Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Цицит, Талит, Еврейская молитва
1. Сказано в Торе: «Пусть сделают цицит на краях своей одежды» (במדבר ט״ו, ל״ח). Мицва подвесить цицит к одежде, у которой четыре угла.
2. «Будет это цицит, и увидев его, вспомните обо всех заповедях Б-га и будете исполнять их» (там же). У мицвы цицит особое предназначение — напоминать о заповедях Б-га, и приводить, таким образом, к их исполнению.
Под числом нитей, витков и узлов цицит подразумевается имя Б-га и 613 Его заповедей евреям. Числовое значение (гематрия) букв слова «600 — ציצית». Восемь нитей и пять узлов — тринадцать. Вместе — 613.
3. Цицит, которые являются неотъемлемой частью нашей одежды, постоянно связывают нас с Торой и мицвот. Как говорится в Торе (במדבר ט״ו, ל״ח — מ) в продолжение к словам о цицит: «Помните все заповеди Б-га, выполняйте их и не следуйте за вожделением ваших сердец и глаз… чтобы вы помнили и выполняли все Мои заповеди и были святы перед вашим Б-гом».
В книге «Мишна Брура» говорится: «Если бы у людей был подарок от царя, и на нем начертано царское имя — они бы им очень гордились и всем его показывали. Тем более почетно еврею носить цицит, указывающий на Имя самого Б-га».
4. Эту заповедь цицит мы исполняем на протяжении всего дня, нося талит катан.
РАМБАМ пишет (הלכות ציצית פרק ג, הלכה י״ב): «Человек всегда должен с особым вниманием относиться к мицве цицит — ведь Тора поставила в зависимость от нее все остальные заповеди, как сказано: “Смотрите на него (цицит), и вспоминайте все заповеди Б-га”».
В «Шулхан Арух» говорится, что велико наказание, назначенное для неисполняющего эту мицву. Тот же, кто соблюдает ее старательно, удостаивается особой близости к Б-гу.
Как исполняется эта мицва
6. На протяжении всего дня носят талит катан с повязанными соответствующим образом цицит. Сразу же после омовения рук утром одевают талит катан, чтобы не пройти и 4 амы без цицит.
7. Если не выдержаны размеры талит катан, то мицва не исполнена.
По мнению книги «Хазон Иш», этот размер составляет 116 х 58 см (длина 2 «амы» к ширина — «ама»). Хазон Иш считает, что размер каждой из наплечных частей талита должен быть больше размера отверстия для шеи, и тогда это отверстие засчитывается в длину или ширину талита.
По мнению раввина Хаим Наэ, минимальный размер составляет 98 х 49 см, при этом отверстие в любом случае не засчитывается. Согласно этому, если отверстие, к примеру. 20 см, то размер талита должен быть 118 х 49 см.
Размеры покупаемого талит катан должны быть с запасом, так как при стирке он может сесть.
8. Те, кто не молится утром в талит гадол — специальный большой талит, который одевают во время молитвы, благословляют на талит катан ״על מצות ציצית״, только если он должного размера — см.выше.
9. Перед тем, как произносят браху на талит. обязательно проверяют, не порвалась ли одна из нитей цицит. Надо разделить все нити, чтобы они не были спутаны.
10. Всю утреннюю молитву читают в талит гадол — в большом талите. Одевая талит, держат его в руке и произносят браху להתעטף בציצית.
После благословения покрывают им голову и плечи и перебрасывают все четыре цицит на левую сторону. Так стоят в течение времени, достаточного для того, чтобы пройти 4 амы. Затем опускают талит настолько, чтобы был виден тфилин на голове и располагают цицит по местам.
В разных общинах имеются свои дополнительные обычаи в одевании талита. и каждый должен следовать обычаям своей общины.
11. Одевая цицит. надо сосредоточиться на мысли о том, что эта заповедь дана нам с целью напомнить о всех остальных заповедях Б-га, чтобы мы исполняли их. Надо также иметь в виду и то, что мы одеваем талит для выполнения мицвы цицит.
