Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кадиш, Барху и Кдуша

1. После «Да будет восхваляемо…» хазан произносит «Хаци Кадиш».

Разрешается произносить Кадиш, Барху и Кдушу, а также читать Тору только в присутствии десяти взрослых мужчин. И если в момент произнесения отрывка «Да будет восхваляемо…» десяти человек еще не было, а потом они пришли, хазан не произносит Кадиш, поскольку Кадиш читают только после того, как десять человек произнесли вместе что-либо другое. И поэтому следует подождать и не произносить «Да будет восхваляемо…»1, пока не соберутся десять человек. И ждать можно примерно полчаса, но больше ждать не следует, а необходимо произнести «Да будет восхваляемо…» и подождать еще. А когда соберутся десять человек, следует произнести вначале какие-либо стихи из Писания, а после них пусть хазан прочтет Хаци Кадиш.

2. Взрослым считается мужчина, проживший полных тринадцать лет и вступивший в свой четырнадцатый год (и можно полагать, что, вероятнее всего, к этому времени у него выросли по крайней мере два волоса на лобке). Например, если человек родился в Рош Ходеш месяца Нисан (то есть первого Нисана — перев.), он не становится взрослым до Рош Ходеш месяца Нисан, то есть, он становится взрослым в начале ночи Рош Ходеш Нисан после того, как пройдут тринадцать лет его жизни.

Тот, кто родился в месяце Адар, когда год был обычным, а тринадцатилетие его выпало на високосный год (то есть год с двумя месяцами Адар — перев.), не считается взрослым до наступления второго месяца Адар. Но если он родился в високосном году в первом месяце Адар, он становится взрослым также в первом месяце Адар (если год его тринадцатилетия — високосный). А если он родился в високосный год, а год его тринадцатилетия — обычный, он делается взрослым в месяце Адар текущего года. И оказывается, что иногда юноша, родившийся раньше своего товарища, делается взрослым позже него, как, например, если оба они родились в високосном году, один — двадцатого числа первого Адара, а второй — десятого числа второго Адара, а год их тринадцатилетия — обычный год.

3. Следует следить за тем, чтобы не считать евреев по головам, выясняя, есть миньян или нет, поскольку запрещается считать евреев по головам, даже если это нужно для выполнения заповеди, как сказано: «И сообщил Шауль народу, и посчитал их по (принесенным ими — перев.) ягнятам». И есть обычай считать евреев для миньяна по словам стиха: «Спаси народ Свой и благослови Свое наследие…», в котором ровно десять слов.

4. Необходимо, чтобы все десять человек были в одном месте, и хазан вместе с ними. Но если часть из них находится в одной комнате, а часть — в другой, они не объединяются в миньян, даже если дверь между комнатами открыта2. И даже если большая часть этих десяти человек находится в синагоге, а меньшая часть — во дворе перед синагогой, меньшая часть все равно не «притягивается» к большей и не объединяется с ней. И даже если часть миньяна стоит на самом входе, но снаружи от косяка, то есть таким образом, что, когда закрывают дверь, то место, где они стоят, оказывается снаружи — несмотря на то, что сейчас дверь открыта, все равно эти люди считаются находящимися вне синагоги3.

Все вышесказанное относится только к объединению группы из десяти человек в миньян. Но, если уже есть десять человек, которые произносят Кадиш, Барху или Кдушу, то всякий, кто их слышит, может ответить вместе с ними, даже если их отделяют от него несколько домов, поскольку «даже железный занавес не может отделить евреев от их Отца, Который на Небесах»; необходимо только4, чтобы между миньяном и отвечающим не было экскрементов или идолопоклоннического капища5.

