его царственности. Она показывает, что человек может испросить совета (леималех) относительно своих желаний и своих поступков.

«Злодеи находятся во власти своего сердца: и сказал Эйсав в серце своем, сказал Наваль в серце своем, и сказал Йеровоам в сердце своем, и сказал Аман в сердце своем. Но у праведных сердце их во власти их, и об этом сказано: и вот она говорит к сердцу своему, и положил Даниэль на сердце свое, и сказал Давид сердцу своему, и тем подобны они Творцу их: и сказал Господь сердцу своему» (Эстэр Раба 10:3). Удивительно вдуматься в то, как сила выбора дает человеку власть над его сердцем, чтобы спросить совета у разума о каждом помысле, речи и действии, и в этом полнота уподобления человека своему Творцу: и подобны они Творцу их.

Здесь мы можем войти далее в глубину этой темы.

И подобны Творцу их. Часть 1

Разумеется, речь не идет о сущности Творца, ибо Он сокрыт более всех сокрытых и не объемлет Его мысль нисколько, как мы объясняли, говоря о первых основах веры. Речь здесь идет о высших качествах управления, через которые открылся в сотворенном мире его Зиждитель. И в этом состоит полнота достоинства человека: уподобляться путям Творца и быть орудием их. И как поясняет Рамбам: «И заповедано нам следовать этими средними путями, которые и есть пути благие и прямые, как сказано: “И путями Его ходи”».

Так мы учили, говоря о значении этой заповеди: »Как Он зовется милостивым, так и ты будь милостив. Как Он зовется милосердным, так и ты будь милосерд. Как Он зовется святым, так и ты будь свят. И в этом смысле называли пророки Бога всеми этими эпитетами: долготерпеливый, обильно благодетельный, праведный, честный, непорочный, могущий, крепкий и т.п., сообщая нам, что такие пути являются достойными и благими, и следует человеку вести себя сообразно им, и уподобляться Богу насколько ему это по силам… И так как этими именами назвался Творец, и они суть путь средний, по которому должны мы идти, называется такой путь — путь Творца» (Законы о нравах, 1).

Глубина этой идеи в том, что внутренняя структура человека есть эти принципы руководства. Отсюда проистекает обязанность прилепляться к этим качествам, и как сказал Рамак: «Должно человеку уподобляться своему Создателю, и тогда будет пребывать в тайне высшей формы: образе и подобии. Потому что если только телом своим будет подобен, а не своими делами, то выходит, что он не соответствует этой форме. Потому что главное в этой форме — действия, и в чем же польза от того, что органы человека подобны этой высшей форме, если действиями своими он не подобен Создателю своему» (Томер двора 1). И вдумайся в это хорошенько, а мы продолжим говорить об этой возвышенной теме.

И подобны Творцу их. Часть 2

«И из плоти своей узрю Бога» (Иов 19:26). «Велика сила пророков, ибо они уподобляют форму Всемогущего форме человека» (Бемидбар Раба 19:3).

Об этой теме мы много говорили, обсуждая основу веры в пророков. Надо снова вдуматься в то, что было объяснено там, чтобы понять то, о чем мы говорим здесь. Еще мы привели там форму структуры высших качеств, следует снова рассмотреть сказанное там. Было объяснено, что структура качеств делится на три уровня. Первый уровень: три первых качества — системы высшего мозга, высшей мысли: хохма (мудрость), бина (разумение) и даат (знание). Ниже их находятся верховные качества управления миром: хэсэд (добро), дин (строгость) и рахамим (милосердие). И ниже их находятся качества, претворяющие принципы управления в дела: нэцах (победа), од (слава), йесод (основание). И вплоть до качества, принимающего все это — это качество малхут (царственность).

И так мы объясняли выше, что таково и внутреннее строение всей человеческой сущности — тайна образа Бога, и отсюда проистекает его способность выбирать: власть системы мозга над чувствами и поступками. Как мы объяснили, в системе души (нешама) нет греха, грех лишь приводит к ее отделению от человеческого существа, так что она остается лишь внешним покровом его существа. В силах этой высшей системы исправить всю человеческую натуру, ибо она прилепляет его к воле Творца, через постижение Торы и исполнение заповедей. Эта система чиста даже от крупицы материи, в ее силах возвысить человека над низкими страстями, находящимися в системе нэфэш, и над грехами качеств, находящихся в системе руах. Если она властвует над всеми делами человека, тогда его структура становится образом Бога, Элоким в значении «судья». Он избирает благо, и делает его властвующим над всеми системами своей структуры. И вникни как следует в эти основы.

И более того, если мы вновь поразмыслим над тем, что было разъяснено о строении качеств, что они располагаются по трем линиям: левая сторона, правая сторона и средняя линия, тогда мы поймем, что здесь находится корень идеи решения выбора: решение разума между двумя сторонами.