Одевать талит и читать браху надо стоя.
Во время молитвы талит должен окутывать тело. Неверно делают те, кто собирают его весь вокруг шеи. Надлежит следить, чтобы цицит не волочились по земле, так как это является пренебрежением к мицве, а также может привести к тому, что нити оборвутся и придут в негодное для исполнения мицвы состояние.
Принято, что молящиеся в большом талите, благославляют только на него, имея в виду также и талит катан, отдельную браху на который утром не произносят.
12. После того, как снимают талит на короткое время (например для того, чтобы выйти в туалет), не повторяют браху, одевая его снова.
Если же талит упал с тела, то нужно снова произнести благословение, даже если человек успел задержать его в руке и сразу же одел. Выходцы из сефардских общин в последнем случае должны выяснить у своего раввина, как поступить.
13. Цицит является «мицват асе шеазман грама»: «мицват асе» — т.е. мицва, основанная на повелении что-либо исполнить, а не на запрещении; «шеазман грама» — שהזמן גרמה — исполнение которой обусловлено определенным временем, так как на одежде, предна-значенной только для ночи, не должно быть цицит.
Существуют другие мнения в определении зависимости мицвы цицит от времени (Рамбам).
Женщины освобождены от выполнения этой мицвы, как и от большинства других «мицвот асе шеазман грама», т.е. мицвот, исполнение которых обусловлено временем. Все мицвот «ло таасе» — לא תעשה, т.е. содержащие запрет что-либо делать, женщины обязаны выполнять.
Как повязать цицит
14. Вводим по 4 нити в каждое из отверстий, расположенных по четырем углам талита (одна из этих 4-х нитей длиннее других — она называется «шамаш»). Перегибаем нити посередине, так чтобы из каждого отверстия выходило по 8 нитей.
Перед тем как все это сделать, надо сказать: «лешем мицват цицит» — «לשם מצות ציצית», т.е. я делаю это для исполнения заповеди цицит; и все время надо иметь в виду, что пропускаешь, оборачиваешь и завязываешь нити для исполнения мицвы цицит.
15. Число витков и способ оборачивания нитей зависят от обычаев общины. Приведем пояснения из «Шулхан Арух» и «Мишна Брура»:
пропустив нити, берут четыре конца с одной стороны отверстия и четыре конца — с другой, и завязывают их в два узла, один на другой. Затем длинную нить — шамаш — оборачивают 7 раз вокруг семи остальных нитей. Снова навязывают два узла один на другой из восьми нитей и оборачивают шамаш 8 раз вокруг остальных семи нитей. Снова вяжут два узла и затем 11 раз оборачивают шамаш. Еще раз делают два узла, и после них — 13 витков шамаша. В конце еще раз завязывают два узла. Таким образом должно получиться, что 8 нитей завязаны пятью двойными узлами, между которыми располагаются 4 звена витков. Общее количество витков получается 39, как сумма числовых значений букв Имени Б-га:«י» —«йуд» — 10; ״ה״ — «эй» — 5, «ו» — «вав» — 6,״ה״ — «эй» — 5, и кроме того, сумма числовых значений букв слова «אחד» — «один»: «א» — «алеф» — 1, ״ח״ — «хет» — 8,״ד״ — «далет» — 4. (В другом варианте делают 10,5, 6 и 5 витков, что соответствует сумме числовых значений «Б-г един» — ה׳ אחד)
16. Цицит считаются красивыми, когда звенья получаются равной длины, поэтому в первом звене, где меньше всего витков, надо их немного отдалить друг от друга, во втором — чуть приблизить, в третьем — сблизить еще больше.
17. Длина нитей от верхнего узла до конца должна быть минимум 12 «агудал»— אגודל. По мнению Хазон Иш, это 30 (минимум 29) см, а, согласно мнению раввина Хаим Наэ, — 24,5 см. Цицит считаются красивыми, если длина звеньев с узлами составляет вместе 1/3 всей длины (4 «агудал») нити. Если цицит длиннее 12 «агудал», то и звенья должны быть длиннее.
