Из цикла «Врата святости», темы: Человек, Сфирот, Сотворение мира, Свобода выбора, Душа, Каббала, Духовный мир, Связь с Творцом, Ангелы, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов
О сущности человека, и здесь будут приведены объяснения, не сделанные древними.
Это чудесные тайны, и, если бы не необходимость объяснять, что такое пророчество, я бы не привёл их здесь. Напишу их максимально кратко, и, как «… овцы, для одежды твоей…».305
1) Для чего было создавать человека в этом мире, с душой и телом?
2) Для чего, формируя человека, Всевышний добавил ещё два образования: доброе и дурное начала?
3 ) Поскольку они равны, как возможно выбрать и склониться в ту или иную сторону, с помощью какой силы? И если есть возможность склонения, то зачем их было создавать?
4) Объяснение роли (сути) двух этих начал.
5) Понять, что выше: душа человека или ангелы. И если сказать, что человек достойнее ангела, то почему и ангелы тоже не спускаются в этот мир, для облачения в душу и тело ? А то, что ангел больше человека, быть не может, так как во всех объяснениях наших мудрецов, благословенной памяти, мы находим обратное,как сказано (Берешит Раба, глава 78:1): «Кто больше, сторож или охраняемый?», и тому подобное. Более того, сами писания указывают на это (Дварим 32:18): «Твердыню, породившую тебя, ослабил ты…», (Теhилим 68:35): «Дайте силу Всесильному, Израиль — гордость Его…», (Дварим 14:1): «Дети вы Г-спода Всесильного…», (Йешаяhу 49:3): «…Израиль, тобой Я украшаюсь». И ангелы не говорят: «Свят…», пока не начнёт Израиль (Хулин 916), а у ангелов мы не находим ничего подобного.
6) Но даже если это так, очень странно, что они называют^ я детьми Всевышнего, ослабляют или укрепляют высшую силу и что Он прославляется в них. Так человек может прийти к ереси.
7) Смысл пророчества: как это возможно, что Царь царей, даже посредством ангела будет говорить с низменным человеком, который к тому же облачён в самую тёмную материю во всех мирах?
В предыдущих вратах мы уже объясняли суть миров, что все вместе они — одно четырёхбуквенное Имя Всевышнего, которое делится на пять миров, называемых Йехида, Хая, Нешама, Руах и Нефеш. А этот, материальный, мир — тело и материя для всех них. Так что все миры — это человеческие образы, соединённые из материи и формы, разделяющейся на пять видов духовности, как объяснялось выше. И ты знаешь, что четырёхбуквенное Имя Всевышнего в наполнении буквами алеф в численном значении равно слову адам. И таким же образом происходит во всех деталях и во всех аспектах, так что каждый аспект называется «частным человеком», соединённым из одного четырёхбуквенного Имени, делящегося на четыре основы и десять сфирот.
Есть ещё одно различие, не объяснённое в предыдущих вратах. Оно в том, что и десять сфирот делятся на 613 аспектов. Таким образом, все миры вместе и все их детали, каждая сама по себе, созданы по образу человека внизу В этом смысл слов: «…Сделаем человека по образу Нашему, подобно Нам…»306, — и хорошо пойми это.
Уже объяснялось («Эц Хаим» врата 47, глава 4), что всё, что от мира Брия и ниже, называется «древом познания», соединённым из добра и зла. Но на каждой последующей ступени уменьшается добро и увеличивается зло, так что в низшем мире множество зла и мало добра. Кроме того, уже объяснялось, что злодей всегда окружает праведника, — поэтому добро называется «плодом», а зло — клипой, облачающей плод.
Более того, таким же путём существуют добрые света — самый чистый и духовный из них облачается в остальные, и так далее, со гласно иерархии. И уже объяснялось, что внутри всего — Эйн Соф, а снаружи его — сфирот, согласно их порядку; Кетер — самый внутренний, а Малхут — самый внешний.
А теперь объясним то, что не объяснялось ранее. Также как есть единый свет в образе человека, называемый «мир десяти сфирот», есть и другой свет в образе человека, называемый «формирующий человеческие души». Этот свет состоит из тех же аспектов, что и абсолютно Б-жественный образ человека десяти сфирот, который во всех деталях облачается в свет, «формирующий человеческие души».
