Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Еврейская молитва, Благословения, Ашер яцар
1. Каждое утро мы произносим благословения — брахот, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам. Эти благословения — «бирхот ашахар», которые XA3AЛ установили произносить каждое утро, вселяют в нас сознание того, что сама жизнь, возможность открыть глаза, и все, чем мы владеем — от Б-га.
2. XA3AЛ установили брахот на различные случаи, когда человек получает удовольствие или извлекает пользу из чего-либо. В Гемаре «Брахот» сказано: «Нельзя воспользоваться чем-либо в этом мире без благословения. Воспользовавшийся без благословения, подобен взявшему чужое», ибо все в мире принадлежит Творцу.
«Бирхот ашахар»
3. Бирхот ашахар начинаются благословением ״על נטילת ידים״ на омовение рук.
Затем произносят браху «אשר יצר», в которой благодарят Б-га за мудрое создание тела; в «אלקי נשמה» — благодарят за сотворение души (между словами «אלקי» и «נשמה» следует сделать паузу).
4. В сидуре — молитвеннике — бирхот ашахар помещены перед утренней молитвой шахарит. Изучая законы, связанные с молитвами и брахот, полезно следить за изучаемым материалом по сидуру.
5. Не следует отвечать «амен», услышав благословение «המעביר שנה מעיני ותנומה מעפעפי»,
пока не будет произнесено и «הגומל חסדים טובים לעמו ישראל», так как это одна браха, а посреди брахи нельзя отвечать амен.
Нельзя произносить благословение или другие святые слова, если руки не чисты (коснулись тела, обуви и т.п.), как будет объяснено в главе 4-й, законы 12 и 13.
«Бирхот атора»
6. Каждое утро вместе с бирхот ашахар говорят бирхот атора — благословения на изучение и занятие Торой.
Изучение Торы — основа исполнения всех мицвот. Через Тору человек познает Творца и приходит к практическому исполнению Его заповедей.
Еврей обязан заниматься Торой всю жизнь, как сказал Б-г (יהושע א׳,חי): «Трудись над ней (Торой) днем и ночью».
Сказано: «Изучение Торы засчитывается, как все остальные мицвот вместе взятые» (מסכת פאה, פרק א).
7. В бирхот атора выражено огромное значение этой заповеди. Эти брахот надо произносить особо добросовестно и с радостью — в них мы благодарим Б-га за то, что он избрал нас изо всех народов.
Нельзя изучать Тору и все связанное с ней, пока не произнесены эти благословения. Тот, кто начинает изучение до утренней молитвы, должен перед этим сказать бирхот атора.
8. Бирхот атора состоят из трех благословений. В первом мы благодарим Б-га за то, что нам велено изучать Тору, во втором просим, чтобы ее учение было нам приятно и чтобы мы и наши потомки во всех поколениях удостоились изучать Тору, и в третьем благодарим Б-га за то, что Он избрал нас изо всех народов и именно нам дал Тору.
В книге «Мишна Брура» сказано: «Отец и мать должны постоянно молиться за своих сыновей, чтобы они изучали Тору, были праведны и обладали высокими духовными качествами — это надо иметь в виду произнося браху “אהבה רבה” (перед “Шма Исраэль” в шахарит) и произнося “ונהיה אנחנו וצאצאינו” (“будем мы и наши потомки”) в бирхот атора, а также в молитве “ובא לציון” в словах “למען לא ניגע לריק ולא נלד לבהלה”».
9. После бирхот атора следует немедленно приступить к изучению Торы. Для этого читают «биркат коаним»(которая записана в Торе в книге «במדבר») и Мишну, помещенную в сидуре после бирхот атора.
10. Существуют различные мнения по поводу того, должен ли человек благословлять «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» ,«על נטילת ידים» и бирхот атора, если он бодрствовал всю ночь.
В книге «Мишна Брура» решено, что он должен поступать следующим образом: утром (перед молитвой) после посещения туалета омыть руки и прочесть «על נטילת ידים» и «אשר יצר». Если же он не был в туалете, то должен выслушать эти брахот от человека, спавшего ночью, который примет во внимание, что должен произнести их и для слушающего. Сам слушающий также должен помнить, что они говорятся и для него, и ответить «амен»
Благословения «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» и бирхот атора бодрствовавший ночью, также не должен говорить сам, их следует выслушать от человека, спавшего ночью (оба должны учитывать, что благословения эти предназначены и для слушающего) и ответить «амен». Сразу после бирхот атора следует самому произнести биркат коаним и Мишну, помещенные в сидуре после этой брахи, приступив тем самым к изучению Торы немедленно после благословения на нее, как было уже сказано выше.
Если человек не снимал с себя ночью «шалит катан»(нательный талит), то, произнося утром браху на талит, он должен иметь в виду также и талит катан.
Все остальные бирхот ашахар читаются как обычно и тем, кто бодрствовал всю ночь.
11. Если кто-нибудь не прочел бирхот ашахар до утренней молитвы, то он может прочесть их и после нее, за исключением благословения на омовение рук, которое после молитвы не говорят, и благословений «אלקי נשמה» и бирхот атора, относительно которых существуют сомнение, можно ли произносить их после молитвы. Поэтому надо всегда читать эти брахот до молитвы.
Благословение «אשר יצר» в течение дня
12. На протяжении всего дня, каждый раз, оправившись, надо омыть руки и прочесть браху «אשר יצר». Благословение на омовение рук в этих случаях не произносят.
В туалете также следует вести себя по правилам скромности: не обнажать тело без надобности.
13. Руки надо омыть вне туалета. Если же нет такой возможности, то надо, омыв их, выйти с мокрыми руками и вытереть их снаружи.
Даже проста,вошедший в туалетную комнату должен, выйдя из нее, омыть руки, не произнося, однако, в этих случаях брахи.
В благословении «אשר יצר» мы благодарим Б-га за то, что Он сотворил человеческое тело с необыкновенной мудростью и на протяжении всей нашей жизни поддерживает его существование так, чтобы каждый орган функционировал должным образом.
Браха «אשר יצר» помещена в сидуре в начале бирхот ашахар.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.