Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бина — это постижение смысла и содержания реальности, воспринятой посредством хохмы

Осознание мудрости и понимания

Польза знания мудрости — (она) сохраняет жизнь владеющего ею (Коэлет 7:12).

Знание мудрости — соединение человека с мудростью. Как мы уже объяснили выше, хохма (мудрость) — это само восприятие действительности. Это начало хода разума для понимания сущности реальности. Без хохмы у человека нет возможности восприятия объекта. Даат хохма — знание мудрости — это соединение человека с мудростью в восприятии жизни. Постижение мироздания в контексте хохмы становится жизненной реальностью человека. Тем самым он присоединяется к этой истинной действительности. Как объясняет Рамбам: «Я ведь объяснил тебе, что разум, который ниспослан нам от Всевышнего — это “клей” между Ним и нами, и у тебя есть право, если ты захочешь, усилить этот “клей”, или, если захочешь, понемногу ослабить его, до разрыва» (Путеводитель, ч.3 гл. 51).

«Вначале — мудростью»

То ограниченное знание, которое у нас есть относительно сущности мироздания —раскрытие воли Творца через процессы, которые могут быть восприняты человеком. Об этом и сказано: «Вначале сотворил…» — мудростью. Создание развития событий, которое может быть постигнуто мудростью человека. Цель этого замысла — слава Небес, которая выйдет из него. «Все сотворил Он ради Своей славы». Слава царства, которая преумножится человеком, ведь именно человек воцаряет своего Творца и наделяет Его славой, по своей воле, осознанно, будучи знакомым с путями Его управления.

Цель знания мудрости

Соединение и объединение мудреца с его мудростью. Восприятие жизни: «жизнь обладателей мудрости и искателей ее без изучения Торы — считаются смертью» (Рамбам). Эта связь — есть жизнь человека, его вечная жизнь: «Знай мудрость душе твоей» — «и она корона для головы твоей» (из субботних песнопений). Корона — это венец, который будет у него в саду Эдена: «праведники сидят, и их венцы на голове их…» — то есть, знание (даат), которого они достигли, и из-за которого удостоились Грядущего мира (Рамбам). Корона — нечто окружающее человека вне рамок его ограниченной структуры, ведущее его к приближению к Творцу. «В будущем Всевышний возложит венец на голову каждого праведника». Посредством короны человек поднимется к аспекту действительности, который выше него. Это корона Торы, которая приводит его к жизни в Грядущем мире, вечно жизни. «Знай мудрость для души твоей: если ты нашел (ее), то есть будущность, и надежда твоя не пропадет» (Притчи 24:14). «И надежда твоя не пропадет» — в Грядущем мире, ибо «верен Хозяин твоей работы, что заплатит тебе награду за твои деяния», и это — знание (даат). (Виленский Гаон).

«Польза знания мудрости — (она) сохраняет жизнь владеющего ею».

«И внимайте осознанию понимания (даат бина)» (Притчи 4:1).

Бина (понимание) — это принимающий сосуд для восприятия мудрости. Бина — это постижение смысла и содержания реальности, воспринятой посредством хохмы. Исполнение Торы принявшими ее — происходит в силу бины. Сама Тора называется бина (Виленский Гаон). В частности, бина относится к Устной Торе, которая является восприятием человека сущности и содержания Письменной Торы. Гаон комментирует стих «Не оставляй Торы матери твоей», что это относится к сказанному выше «понимать слова бины», а «Тора матери твоей» — это Устная Тора.

Мудрец, изучающий Тору посредством своего разумения, понимает одно рассуждение из другого самостоятельно. Он удостаивается открытий в Торе из своего разума. В этом основа Устной Торы. Преумножение Торы, производящееся изучающими ее, из поколения в поколение. Нет Дома учения без открытия в Торе, и слова Торы плодятся и размножаются.

Мудрец Торы удостаивается соединиться со своей частью в Торе и тем самым она становится его Торой. Ведь она посажена в его разуме, поскольку «у каждого еврея высший корень души — от одной буквы из святой Торы» (Нефеш аХаим). Об этом наша молитва: «И дай нашу часть в Твоей Торе», чтобы мы удостоились вновь соединиться с корнем нашего наследия в Торе. Силой знания понимания, человек удостаивается соединиться с этим своим корнем, чистой душой, и получить «пророчество мудрецов, знающих истину духом святости внутри них».

Даат, хохма и бина

Мы объяснили, что сущность качества хохма — постижение самой реальности восприятием жизни. Бина — это самостоятельное постижение мудрецом сущности, содержания и смысла реальности, раскрытой в хохме. Совершенство даат есть соединение хохмы и бины.

На нашем уровне понимания, определение таково: даат — это полное постижение реальности в глубине ее смысла, в жизненном восприятии.

Чтобы приблизить это к нашему пониманию, мы призываем читателя вновь поразмыслить над эссе «Благословение», глава «Благословение падает только на скрытое от глаза». Там речь шла о постижении через зрение и через слух. Зрение: чувство, постигающее действительность, открывшуюся глазам зрителя со всей силой жизни. Слух: постижение смысла вещей — речений, воспринимаемых через него, их внутреннего содержания и смысла, в соответствии с самостоятельным пониманием слушателя.

Зрение — в хохма, а слух — в бина

Тора учит нас, что корень понятия зрения — в хохме: «…а сердце мое видело много мудрости (хохмы)», «И обратился я видеть мудрость (хохму)» (Коэлет 1:15, 2:12) и т.д. А слух связан с биной: «И своими ушами услышит, и его сердце поймет (явин)», «И внимайте знанию понимания (бина)» и др.

«Для материалистичных людей видение и слышание предшествует постижению: он видит и слышит материальными органами чувств, а затем воспринимает вещи в своем сознании. А у абстрактного разума наоборот: видит и слышит потому, что постигает вещи…» (Мальбим).

«…и весь народ видят звуки»

После всего вышесказанного нам легко будет понять, что совершенство Израиля при стоянии у горы Синай: «…и весь народ видят звуки» — это совершенство хохмы, бины и даат. Соединение и объединение этих постижений: «То есть, что очистилось их постижение, так что удостоились воспринять и увидеть даже плотскими глазами распространение слова Всевышнего во всяком объекте в мире. Подобно этому было постижение во время дарования Торы, как написано: “…и весь народ видят звуки”. Мудрецы сказали об этом, что “они слышали видимое и видели слышимое”. Имеется в виду, что настолько нивелировались у них тогда все материальные силы и очистилось постижение, так что вся реальность ощущаемой материальности, которую ранее они воспринимали через зрение, сейчас нивелировалась у них, и не способны они видеть ее глазами и вообще размышлять о ней. Настолько, что, к примеру, если кто-то хотел понять какой-то материальный ощущаемый предмет, ему нужно было рассказать о нем, он должен был услышать, что такой предмет вообще существует в реальности. А духовные предметы, которые ранее нужно было представить их пониманию посредством речи, теперь они видели воочию и постигали замечательным образом» (Нефеш аХаим ч.3, гл.11).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»