Есть ещё один свет, образующий ангелов, из которого все они возникают. И это свет также состоит из всех упомянутых деталей и является внешним облачением света, образующего души.
И есть ещё один, слабый, так называемый «тёмный» свет, — он весь состоит из строгих судов, и из него возникают все клипот того мира. Этот свет облачает свет, образующий ангелов, и он также имеет человеческий образ. А вовне всех упомянутых светов находятся сами своды каждого мира, и они называются телами этих миров. А внутри тел — пять упомянутых светов. Свет Эйн Соф, согласно месту каждого мира в иерархии, внутри всего, на нём — свет десяти сфирот, далее — свет, формирующий души, далее — формирующий ангелов, далее — свет, формирующий оболочки, и далее — сам мир, то есть своды, которые тела светов. Затем в этом теле, называемом сводами, создаются порождения этого мира, включающие в себя все аспекты, ибо у каждого создания есть некая сила, исходящая из сводов, и это создание является её телом. А внутри тела — свет судов, а внутри этого света — свет ангелов, далее — свет душ, затем — свет десяти сфирот, « сидящий» на всех и всех оживляющий. Сила, исходящая из света, формирующего души, называется «высший мазаль» души низменного человека, и хорошо пойми это. Но в мире Брия это называется «мазаль Нешамы», в мире Йецира — «мазаль Руаха», а в мире Осия — «мазаль Нефеш».
А теперь объясним суть и задачу человека.
Мы уже объяснили все миры и их порождения. В начале мира Осия есть нижняя часть, называемая его Малхутом и четырьмя основами нижнего мира. Все его порождения созданы из его тела — на основе материального праха. И они делятся на четыре вида: самый нижний среди них — это драгоценные камни и металлы, в них есть только основа «прах», получившая силу от тел четырёх основ, смешанных вместе и образовавших этот металл 307. Однако есть в нём некая сила, создающая упомянутые смеси, называемые Нефеш основы «прах» и соединённые из пяти его сил.
Затем были созданы «растения» — деревья и травы, их тела были из основы «прах», с соответствующей ей неживой душой, а к ней добавилась душа растительная, соединённая из пяти её сил.
Затем были созданы «живые» — звери и птицы, у которых неживые тело и нефеш, растительная нефеш и, вдобавок к ним, нефеш живая, называемая животной душой, а также движения и чувства.
Потом был создан человек — «говорящий», в нём есть все упомянутые силы и к ним добавляется говорящая нефеш (душа) из основы «огонь».
Однако знай, что все аспекты в теле человека и формы, которые в нём есть, чище, чем у животных. А у животных — чище, чем у растений, а у растений — чище, чем у неживого. Это должно быть очевидным из того, что говорилось выше. Ведь каждый аспект состоит из всех остальных — одно внутр и другого.
Затем был создан «человек Израиля», более чистый, чем все остальные создания, — как телом, во всех его аспектах, так и четырьмя аспектами его души: «неживое», «растительное», «живое» и «говорящий». Он был создан из чистого, внутреннего всех четырёх основ и их образов, то есть их нефашот (душ). И поскольку это создание — самое чистое из всех созданий земли, он возвышается ещё больше, так как и он связан со всеми мирами и их деталями снизу вверх. Каким образом? — Сначала в него входит Нефеш из свода Вилон, и это включает в себя всё, до высшего свода мира Осия. Всё это называется Нефеш Осия, и она является святой, разумной душой человека. Эта Нефеш, в свою очередь, делится на пять частей: Йехида, Хая, Нешама, Руах, Нефеш.
Кроме того, она делится на два аспекта другим способом. Все детали, которые она берёт из четырёх основ, называются «фундаментальной душой», делящейся на четыре упомянутые силы: «неживое», «растительное», «живое» и «говорящий», а Нефеш Вилон — это Кетер над всеми, и он называется разумной душой. А то, что относится к остальным девяти сводам, делится на Руах, Нешама, Хая и Йехида, которые в Нефеш308. И всё это вместе является единой Нефеш (душой) мира Осия, в аспекте всех миров в целом.
