Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Омовение рук
1. Поскольку человек, вставая утром с кровати, как бы создан заново для служения Вс-вышнему, да будет благословенно Его имя, он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение рук) с помощью сосуда, подобно тому, как коhены, приступая к служению в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда.
Основания для этого обычая можно найти в стихе: «Омою очищающим руки свои и обойду жертвенник Твой, Б-же, произнося слова благодарности». Еще одна причина в том, что, поскольку во время сна святая душа человека покидает его тело, на это тело нисходит дух нечистоты; когда же человек пробуждается от сна, дух нечистоты отходит от всего его тела, кроме пальцев. С пальцев же он не сходит, пока человек не обольет их водой три раза попеременно.
И запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав нетилат ядаим1, кроме как по очень большой нужде.
2. В первую очередь необходимо надеть талит катан, чтобы не проходить 4 ама без цицит. И, поскольку руки еще нечисты, благословение не произносят2.
3. Утренний нетилат ядаим делается так: человек берет сосуд в правую руку и передает его в левую, поливает сначала правую руку, а потом передает сосуд в правую руку и поливает левую. И так он должен сделать три раза3. И лучше облить руку до запястья. Но если это трудно, можно ограничиться обливанием кисти до основания пальцев.
После этого человек должен умыть лицо в честь своего Творца, как сказано: «Ибо по образу Б-га сделал Он человека». И также следует вымыть рот, удалив имеющуюся в нем слизь, чтобы произносить Имя Б-га в чистоте, а после этого вытереть руки. И необходимо проследить за тем, чтобы вытереть лицо как следует.
4. Вода после нетилат ядаим должна сливаться непременно в сосуд. И водой после нетилат ядаим запрещено пользоваться, так как на ней — дух нечистоты. Ее нужно выплеснуть в место, где не ходят люди.
5. Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия, поскольку дух нечистоты, остающийся на руках, может повредить этим местам3*.
6. Следует стараться, чтобы утренний нетилат ядаим делался так же, как и нетилат ядаим для трапезы: водой, из сосуда и так, чтобы вода лилась под действием силы человека. Однако в тяжелой ситуации, если у человека нет ничего этого, а он должен помолиться, он может омыть руки из чего угодно, любой водой и так, чтобы вода лилась сама4, и может благословить на нетилат ядаим. А если около него есть река, лучше окунуть руки в реку три раза, или даже в снег. Но если у него нет воды вообще, пусть вытрет руки чем-нибудь и произнесет благословение на «некиют ядаим» (очищение рук), и для молитвы этого достаточно. А потом, когда у него будут и вода, и сосуды для правильного нетилат ядаим, пусть сделает нетилат ядаим, как положено, но не произносит благословения.
7. Сказано: «Благослови, моя душа, Б-га, и все мои внутренности — Его святое Имя», — и, раз человек должен благословлять Б-га всеми внутренностями, запрещено произносить благословения, не очистив тело от экскрементов и мочи. Утром, встав с постели, человек обычно испытывает потребность облегчиться или, по крайней мере, помочиться5, и поэтому не следует произносить благословение на нетилат ядаим сразу после омовения рук; нужно же сделать это после того, как тело очищено: выйдя из туалета, нужно омыть руки еще раз и тогда произнести благословение на нетилат ядаим6 и специальное благословение после посещения туалета «Ашер яцар», благословения на Тору, специальное утреннее благословение на возвращение души «Элокай нешама…» (Г-сподь! Душа моя…) и т.д.6*.
8. Если человек проснулся ночью и омыл руки, как положено, и не спал после этого до рассвета, или если он после этого заснул ночью второй раз, или если он проспал днем примерно полчаса7, или если он бодрствовал всю ночь и не проспал даже получаса — во всех этих случаях мудрецы сомневаются, должен ли он омывать руки или нет. Поэтому следует сделать нетилат ядаим три раза попеременно, как описывалось в параграфе 3, но не произносить благословения8.
