Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чистота тела и места молитвы

1. Мы молимся Всевышнему, Царю всех царей, и поэтому надо подготовиться должным образом к молитве. Сказано у пророка Амоса ( ר,י״ב): «Приготовься к встрече с твоим Б-гом, Израиль». Приступая к молитве, надо чувствовать себя как бы стоящим перед великим властителем.

2. Для молитвы надо достойно, соответствующим образом, одеться, подобно тому, как принято одеваться при встрече с важным человеком. Носящий шляпу и молиться должен в шляпе. Молясь у себя дома, тоже надо быть одетым подобающим образом.

3. Перед молитвой хорошо давать милостыню — «цдаку», как сказано в «Псалмах» — «Теилим» (י״ז,י): «С милостью (цедек) я предстану перед Твоим лицом». АРИ — האר״י ז״ל — имел обычай давать цдаку, дойдя до слов «ואתה מושל בכל» — «и Ты правишь всем» (в «псукей дезимра»— после «ויברך דויד» — «И благословил Давид»).

Запрещение заниматься посторонними делами до молитвы

4. С того момента, как наступило время утренней молитвы, нельзя заходить к знакомому, чтобы приветствовать его, пока не помолишься. Если же встречаешь знакомого на улице, то можно его приветствовать, но при этом сказать «доброе утро» и т.п., а не «шалом», чтобы изменением в приветствии подчеркнуть, что нельзя задерживаться перед молитвой и заниматься посторонними делами. До молитвы нельзя начать работать или отправиться в путь. Однако при необходимости, например, когда спутники не будут ждать и т.п.. допустимо выйти в путь и помолиться потом.

Нельзя начать изучать Тору, когда наступило время молитвы. Однако тому, кто молится в постоянном миньяне в синагоге, XA3AЛ (мудрецы) разрешили заниматься Торой до молитвы, не опасаясь, что он может забыть и пропустить ее время. Человек также имеет возможность заниматься до молитвы, попросив того, кто не занят изучением Торы в этот момент, напомнить ему о молитве. Утром, перед изучением Торы, надо прочесть бирхот атора (см.выше глава 3-я, закон 7).

5. До молитвы нельзя ничего есть и пить. Однако, с целью лучшего сосредоточения на молитве, можно пить воду, чай или кофе — без сахара и молока. Разрешено есть и пить до молитвы в лечебных целях, а также если человек настолько голоден или жаждет, что не в состоянии сосредоточиться на молитве.

Чистота тела и места молитвы

6. Сказано в «Теилим»:(ק״ג, א) «Благослови Всевышнего, моя душа, и все мое тело — Его святое Имя». Поэтому перед молитвой человеку следует очистить себя и проверить, не должен ли он оправиться, подготовляя тело подобающим образом.

Когда произносят благословения или слова Торы, необходимо, чтобы верхняя часть тела была отделена от нижней поясом или облегающей тело одеждой.

7. Сказано в Торе,(דברים כ״ג, ט״ו): «Ведь Б-г проходит по месту, где ты расположился, — и оно должно быть свято». Отсюда заключили XA3AЛ в Гемаре «Брахот», что место, в котором мы молимся или занимаемся Торой, должно быть очищено соответствующим образом, чтобы в нем не было дурных запахов, грязных пеленок и т.п.

Нельзя произносить в уме слова Торы или молитвы, или думать о них, находясь в туалете или в ванной и даже перед открытым входом в эти места. Нельзя молиться в помещении, чистота которого сомнительна, не проверив его заранее.

Когда человек находится в больнице, и в других случаях, когда нет возможности добиться чистоты тела и места для молитвы — спрашивают раввина, как поступить.

8. Нельзя молиться, стоя напротив женщины, не одетой по законам скромности, или замужней, волосы которой непокрыты (в дальнейшем, в главе 38-й закон 8, будет разъяснено, какая одежда для женщины считается скромной).

9. Следует избегать звука женского пения во время молитвы и изучения Торы. Также и в любое другое время не следует вслушиваться в женское пение. Если нет возможности прекратить его или покинуть это место, то можно продолжить изучение Торы и молитву, но при этом постараться предельно сосредоточиться, чтобы не обращать внимание на пение.

