Из цикла «Даат тфила», темы: Человек, Разум, Речь, Сотворение мира, Свобода выбора, Душа, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Все, что ты видишь, — это порождение неба и земли, как сказано: “В начале сотворил Б-г небо и землю”. Во второй день творил из высших: “И сказал Б-г: Да будет небосвод”. В третий творил из низших: “И сказал Б-г: Даст земля траву”. В четвертый творил из высших: “И сказал Б-г: Да будут светила”. В пятый творил из низших: “И сказал Б-г: Воскишат воды”. В шестой собрался сотворить человека, но сказал: Если Я сотворю его из высших, сейчас у высших будет на одно творение больше низших и не будет мира во вселенной. Если Я сотворю его из низших, то у низших будет на одно творение больше высших и не будет мира во вселенной. Сотворю-ка Я его из высших и из низших — ради мира!» Об этом и сказано: «И создал Г-сподь Б-г человека прах из земли» — из низших, «и вдохнул в его ноздри душу жизни» — из высших» (Берешит раба 12).
«Небо» — это символ высших духовных частей мироздания. «Земля» — символизирует, низшие материальные миры. «Мир» — это совершенство творения, единство этих миров — это человек. Таким образом, в человеке присутствует духовная составляющая, материальная составляющая и то, что их объединяет. Поскольку цель существования человека — мир (шалом), совершенство (шлемут) мироздания, выходит, что основная сущность человека прояявляется в соединении высших и низших миров.
Далее мы объясним суть трех этих составляющих человека. Мы убедимся, что в той части, которая является основой его сущности, находятся его жизненная сила и свобода выбора.
Пять имен у составляющих души человека: животная душа (нефеш), дух (руах), высшая душа (нешама), хая и йехида.
Животная душа (нефеш), как сказано: «…ибо в крови душа».
Дух поднимается и опускается, как сказано (Коэлет 3): «Кто знает, дух сынов человеческих, поднимается ли он наверх, а дух животного — спускается ли он вниз, к земле?»
Высшая душа (нешама) проявляется в сознании — это главное в человеке,.
нефеш,. Поскольку две высшие части души (руах и нешама) высоки и возвышены и нет органов, в которых они раскрываются, и их действие никак не выражается. Они окружают человека сверху и воздействуют на его святость и духовность.
«Три аспекта: действие, речь, мысль — это все внутренние аспекты человека, соответствующие трем аспектам души: нефеш, руах, нешама. Действие относится к аспекту нефеш, как написано в Торе: “…а душа (нефеш), которая сделает…”, “…и будут отринуты души, которые делают (это)” и т.п. “Ибо в крови душа”. Нефеш облачается в кровь человека, и поэтому основное ее местопребывание — в печени, которая вся омывается кровью. В процессе кровообращения по всем органам она передает им жизненную силу движения, наделяя возможностью действовать. Если течение крови в каком-то органе прекратится и не будет в нем никакого движения, орган не сможет функционировать и отомрет» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 14).
Нефеш — это последняя ступень в строении человека, «компаньон тела» (аГра). Она соединяет все части души с материальным телом. Она дает жизненность и движение всем органам и частям тела. Низшая душа подобна душе жизни остальных животных. В ней пребывают материальные вожделения и желания человека. Таким образом эта часть совместна с составляющей земли, с материальным в человеке.
Мысль относится к аспекту нешама. Она учит человека знанию и пониманию Торы. Ее основное местопребывание — в мозгу, органе мысли, и она — наивысший из трех аспектов души.
Нешама представляет высшие миры в человеке. «Душа, которую Ты дал мне, — чиста». Она духовна и непорочна, продукт ее функционирования — мысль. Суть ее — абстрактные мыслительные понятия, лишенные всякой примеси материальности. Мишна называет ее «славой Всевышнего». Объясняет Рамбам: «Когда мудрецы говорят о человеке, не заботящемся о славе Всевышнего, они имеют в виду того, кто не жалеет свой разум, ведь разум и есть слава Всевышнего». (Мишна Хагига 2).
Нешама соединяет человека с Творцом. Вот как пишет об этом Рамбам: «Тот самый разум, который изливается на нас от Всевышнего, — это соединение между Ним и нами» (Путеводитель, 3:51). Это самая суть сознания человека, чье местопребывание — в мозгу. Однако с тех пор как Первый человек согрешил, сама нешама не одевается в мозг человека, но лишь искры ее сияния дают разум человеческому мозгу, в соответствии с уровнем его святости и возвышенности.
