Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«И потому сказано о жертвах: “Мое приношение, хлеб Мой для всесожжений Моих, благоухание, приятное Г-споду”. Ибо когда у человека нет хлеба, ему недостает его, и хлеб приводит его к совершенству, так что у него более нет недостатка. Потому жертвы называются… “Мой хлеб для всесожжений Моих”, поскольку жертва указывает на совершенство Всевышнего, не имеющего недостатка» (Маараль, Нетив аАвода).
Данный вопрос подробно обсуждается в книге Нефеш аХаим, часть 2. Здесь мы изложим вкратце основные концепции этого учения.
Существование человека зависит от пищи. Продолжение связи между душой и телом обусловлено питанием, хотя сама душа никак не соотносится с данным материальным вопросом.
Приводится в Мидраше: «“Благослови, душа моя, Г-спода” — почему Давид восхваляет Всевышнего душой? Сказал он: Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет мир. Как душа несет на себе тело, так Всевышний несет на Себе мир. Как душа единственна в теле, так Всевышний един в Своем мире. Как душа не ест и не пьет, так Всевышний не ест и не пьет. Как душа чиста, так Всевышний чист, ибо Он — выше Своего мира. И как душа видит, но не видима, так Всевышний видит, но не видим. Сказал Давид: Пусть придет душа, в которой есть все эти качества, и прославит Всевышнего, у которого есть все эти качества».
Это исполнение Торы и заповедей. Оно сохраняет желание Всевышнего связываться с мирами и давать им жизненную силу. Естественно, что так же, как принятие пищи не имеет никакого отношения к самой душе, так выполнение Торы и заповедей не имеет отношения и касательства к сущности Бесконечного с точки зрения Его бытия отдельно от миров, как было до акта Творения.
Как у человека, полезная еда поддерживает связь между душой и телом, а вредная еда — ослабляет его, ядовитая же — приводит к разрыву этой связи. Если же человек заболел, то должен вылечиться и исторгнуть всю негодную пищу из своего организма. Так Тора и заповеди: они поддерживают воздействие и волю Всевышнего давать жизненную силу и благо Творению и каждому, кто этого достоин, а грехи влекут уменьшение сияния этой воли, сокрытие Всевышнего и поломки духовных миров. Необходимо излечить этот недуг либо через страдания, которые очищают человека и исторгают из него части зла, либо через раскаяние, в силах которого заново сотворить исправленный мир. В противном случае грешник должен будет умереть.
Израиль поддерживает существование всего Творения тем, что дает силу духовным мирам.
Молитва «в назначенное для нее время» является основной пищей для миров и для души самого человека. Молитвенное служение установили вместо и во время постоянных жертв: «одного барана сделай утром, а второго барана сделай в послеполуденное время», подобно утренней и дневной трапезам — основным приемам пищи для человека. И написано о коэне: «…ибо хлеб твоего Б-га он приносит». И об этом сказали мудрецы: (народ Израиля называеся в Песне Песней «моя супруга»): «Моя супруга, это не что иное, как питающая Меня: они будут посвящать Мне две ежедневные жертвы».
Страшно даже произнести это вслух: «Моя супруга — питающая Меня»! Израиль как бы «дает пропитание» своему небесному Отцу…
Жертвоприношения и молитвы поддерживают связь между волей Всевышнего и Творением, питая эту связь. Через них все миры возвышаются и исправляются, все творение от превознесенных высей до нашего мира действия. Так происходит при жертвенном служении, когда приносящий жертву своими действиями поднимает низшие стихии этого мира к их духовному источнику. Мысленно он приносит в жертву и свою душу, и в этом и заключается основная суть жертвенного служения. То же самое относится и к молитве: «С того момента, как из-за наших грехов прекратилось служение в Святом Храме, осталось вместо него только молитвенное служение, которое также обладает способностью связывать и объединять с Бесконечным миры — до самого высшего из них».
Поддержка связи между душой и телом через прием пищи характеризуется двумя основными действиями. Это верно и по отношению исполнения заповедей и служения.
Эти действия называются на Святом языке словом цируф צירוף. Оно имеет два значения: соединение и очистка. Очистка пищи от шлаков, и соединение, усвоение полезной пищи организмом человека, чтобы тот продолжал жить, и чтобы соединение между душой и телом продолжало существовать.
Два эти значения относятся также и к действию заповедей, которые были даны, чтобы «лецареф — очистить ими людей» (לצרף את הבריות).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.