Затем он берёт Руах из мира Йецира, который также разделяется на несколько ступеней упомянутым выше путём. Однако аспект объединения всех миров называется именно Руах. Таким же образом возникает Нешама из мира Брия, Хая — из мира Ацилут и Йехида — из мира Адам Кадмон.
Теперь суть человека объяснена. Он соединяет в себе все миры, — как в общем, так и в деталях, что невозможно сказать про все остальные создания, — как низшие, так и высшие. Ибо все порождения любого мира включают в себя только мир, в котором они созданы. Это то, что имеет отношение к мирам в аспекте снизу вверх.
Кроме того, человек включает в себя все миры в аспекте «изнутри — наружу». Каким образом? — В мире Осия у него есть тело из праха, называемое «низменным миром». А внутри него — фундаментальная душа, в аспекте клипот, а внутри неё — аспект ангелов этого мира, созданных для его нужд — взращивать растения и т. д. А внутри этого есть нечто из аспектов человеческих душ. А всё это вместе становится колесницей для света, происходящего из светов десяти сфирот мира Осия, находящихся внутри четырёх основ, для того чтобы дать им жизнь, и они — внутри всего. И таким же образом происходит с тем, что есть в человеке от сфер мира Осия, и миров Йецира, Брия и Ацилут.
Таким образом, мы получили ответы на все поставленные в начале этих врат вопросы. Ведь мы узнали, что свет, формирующий души, — более внутренний и возвышенный, по сравнению со светом, формирующим ангелов, — поэтому они служат ему. Ибо он309 низводит на них310 жизнь и свет от десяти сфирот.
И в этом смысл сказанного (Йешаяhу 33:7): «… ангелы кричали снаружи…», ибо, когда из десяти сфирот не приходит влияние к душам Израиля, более внутренним, чем ангелы, им, внешним, тоже недостаёт влияния. Вот они и кричали во время разрушения Храма, так как находились вне душ. И именно поэтому они не спускаются в этот мир, для того чтобы облачиться в тела, — ведь тогда бы они непременно погибли из-за клипот. Даже внутренним — душам — недостаёт сил противостоять оболочкам, тем более — ангелам. Доказательство этому — падшие ангелы, которые захотели спуститься, а в результате погибли в этом мире и были стёрты из мира будущего. А ещё большая причина в том, что, в силу своей малости, они не смогли бы привести влияние на все миры, даже от самих себя — вовне, так как и для самих себя они получают влияние только посредством душ. Конечно, душа в мире Йецира хуже, чем ангел в мире Брия, и таким же образом — в остальных мирах, но душа в мире Брия лучше, чем ангел, в этом же мире, и точно так же — в остальных мирах.
Кроме того, стало ясно величие души, потому что она — свет, рождённый светом самих десяти сфирот, без всяких посредников, — поэтому и сказано [об Израиле] (Дварим 14:1): «Дети вы Г-спода Всесильного…», — ибо они подобны сыновьям, крепко связанным с отцом и происходящим от него. И в этом смысл высказывания: «Праотцы — они и есть колесница»311, — оно говорит, что свет десяти сфирот сопрягается с ними, без посредничества какого-либо другого света. И в этом же смысл стиха (Йешаяhу 49:3): «… Израиль, тобой Я украшаюсь», — ведь человека украшает его облачение, как и написано далее (Там же 61:10) :«… как жених, освящённый великолепием312, и как невеста, наряженная украшениями».
Свет души облачает свет десяти сфирот, и в этом — смысл стиха (Шир hа-Ширим 6:2): «Друг мой спустился в сад Его (этот мир), посмотреть насаждения и собрать розы», — нотарикон313 — левуш314, ибо Он собирает души праведников, благоухающие, как розы, благодаря их поступкам в этом мире, для того чтобы облачить в них Свой свет. И в этом смысл слов (Дварим 4:4): «Авы, единые со Всевышним имеется в виду полное единение со светом десяти сфирот, — единение, которое невозможно для любого другого создания. И об этом же сказано (Ирмеяhу 13:11): “Как присоединяется пояс к бёдрам человека, так присоединил Я к себе вас — весь народ Израиля…”.»