5. Необходимо очень стараться слушать Кадиш и отвечать на него с большим чувством и вниманием, и во всяком случае, говоря: «Амен, да будет Имя Его великое благословенно вечно во веки веков!», отвечающий должен собрать все свое внимание. Потому что, если человек отвечает «Амен, да будет Имя Его великое…» изо всех сил и со всем вниманием к произносимому, то, даже если Вс-вышний приговорил его к семидесяти годам страданий, приговор его отменяется. И необходимо произносить эту фразу громким голосом, поскольку звук этой фразы уничтожает всех обвинителей евреев (на Небесах — перев.) и отменяет все тяжкие предопределения. Но, тем не менее, произносящему даже эту фразу не следует кричать слишком громко, чтобы не засмеялись над ним люди и не оказалось, что он привел их к греху. Произносят фразу: «Амен, да будет Имя Его великое…» вместе со словом «да будет благословенно» (на арамейском — йитбарах6), а после этого необходимо услышать, как это же слово произносит хазан, и сказать «амен»7.

6. Некоторые говорят, что, слушая Кадиш, нет необходимости стоять. Но, если Кадиш застал человека стоящим8, как, например, Кадиш после чтения Аллеля, необходимо стоять и во время Кадиша, до слов «Амен, да будет Имя Его великое…»9. а некоторые говорят, что следует всегда вставать для слушания Кадиша10 и всех слов, связанных со святостью, поскольку эту необходимость можно вывести, воспользовавшись принципом «от легкого к тяжелому», из действий Эглона, царя Моавитянского, как сказано в Писании: «И Эhуд пришел к нему (…) и сказал Эhуд: Слово Г-спода у меня к тебе, — и встал (Эглон) с трона». И раз уж Эглон, царь моавитянский, который поклонялся идолам, встал навстречу слову Б-га, тем более должны так поступать мы, Его народ! И этим мнением и следует руководствоваться на практике.

7. Если нет девяти человек, слушающих хазана, Кадиш произносить вообще не следует, поскольку всякую вещь, связанную со святостью, не произносят в присутствии менее чем десяти человек, то есть, должно быть девять слушающих и один произносящий. Но, тем не менее, если один из девяти слушающих молится «Шмонэ Эсрэ», то есть не может ответить на Кадиш вместе с остальными, он включается в число десяти человек. И закон будет таким же11, если их двое, трое или четверо: пока большинство слушающих могут ответить, нет ничего страшного в том, что меньшая часть не отвечает. (И см. ниже, глава 20, параграф 62). Однако, если один из девяти слушающих спит, его необходимо разбудить, поскольку спящий не присоединяется к миньяну12.

8. После того, как хазан произнес Хаци Кадиш, он говорит громким голосом: «Благословите Г-спода благословенного!», и община отвечает: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!». После этого хазан тоже, в свою очередь, произносит: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!», чтобы не оказалось, что он исключает самого себя из общины — им говорит: «Благословите…», а сам не благословляет. У некоторых есть обычай отвечать на эту фразу, сказанную хазаном, «амен»13, но сам хазан не отвечает «амен», когда эту фразу произносит община. Если хазан долго выпевает «Благословите…», в это время община говорит текст: «Да будет благословенно…», и этот текст можно произносить только в то время, пока хазан поет. Но, когда он произносит слова, не следует говорить ничего, а только слушать то, что он говорит.

Тот, кто не слышал, как хазан сказал: «Благословите…», а слышит только, как община отвечает: «Да будет благословенно…», также может ответить вместе с общиной14.

9. Кдушу в благословении «Создающий свет» (то есть отрывки «Свят, свят, свят…» и «Благословенна Слава Г-спода…») нужно стараться произнести всем вместе. А если это невозможно, разрешается произносить ее и в одиночку15.

10. Если в синагоге присутствуют ровно десять человек, никому из них не разрешается выходить. А про того, кто выходит, говорит Писание: «И оставляющие Б-га будут истреблены». Но, если после того, как человек выйдет, все равно останется десять человек, он может выйти, если уже слышал Барху, Кдушу и все Кадиши вплоть до Кадиша, который произносится после «Алейну». А если уж так случилось, что один из них вышел и не осталось в синагоге десяти человек, можно закончить и без десяти человек (лишь бы осталась большая часть миньяна) ту часть молитвы, которую они начали вдесятером. И если хазан начал повторять «Шмонэ Эсрэ», он продолжает повторять всю «Шмонэ Эсрэ», и произносят Кдушу, и он читает также: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови нас тройным благословением…». Однако коhены не имеют права в этом случае благословлять народ, и также не произносят Кадиш после «Шмонэ Эсрэ»16, поскольку все это — уже другие части молитвы. И если начали читать Тору, когда было десять человек, а во время чтения часть из них вышла, заканчивают17 чтение18, но не добавляют ничего, и также не вызывают никого для чтения Гафтары, но последний из вызванных читает Гафтару без благословений.