Омовение рук перед молитвой

10. Перед каждой молитвой: утренней, дневной и вечерней омывают руки. Благословение при этом не произносят (за исключением омовения перед бирхот ашахар, как рассказано выше).

11,12. Нельзя молиться, произносить благословение и изучать Тору, если руки не чисты, т.е. дотронулись до покрытых частей тела, обуви или корней волос. Покрытыми называются части тела, которые, как правило, и в соответствии с законами скромности облачены в одежды: все тело, ноги и плечи до локтей.

13. Если человек дотронулся до покрытых мест тела, он должен омыть руки водой. Если же он стоит во время молитвы шмоне эсре и ему нельзя сдвинуться с места, то он может отереть руки одеждой или потереть ими о стену и т.п. Надо вытереть всю ладонь и тыльную ее часть до запястья и пальцы со всех сторон.

Молитва с миньяном

14. Надо стараться произносить все молитвы в синагоге вместе с другими евреями.

Молитва принимается Б-гом и тогда, когда человек произносит ее один, но в соединении с другими, она становится сильнее и ценность ее выше. В Гемаре «Брахот» XA3AЛ объясняют слова из сказанного в «Теилим»(ס״ט, י״ד):
«Я обращаю свою молитву к Тебе, Всевышний, в желанное время»: какое же время желанно? — час, когда молятся все евреи.

15. Еще одно достоинство совместной молитвы: только при наличии миньяна можно произносить «кадиш»— קריש, «кдуша» — קדושה, «барху»— ברכו, биркат коаним и читать Тору с благословениями. В одиночку все это невозможно.

Миньян

16. Когда десять или более взрослых евреев (старше возраста «бар мицва» — 13 лет) собираются для молитвы вместе, это называется «миньян». Все они должны быть в одном месте, включая и «шлиах цибур» (שליח ציבור) — того, кто ведет молитву. Если часть людей находится в одной комнате, а часть — в другой, миньян не образуется, даже если между комнатами открыта дверь. Есть мнение, что если молящиеся в разных комнатах видят друг друга, то они образуют миньян.

17. Когда десять человек молятся и читают «кадиш», «кдуша» и т.д. — то всякий слышащий может отвечать «амен», «амен е'эй шмей раба»— אמן יהא שמיה רבא״\", «кдуша» и т.д., даже если он находится в отдалении, потому что когда десять евреев молятся совместно, то с ними пребывает «Шхина» — שכינה — они приближены к Б-жественному присутствию, и тогда «даже железной стене не отгородить евреев от их Отца».

18. Надо стараться прийти в синагогу вовремя и прочесть всю молитву с миньяном; особенно важно произнести шмоне эсре вместе со всеми. Поэтому, опоздав на миньян, следует поторопиться, чтобы успеть хотя бы к шмоне эсре.

Тот кто не в состоянии прийти в синагогу, и не имеет возможности пригласить к себе домой девять человек — должен молиться именно в то же время, когда собирается большинство миньянов — так как это время угодно для молитвы.

Возраст «бар мицва»

19. Еврей обязывается выполнять все мицвот и может быть присоединенным к миньяну после того, как прошло 13 лет со дня его рождения. Например: если кто-то родился 1-го числа месяца нисан (пусть даже к концу дня — но до захода солнца), становится бар мицва в ночь на 1-е нисана.

20. Родившийся в месяце адар —אדר обычного года (в котором один месяц адар) — например, 20-го числа его, и достигший тринадцатилетия в високосный год (в котором два адара), становится бар мицва только 20-го числа адар бет (אדר ב) — второго месяца адар.

Родившийся в високосном году в адар алеф (אדר א) — первый месяц адар и достигший тринадцатилетия тоже в високосный год, становится «бар мицва» в первом месяце адар. Родившийся в адар високосного года, и достигший тринадцатилетия в обычном году, становится бар мицва соответствующего числа месяца адар, независимо от того, в первом или втором месяце адар он родился.

Подобным же образом определяется возраст 12 лет, с которого девушка обязана выполнять мицвот.

Само собой разумеется, что расчет ведется по еврейской дате рождения, и ее необходимо выяснить точно, чтобы знать, с какого дня юноша или девушка должны начать выполнять мицвот, как взрослые.

