Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Скрытый смысл молитвы Ханы

Услышь, Г-споди, голос мой, (когда) призываю (Тебя), и помилуй меня, и ответь мне (Псалмы 27:7).

Голос мой — к Б-гу, и закричу я; голос мой — к Б-гу, а (Ты) внемли мне (Псалмы 77:2)

Хвалу Г-споду изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки (Псалмы 145:21).

О чем пойдет речь в данном размышлении

Молитва голосом

«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей и было бы достаточно мысли?» (Маараль).

Чтобы изучить этот сущностный вопрос, нам необходимо расширить область исследования и поразмыслить о понятиях «мысль», «голос», «речь» и об их отношении к молитве. Тогда мы сможем ответить на этот вопрос. Мы приведем два объяснения: Маараля и Нефеш аХаим, дополняющие друг друга.

Противоречие между законом о молитве шепотом и похвалой за крик в молитве

Пророк рассказывает о молитве Ханы матери Шмуэля (1 Шмуэль 1): «Только губы ее двигаются». — Отсюда мы учим, что молящийся должен произносить слова молитвы губами (Брахот 31). Таков и практический закон (Орах Хаим 101:2): «Нельзя молиться только в сердце (про себя), но нужно отчеканивать слова устами» (См. там Мишна брура 5).

Однако дальше: «…но голоса ее не слышно» — здесь мы узнаём, что нельзя возвышать голос в молитве. И так сказано в Шулхан арухе: «…его уши должны слышать (собственный) шепот, но голос не должен быть слышен (соседям)». А в Гемаре сказано об этом: «Тот, чей голос слышен при молитве, — маловер. Возвышающий свой голос в молитве — из числа лжепророков» (Брахот 24).

С другой стороны, сказано в трактате Рош аШана: «Сказал раби Ицхак: Четыре вещи разрывают суровый приговор человеку… (одна из четырех) вопль, как написано: “И возопили они к Г-споду в бедствии своем — из нужды Он спас их” (Псалмы 107). Там же в Рош аШана: “Сказал рав Ицхак: Хорош вопль для человека как до приговора, так и после приговора”. И так объясняет Рамбан: “Писание подробно описывает различные доводы избавления сынов Израиля: “И услышал Б-г их крики…”, “…и вспомнил Б-г свой завет”, “…и увидел Б-г”, “…и знал Б-г”, “…ибо знал Я их боли”, — несмотря на то, что закончилось время, которое было отмерено для изгнания, они еще не были достойны избавления, но из-за вопля принял Всевышний их молитву с милосердием” (Шмот 2:25)».

И еще выразительнее Рамбан говорит в конце раздела Бо: «Цель всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он сотворил нас. И в этом замысел создания, и нет у нас другого смысла в первоначальном творении. Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного: чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его. А замысел возвышения голоса в молитвах, и замысел домов собрания (синагог) и заслуга общинной молитвы в том, чтобы у людей было место, где они собираются и благодарят Б-га за то, что Он сотворил их и поддерживает их существование, и объявят об этом во всеуслышание, и скажут перед Ним: Мы — Твои творения. В этом смысл сказанного Мудрецами: “…И возопили к Б-гу с силой”. Отсюда ты учишь, что молитва требует голоса: “напористый побеждает зло”.

Таким образом, необходимо понять: с одной стороны, следует чеканить слова молитвы устами, произносить их шепотом так, чтобы слышать их ушами. (Это определение само по себе требует размышления.) А с другой стороны, “полезен вопль”, и его влияние огромно.

Еще одна тема для обсуждения: изображение букв молитвы в речи и мысли молящегося

Так объясняет рабейну Бехае слова: “И возопил Моше к Г-споду, говоря: Б-г, прошу, вылечи ее” (Бамидбар 12): Пожалел свою сестру и помолился за нее. И сказано “говоря”, ибо молитва была произнесена вслух, а не в мысли. И об этом сказали мудрецы: Молящийся должен произнести молитву своими устами. А смысл этого — чтобы изобразились буквы в духе уст молящегося в голосе, духе и речи, и поднялась молитва, представленная в духе».

Источник этих слов в святом Зоаре: «Все, что думает человек, все, что зрит в своем сердце, — не сделал ничего, пока не высказал устами. Ибо если не выскажет, его молитва — не молитва и просьба — не просьба. А когда слова выходят и взвиваются в воздух и поднимаются, и принимает их тот, кто принимает, и объединяет их в святой Короне».

Вот что учит Нефеш аХаим: «Главное в служении молитвы — чтобы в час, когда человек произносит каждое слово молитвы, изобразил себе мысленно это слово по буквам, так как оно выглядит, и имел намерение добавить через него силу святости, чтобы принесло плоды наверху, преумножить там святость и свет. Поэтому молитва называется “вещью, стоящей в высотах мира”. Ведь каждое слово буквально в своем виде поднимается наверх, к своему источнику и корню, чтобы произвести замечательные действия и исправления» (ч.2 гл. 13).

Следует проанализировать данную тему в той степени, в какой наш разум в состоянии ее постичь. Для этого нам нужно изучить концепцию букв Святого языка.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»