11. Хазаном можно сделать только достойного человека, как сказано: «Напала она (община Израиля) на Меня своим голосом, из-за этого возненавидел Я ее», — и объясняют мудрецы наши благословенной памяти, что речь в стихе идет про хазана, который, не будучи подходящим для этого, все же стал молиться перед ковчегом (то есть на месте хазана — перев.). И кто же достоин быть хазаном? Тот, кто не запятнан никакими преступлениями, и зрелость его ничем не омрачена, то есть о нем никогда, даже в детстве, не говорили ничего плохого; и, кроме этого, он должен быть скромен, должен устраивать общину, чтобы община была согласна на его представительство в молитве; он должен быть красив, и голос его должен быть сладким, притягательным для сердца; он должен иметь привычку читать Тору, Пророков и Писания, чтобы стихи, произносимые во время молитвы, были ему знакомы.

А если невозможно найти такого, кто удовлетворял бы всем перечисленным требованиям, пусть община выберет самого лучшего по мудрости и добрым делам.

12. Человеку не следует молиться в качестве хазана, если нет на то желания общины. А если человек стал хазаном не с разрешения общины, а из-за своей наглости и высокого положения, на его благословения не отвечают «амен», как сказано: «А вор, когда он благословляет — лишь сердит Б-га» (и см. ниже, глава 29, параграф 9).

13. Постоянным хазаном назначают только того, у кого полностью выросла борода. Но на время какой-то конкретной молитвы любой, кому исполнилось тринадцать лет и один день, может молиться перед ковчегом19.


1 А по мнению МБ, должен ждать только хазан.

2 (И даже если двери нет). Но если одни видят других, они объединяются; а по некоторым мнениям, не объединяются даже в этом случае.

3 «Маген Авраам» постановил, что они считаются находящимися внутри; а «Эвен а-Эзер» считает, что, если некоторая их часть находится там, они объединяются.

4 А некоторые этого не требуют; некоторые же требуют только при произнесении Барху.

5 Или нееврея.

6 В разных местах есть разные обычаи: некоторые говорят до слов: «…произносимых в мире…» (да-амиранбе-Алма), некоторые — до «Да будет благословенно…» (йитбарах), а некоторые — до «…во веки веков» (алмайя). Если отвечающий сейчас в месте, где не может прерваться — пусть скажет до алмайя.

7 Нет обычая отвечать «амен» после «йитбарах».

8 А по мнению некоторых, также при слушании Кадиша вечером в Шаббат перед Барху. А Аризаль придерживался обычая стоять также во время Кадиш Шалем и Кадиша при возвращении свитка Торы в ковчег.

9 А некоторые говорят — до «амен» после слов «…произносимых в мире».

10 До мест, указанных выше.

11 А некоторые не согласны с этим.

12 В трудной ситуации можно закрыть глаза на то, что один спит; но только не во время повторения хазаном «Шмонэ Эсрэ», поскольку есть опасение, что тогда он будет произносить благословения напрасно.

13 В том месте, в котором можно прерваться.

14 А если он слышал только, как сам хазан ответил: «Благословенно…», должен сказать только «амен».

15 И в этом случае правильно было бы произнести ее красиво, выпевая мелодию и соблюдая кантелляцию.

16 А по мнению МБ, говорят и Хаци Кадиш, и Кадиш Шалем.

17 Так же считает и МБ. А БГ пишет, что, по некоторым мнениям, тот же самый вызванный завершает все чтение и произносит благословения; но он не уверен, что закон таков.

18 И после чтения произносят Кадиш.

19 Но не в дни общественных постов, а также не в Рош а-Шана и не в Йом-Кипур.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»