Синагога

21. Велико значение молитвы, произносимой в синагоге (בית כנסת — «бет кнесет»). Молитва будет лучше принята в этом святом, специально для нее предназначенном месте. Даже если миньяна нет и предстоит молиться в одиночку, лучше для этого пойти в синагогу.

22. В самой синагоге надо выбрать себе постоянное место для молитвы и не менять его без надобности. Авраам — אברהם אבינו ע״ה —
молился на постоянном месте, как сказано в Торе (בראשית י״ט, כ״ז): «Авраам поспешил рано утром к тому месту, где он стоял перед Б-гом».

Дома надо выбрать для молитвы такое место, где никто не помешает.

23. Спешить в синагогу является особой мицвой, также как и торопиться исполнить любое другое повеление Б-га, как сказано у пророка Ошеа (ו,ג): «Мы поспешим постичь Б-га», и в Теилим (קי״ט ,ל״ב): «Я буду бежать дорогой Твоих заповедей».

Выйдя же из синагоги, торопиться не следует, за исключением тех случаев, когда отправляются исполнять какую-либо мицву или изучать Тору.

В самой синагоге следует ходить с благоговением.

24. Велика святость синагоги. Сказанное у пророка Ехезкел (י״א,ט״ז) «Я дам им небольшие храмы» XA3AЛ объясняют: имеются в виду синагоги и места изучения Торы («бет мидраш» — בית מדרש ). Святость синагоги подобна святости Храма, и мы должны трепетать перед Б-гом, присутствующим в этих местах, как сказано: «Благоговейте перед Моим святилищем».

25. В святом месте ведут себя соответственно. Не ведут пустые разговоры и тем более избегают того, что запрещено в любом другом месте: сплетен, ссор, наговоров. В синагоге греховность таких деяний еще больше, так как, совершая их, словно пренебрегают присутствием здесь Б-га.

26. Родители должны следить за детьми, чтобы они не шумели и не мешали молиться. Надо сажать детей рядом с собой и приучать их вести себя соответственно святости места, а также отвечать «амен», «барху» и т.д. Совсем маленьких детей, которые еще не воспринимают указаний родителей, не следует брать в синагогу.

Нельзя заходить в синагогу лишь для того, чтобы укрыться от холода, солнца или дождя. Если надо позвать кого-то. находящегося в синагоге, то, зайдя, надо сначала произнести какие-либо слова из Торы. Тот, кто не умеет это сделать, должен немного посидеть внутри, т.к. сидеть в синагоге — тоже мицва.

Нельзя пользоваться синагогой, чтобы сократить дорогу: если у нее есть два входа, то в целях сокращения пути человеку нельзя войти в один вход и выйти в другой. Однако, если он пришел молиться или учиться, то, закончив, лучше выйти не в те двери, в которые вошел, подчеркивая тем самым, что любое место в синагоге — дорого и любимо.

В синагоге нельзя есть, пить и спать. Однако те, кто постоянно изучают там Тору, могут есть или спать в ней, чтобы им не пришлось идти в другое место и тратить зря время, предназначенное для занятий.

Святые книги («сифрёй кодеш» — ספרי קודש) и предметы священного назначения («ташмишёй кдуша» — תשמישי קדושה)

Надо должным образом обращаться со святыми книгами и предметами. Приведем некоторые правила:

Нельзя садиться на скамью или стул, на котором лежат «сифрей кодеш».

Святые книги не уничтожают и не выбрасывают. Истрепавшиеся книги или отдельные листы должны быть сохранены в специальном помещении — «гниза». В синагогах обычно имеется место, где собирают предназначенное для переправки в гнизу.

Нельзя класть «сифрей кодеш» в перевернутом виде, а если кто-то положил их так, надо их перевернуть. «Хумаш» (Тора, «Пятикнижие» — חומש) можно класть на книги «Пророков» («Невиим» — נביאים) и «Писания» («Ктувим» — כתובים), а книги «Пророков» и «Писания» — друг на друга, но не на «Хумаш». Все другие книги нельзя класть на «Хумаш», книги «Пророков» и «Писания».

Между страницами «сифрей кодеш» нельзя оставлять какие-либо бумаги и другие предметы, не связанные с Торой.

При перерыве в занятиях книгу нельзя оставлять раскрытой.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.