Когда человек грешит, грех его не наносит ущерба уровню Нешама. Она выше этого, ее чистота и святость не страдают. Грех лишь влечет разрыв между ней и нижнеми частями структуры человека (руах и нефеш). Нешама отходит от человека и перестает изливать на него свой свет.
Ее возвышенность и святость объясняет Рамбан: «И вдохнул в его ноздри душу жизни» — намекает нам здесь Писание на достоинство души, ее основание и тайну… Нам сказано, что она произошла не из природных стихий, как это намекается относительно души движения, и не от постепенной эволюции трансцендентных разумов, но она — дух от Всевышнего, «из Его уст — знание и понимание». Ведь тот, кто с силой дует в ноздри другому человеку, дает тому от своего дыхания.
Нет у нас постижения в этих вопросах, но достаточно знать и разуметь, что душа, нешама, — из высших миров: часть Небесного в человеке.
«Поднимающееся и опускающееся», способность выбора способна поднять человека на ступень высших миров, чтобы он весь относился к категории нешама, или опустить вниз, в категорию тела. Вот толкование рабейну Йоны на стих из Коэлета: «Кто знает, дух сынов человеческих, поднимается ли он наверх, а дух животного — спускается ли он вниз, к земле?» — «Дух злодея называется духом животного, поскольку он тянется за материальным вожделением, как животное… А дух праведников называет “духом сынов человеческих”. Местопребывание духа — в сердце. “Более всего хранимого береги сердце свое, ибо из него источники жизни” (Притчи 4:23)».
Сердце — местопребывание жизни духа человека. Здесь место его чувств, желаний и душевных качеств. Это точки его отношения и связи с жизнью. С окружающими, с мирозданием и Творцом. Любовь к Творцу и трепет перед Ним, любовь к товарищам и семье, ненависть и страхи, гнев и милость. Возвышенные чувства и низменные эмоции. Из этого места стремится дух в человеке идти вверх или вниз.
«Он поднимается и опускается», возвышает или принижает эти структуры. Дух может исправить их и поставить в правильном образе, или испортить. В правильном образе: животная душа (нефеш) и дух (руах) слушаются высшей души (нешама). Вот как выглядит такой человек: мудрость, понимание и знание, пребывающие в мозгу, обладают всей полнотой власти. Они управляют качествами характера человека: любовью, страхом и т.п., которые пребывают в сердце. И они возвышают нижнюю душу, ее земную ступень (низменные телесные вожделения), чтобы она тянулась за духовными вещами.
Намек на это содержится в о Моах-Лев-Кавед (мозг-сердце-печень). Когда они находятся в данном порядке, первые буквы составляют словоמל"ך мелех (царь). Но когда порядок изменяется на обратный, и человеком управляют его низменные страсти, он оскверняет свой дух и святость высшей души отходит от него. В таком порядке Кавед-Лев-Моах (печень-сердце-мозг) первые буквы составляют корент כל"ם (стыд). Здесь проявляется внутреннее содержание уникальности прямохождения человека: его мозг находится выше сердца, а сердце выше печени, — он царь природы, обладатель свободы выбора, в отличие от животных, передвигающихся на четырех.
Целью сотворения человека было, чтобы он стал «выбирающим» в мироздании. Необходимо, в таком случае, чтобы способность свободно выбирать находилась внутри него: в его бытие и духовной жизни. Здесь находится его основная сущность — в этом весь человек, соединяющий небо и землю, духовное и материальное, высшую душу с животной душой и телом.
Основная суть человека находится в его аспекте духа (руах), именно он поднимается и опускается (Виленский Гаон).
«Речь относится к категории духа (руах), как сказано: “Дух Г-спода говорил во мне” (Йешая 11)… Как перевел Ункелос стих: “И стал человек душою живою”: “духом говорящим”… А местопребывание духа — в основном в сердце, ибо дух и речь в своем начале и основе поднимаются из сердца» (Нефеш аХаим).
«И создал Г-сподь Б-г человека прах из земли» — из низших. «И вдохнул в его ноздри душу (нешама) жизни» — из высших. «И стал человек душою (нефеш) живою» — в соединении низших и высших — в этом человек. «Душа живая» — «дух разговаривающий» — «говорящий». Древние называли человека «говорящим». А ведь имя есть указание на сущность. «Форма человека — соединение души с телом» (Маараль).
Суть данного вопроса , что совершенство формы человека — в его бытие говорящим, и связь между речью и способностью к свободному выбору будет обсуждаться в следующих главах.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).