И раскроем несколько более подробно: ведь каждая из сторон есть одна из линий: правая сторона — добро, а левая — суд. Это архетипы качеств управления, как в сторону святости, так и, да не будет, наоборот. И как известно, что качества в святости являются корнем любви к Богу и трепета перед Ним. А в стороне нечистоты — это корни страстей и гнева, прародителей качеств нечистоты. И здесь появляется вес выбора, куда обратиться и как пользоваться этими качествами. А также, каков вес решения между качествами, и в какую сторону следует обратиться. И как сочетать эти качества, руководствуясь разумом. И полнота этой взвешенности — средняя линия, красота достойного управления. Все это дано человеку для выбора, и ему дана заповедь принимать разумное решение, все это относится к образу Бога (Элоким), и здесь находится сила судить. Все это присуще силе системы мозгов, это святая система, сосуд для души, которая находится во главе человеческой структуры, что говорит о ее назначении властвовать.

Это основа идеи образа Бога в человеке, в том, что касается свободы выбора. Человек выбирающий становится в тайный образ высшей формы, в полный рост, с решением разума между крайностями, и это растворяет все его качества, делая их достигающими цели единения с Богом. Разум взвешивает и разум принимает решения, в соответствии с заповедями Торы.

И так объясняет Мабит, говоря об обязательной вере в наказание и награду, проистекающей из понимания величия человеческого достоинства в обладании свободой выбора:

«Так как написано про творение человека: и сотворил Бог человека по образу Его, по образу Бога сделал его — то из этого следует, что он обязан быть схож с Ним в своих добрых делах, в справедливости и честности во всех своих поступках и качествах, которые проистекают из его органов и ощущений, которые были созданы в нем по образу Бога, ибо “по образу его” указывает на образ человеческих органов, а “по образу Бога” указывает на то, что проистекает из них, а именно, действия и качества, что они должны походить на действия и качества Всевышнего, так же, как человек похож на него своими органами, в переносном смысле, ибо Господь называется “муж”, и упоминаются относительно Него органы: глаз, ухо, руки и ноги, и если так будет поступать, то полагается ему благая награда за то, что воздал достоинство и честь тому образу, по которому он сотворен, уподобляясь Всевышнему, ибо так он показывает свою несомненную веру в то, что дела Всевышнего без изъяна, и все пути Его справедливы… в отношении творений Его. А если не станет поступать так, то заслужит наказание за то, что наносит увечье образу, по которому он сотворен в подобии Всевышнего, и дает возможность открыть рот хулящему Небеса, что есть неправедность в делах Творца, как есть она в Его созданиях, и как сказано в Писании (там 32): “Твердыня, без изъяна деяния Его… испортился, не сыновья Ему из-за порока их…”, то есть, Твердыня, без изъяна Его деяния — это человек, которого Он создал, тем более, что он без изъяна и в том, что он творит и делает, показывая этим, что все пути Творца справедливы, что Он Бог верный, а если искажает свои дела, то он будто искажает и наносит увечье Небесам, и показывает, что люди не сыновья Ему из-за порока их.

И то же со стороны Творца с другой стороны, что вдунул в ноздри его душу живую, как написано: “и вдунул в ноздри его…”, и если так, то получается также, что он должен походить на Него в своих добрых делах, в справедливости и честности всего, что проистекает из его души, ибо она есть дуновение из уст Бога и взята из-под престола славы Его. И если поступит так, то полагается ему награда добрая, а если нет, то будет наказан, ибо наносит увечье душе, взятой из святого места, и делает душу, которая должна подниматься вверх, подобной душе скота, которая спускается вниз к земле» (Шаар а-йесодот гл. 42).

Высота достоинства человека, которым он отличается от скота, это разум, который дан ему, средний засов, решающий при взвешивании качеств управления — и подобны Творцу их.

Аргументы отрицающих свободу выбора проистекают не только из недостатка знания обо всех этих возвышенных вещах, но и из того, что они подобны «злодеям, которые во власти сердца своего». Наша обязанность, особенно в нашем поколении, когда это вероотступничество отрицания свободу выбора имеет власть и даже подкрепляется т.н. «наукой», по причине деградации поколений и пяты Машиаха — поколения пяток, когда образ человека понизился до земного праха, распространять это знание, тем самым превознося достоинство и ценность человека, сотворенного по образу Бога и уподобленного Творцу этим достоинством.

И подобны Творцу их. Часть 3

Есть ещё нечто, что открыли нам наши учителя, и здесь мы подходим к объяснению второй идеи, лежащей в основе «образа Бога» в человеке.

Имя Элоким указывает, что Он, благословенный, является Владыкой всех сил, как разъяснено в Туре, раздел Орах Хаим, симан 5. «Также подобно этому, если можно так сказать, сотворил Бог человека, и дал ему власть над сотнями тысяч сил и миров без числа, отдал их в руки его, чтобы он был вождем их и управлял ими, сообразно всем деталям его движений и поступков, речей своих и помыслов, и всех порядков своего поведения, как в добрую сторону, так и, да не будет, наоборот.» (Нэфэш а-Хаим, 1:3)

Удивительно вдуматься в это, сила выбора в человеке есть единственный фактор (по воле Творца), влияющий на мир, человек есть вождь — управитель всего творения.