9. Вот когда следует омывать руки водой: встав с постели9, выйдя из туалета10, из бани10 , после стрижки ногтей10, волос и после бритья10, надев или сняв руками обувь11, после интимной близости10, прикоснувшись ко вши9, очистив одежду от вшей, даже если он не касался самих вшей10, вымыв или расчесав голову11, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой9, и после кровопускания10. Выйдя из помещения, где находится покойник10, или вернувшись с кладбища10, также делают нетилат ядаим.
1 И также оставаться лежащим в кровати запрещено. А в тяжелой ситуации можно сделать нетилат ядаим в любом месте дома, даже если вода расположена от него дальше четырех ама.
2 А если человек надевает талит гадоль — есть обычай благословлять на талит гадоль, чтобы это благословение относилось также и к талит катан. Почему это так — смотри в МБ.
3 А некоторые пишут, что необходимо добавить еще четвертый раз, чтобы удалить воду, ставшую нечистой.
3* И поэтому необходимо следить, чтобы и маленькие дети делали нетилат ядаим.
4 и взять меньше ревиит воды.
5 А если он не чувствует необходимости сходить в туалет, пусть сделает нетилат ядаим и благословит на омовение рук, «Ашер Яцар» и т.д. (О том, что касается благословения на омовение рук, см. следующее примечание).
6 И лучше произносить благословение на омовение рук не сразу, а произнести его на омовение рук после посещения туалета, наиболее близкого по времени к молитве. (Если он точно знает, что дотронется до закрытых мест на теле, и тогда сделает еще раз нетилат ядаим для молитвы, как в главе 12 — неочевидно, нужно ли ему благословлять на омовение рук после посещения туалета). И в этом случае, если благословение не произносится на самый первый нетилат ядаим после вставания, лучше присоединить его к остальным утренним благословениям.
6* В МБ написано, что правильно было бы присоединить «Элокай Нешама» к «Ашер Яцар». (А в другом месте написано, что относительно этого есть разные обычаи).
7 Некоторые говорят — три часа. А есть такие, которые говорят — чуть больше трех минут. (В МБ в разделе про того, кто остерегается спать днем, приводятся все три цифры, и завершается рассуждение словами: тот, кто внимательно относится к своим обязанностям перед Вс-вышним, отнесется к себе, насколько сможет, строго).
8 Некоторые обязывают бодрствовавшего всю ночь благословлять. Правильно было бы, тем не менее, чтобы он сходил в туалет и немного запачкал руки, и тогда он по всем мнениям сможет благословить на омовение рук. И так же следует ему поступить, если он сделал нетилат ядаим (без благословения) до зари.
9 Это омовение делается для чистоты и для удаления духа нечистоты. Поэтому следует поторопиться сделать нетилат ядаим. Тому, кто не сделал нетилат ядаим утром, запрещено учить Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью. Если он очистил руки чем-то очищающим — все это ему разрешено, но он по-прежнему должен сделать нетилат ядаим водой из-за духа нечистоты.
Когда человек встал с кровати, над ним также властвует дух нечистоты. Поэтому ему не следует произносить благословений или изучать Тору, пока он не сделал нетилат ядаим. Однако, если у него нет воды, он может очистить руки чем-то очищающим, и пусть благословляет и учится, чтобы не отрываться от изучения Торы. Нетилат ядаим для молитвы — см. его законы ниже, глава 12, параграф 5.
10 Это омовение делается для того, чтобы убрать дух нечистоты, поэтому пусть поторопится его сделать. Не омыл руки — ему разрешается заниматься Торой и произносить вещи, связанные со святостью. (А относительно «Шмонэ Эсрэ» см. ниже, глава 12). (А если за это время он дотронулся до закрытых мест на теле — см. примечание 9. И также см. ниже, конец главы 4).
11 Это омовение делается для чистоты. Руки нужно очистить водой или любым очищающим материалом, и только загрязненное место. Тому, кто не очистил рук, запрещено изучать Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.