В законах вязания цицит есть большое количество деталей, поэтому вначале следует руководствоваться указаниями знающего человека.
Законы, касающиеся одежды и нитей для цицит
18. По мнению составителя «Шулхан Арух», только одежда из овечьей шерсти должна, согласно Торе, иметь цицит. На одежде же из других материалов (например, из хлопка) цицит делаются по установлению мудрецов («дерабанан» — דרבנן), поэтому, лучше сделать и талит гадол, и талит катан (большой и нательный талиты) из шерсти, чтобы выполнить мицву Торы. Мнение же РАМА — הרמ״א, что все виды материалов должны иметь цицит по Торе.
19. Цицит из шерстяных нитей годен для любого талита (изо всех видов материалов, исключая лишь лен — относительно льна и цицит к нему существуют особые законы).
Нити из других материалов годятся только для одежды из того же материала, например цицит из хлопка хорош только для талита из хлопка и т.п. Как уже было упомянуто выше, цицит должны быть в любой одежде с четырьмя углами, а не только в талите. Поэтому, плащ, куртка и т.п., разрезанные по сторонам или сзади на большую часть их длины и имеющие четыре угла, должны иметь цицит. Если не хотят ввязывать в эти виды одежды цицит, то надо округлить один из углов, причем обрезать его, а не подшить, подложив округло, так как в последнем случае все равно должны быть цицит.
20. Отверстие, в которое вдеваются нити цицит, должно располагаться, по мнению Хазон Иш, на расстоянии от 4 до 7 см от края одежды, и желательно, чтобы оно было на расстоянии 4,5 см; а по мнению раввина Хаим Наэ — 3,5—6 см. Если нити цицит были вдеты в отверстие, находившееся от края одежды на нужном расстоянии, а затем отверстие надорвалось, т.е. нити приходятся к краю ближе, чем они должны быть, талит тем не менее считается соответствующим закону — кашер (כשר). Принято обшивать отверстие для цицит и край одежды (талита), чтобы они не надорвались. Их обшивают ниткой из другого материала, или цветной ниткой.
21. Скручивая и сплетая нити для цицит, надо сказать «לשם מצות ציצית» и затем иметь в виду все время, что это делается для исполнения мицвы цицит. Поэтому покупать цицит следует при наличии соответствующего «эхшера»—הכשר (свидетельства о кашерности), чтобы быть уверенным, что они были изготовлены по требованиям закона.
22. Если часть нити цицит распустилась, то она считается как бы обрезанной. Поэтому, если нить сплетена слабо, то внизу завязывают узел, чтобы она не распускалась.
23. Если одна нить оторвалась, а семь остальных целы, то талит — кашер при условии, что в верхней петле, выходящей из отверстия талита, все нити целы. Если же одна из нитей в этой петле оборвалась, то талит негоден («пасуль»— פסול).
Если произошли другого рода обрывы, например, 2 нити порвались, а 6 целы и т.д., надо спросить человека, знающего закон во всех его деталях, годен ли цицит.
24. Все время, пока нити цицит находятся на талите, нельзя ими пользоваться для посторонних целей (например, связывать что-либо), так как это является пренебрежением к мицве. К оборванным нитям тоже нельзя относиться пренебрежительно (например, наступить на них ногой), а, по некоторым мнениям, даже следует отложить оборванные нити цицит в отдельное место — гниза — для хранения.
Время одевания цицит
25. Указанное время соответствует сказанному в «Шулхан Арух», что человек одевает талит и говорит браху с того момента, как он может опознать знакомого на расстоянии 4 амы (примерно 4 средних шага), или отличить белый цвет от голубого. С этого же времени можно одевать утром тфилин и исполнять мицву чтения «Шма Исраэль» — ״קריאת שמע״, как будет сказано в дальнейшем, в главе 6-й, закон 9 и в главе 7-й, закон 24.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.