»Ибо своими делами, речами и мыслями, если они добрые — он сохраняет и придает силу многочисленным силам и высшим святым мирам, добавляя в них святость и свет. Как написано: «И положу слова Мои в уста твои… распростирать небеса и основывать землю» (Йешая 51). И как сказали мудрецы: читай не «сыновья твои» (банаих), но «строители твои» (бонаих). Ибо они сооружают высшие миры, подобно строителю, который сооружает дом. И дают им большую силу. А если наоборот, да не будет, то своими делами и речами, если они не добрые — он разрушает, упаси Бог, многочисленные силы и высшие святые миры без всякой меры. Как сказано: «Разрушители твои и ломающие тебя…» (там 49). Или затемняет, или приуменьшает их святость и свет, да не будет. И добавляет силы в противоположную сторону в жилищах нечистоты, упаси Бог. Это то, что сказано: «И сотворил Бог человека по образу его, по образу Бога…», «Ибо по образу Бога сделал…» Ибо так же, как Он, благословенный, есть Бог, владыка сил, которые есть во всех мирах. И упорядочивающий их, и руководящий ими в любое время, как Ему угодно. Так же и по воле Своей отдал во власть человека, чтобы тот был открывающим и закрывающим многочисленные сотни тысяч сил и миров. И это в соответствии со всеми деталями его поступков во всех его делах, буквально в каждый момент и в любое мгновение» (там, гл. 3).

Эти вещи, кроме того, что они накладывают обязанности, еще и возвышают человека в постижении своего высокого достоинства и веса его поступков.

«И таково учение о человеке: да не скажет никто из сынов Израиля в сердце своем, да не будет: кто я такой, какая сила есть у меня производить моими никчемными делами что-либо в мире, но пусть поймет и узнает, и укрепит мысль в сердце своем, что все детали его дел и речей, и мыслей в каждый момент и любое мгновение, не исчезают, да не будет. Но сколь велики дела его, сколь весомы и высоки. Ведь каждое из них поднимается сообразно с корнем его и производит свое влияние в вышних мирах и блистающих светах. И действительно, мудрый человек, который поймет это по-настоящему, его сердце встрепенется внутри его, когда обратит взор свой на свои дела, если они не хороши, да не будет, сколь далеко простираются они, портя и разрушая даже легким прегрешением, да не будет. Вышний корень его дел и речей, и мыслей, делает его владыкой их сил, если можем так сказать» (там, гл. 4).

Такая сила дана лишь человеку — выбирающему — который своими действиями способен возвысить все творение или понизить его, да не будет. И в этом он больше ангела: «И таким образом можно объяснить смысл разницы между мнениями величайших ришоним: сын Израиля более велик, чем ангел, или ангел превосходит его. Каждый из авторов этих двух мнений приводит четкие доказательства в свою пользу из явных стихов Писания. Но согласно нашим словам выше все становится понятно, что и то, и другое мнение — слова Бога живого. Но они говорят о разных аспектах. Ибо, конечно, ангел выше человека. Как по самой своей сущности, так и по величию своей святости и возвышенности своего постижения. Нет никакого сравнения и подобия между ними вообще… Но в одной вещи есть большое преимущество у человека перед ангелами. И это возвышение и связывание миров и сил, и светов между этими двумя. И такой силы нет в принципе ни у одного ангела» (там, гл. 10).

Все это потому, что человек сотворен по образу Бога, по форме высших качеств, и в его структуре заключены все силы всех частей творения. «И в этом весь человек, каждая частная сила в котором соответствует определенному миру и силе из таинственной структуры всех сил и миров, упорядоченных, если можно так сказать, по форме структуры человека» (там, гл. 6). «И все это по той же причине, ибо ангел есть в сущности лишь одна конкретная сила, в которой не заключаются все силы вместе. И потому нет вообще способности и силы у ангела возвысить и связать, и соединить какой-либо мир с тем миром, что над головами их, ибо он не состоит из собрания этих миров. И даже возвышение самой сущности ангела до той ступени, где он связан с миром, который выше его, не зависит от него. Поэтому ангелы называются стоящими, как написано: “Серафими стоят” (Йешая 6). “И дам тебе ходящих меж этими стоящими” (Зхарья 2). Только лишь человек есть возвышающий, связывающий и объединяющий миры и светы силой своих поступков. Ибо он состоит из собрания всех. И тогда также ангел получает возвышение и добавляется святость к его святости в результате силы деяния человека, ибо ангел этот также заключается в человеке» (там, гл. 10).

Следует ценить и превозносить это высокое знание, которое открывает возвышенную сторону и высшую ценность силы свободного выбора человека. Особенно в нашем поколении, в котором есть занижение высокого достоинства человека и ценности его поступков.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»