Также прояснился смысл присутствия в человеке доброго и дурного начал. Они суть два формирования, добавленные к человеку помимо его души, и они представляют собой свет от света ангелов, называемый добрым началом, и свет от света клипот, называемый дурным началом и находящийся вне доброго начала и окружающий его. А собственно душа (нешама) человека находится внутри всего перечисленного, и, поскольку её положение таково и она является сутью человека, у человека есть выбор склониться в любую сторону, ибо он выше всего этого. Однако человек более склонен к доброму началу, так как оно свято, как он, и ближе к нему а тело его более склонно к дурному началу, из-за того что оба они (тело и дурное начало) происходят со стороны зла и находятся близко Друг к Другу. При таком положении вещей происходит война материальности с душой, так как душа может исполнять заповеди только посредством тела, а оно, в свою очередь, склонно к дурному началу, и их (тело и дурное начало), крайне трудно подчинить315.
Таким образом, ты видишь, что по своей воле душа может склониться к доброму началу, однако, поскольку она нуждается в работе тела, ей очень трудно победить дурное начало. И отсюда же пойми, почему после смерти нет наказания ни для души, ни для тела, до тех пор пока они не соединятся вместе, как это было при жизни316.
А теперь дадим ответы на два первых вопроса: зачем было создавать человека, обладающего телом, и для чего ему доброе и дурное начала. Кроме того, будет разъяснён смысл стихов (Теhилим 68:35): «Дайте силу Всесильному… » и (Дварим 32:18): «Твердыню, породившую тебя, ослабил ты… ».
В начале Творения были созданы все миры в приведённом ранее порядке. Эти миры были созданы Эйн Соф (Бесконечным), Его простым желанием, как милость и подарок. После этого необходимо продолжать подавать питание, жизнь и влияние во все миры, дабы поддерживать их, как в момент Творения, — но не более, как сказано (Коhэлет 3:14): «Знал я, что всё, что сделал Всесильный, пребудет вечно, к этому не добавить и от этого не убавить…», и как сказано (Там же 1:9): «…и нет ничего нового под солнцем», и сказано (Берешит 2:2): «И завершил Всесильный в день седьмой…», — здесь речь идёт о собственно Творении317. Однако с тех пор и далее продолжение жизни созданий потребует их собственных действий, чтобы они кормили себя, подобно тому как сын прекращает питаться со стола отца. Вместе с тем дес ять сфирот не нуждаются в делах созданий, ибо влияние от Эйн Соф (Бесконечного), установившее их, когда они возникли, продолжается постоянно, и о них сказано (Теhилим 5:5): «…не пребудет с Тобой зло»318, — поэтому они не нуждаются ни в каких исправлениях посредством действий [созданных]. Чего нельзя сказать о самих созданных, от душ и далее, смешанных из добра и зла и нуждающихся в делах и исправлениях. Вместе с тем, с другой стороны, когда влияние на созданных несёт ущерб, это выглядит как слабость и ущерб в возможностях десяти сфирот, которые перестают влиять [с прежней силой], поэтому и сказано (Дварим 32:18): «Твердыню, породившую тебя, ослабил ты…» или в противоположной ситуации (Теhилим 68:35): «Дайте силу Всесильному…».
Есть и другая причина. Когда сам человек здоров и чист, он хочет, чтобы и одежда его соответствовала его величию, поэтому и сфирот кажутся слабыми, когда люди нуждаются в исправлении319, поэтому и сказано: «Дайте силу Всесильному…» и: «…Израиль, тобой Я украшаюсь» (Йешаяhу 49:3).
Теперь ответим на третий вопрос.
По указанным выше причинам было необходимо создать единого человека, который включал бы в себя всё возникшее и созданное и связывал бы все миры, до самой бездны. Поскольку он ближе всех к влиянию десяти сфирот, то при исправлении его действий от десяти сфирот снизойдёт влияние к нему, от него — к ангелам, а от них — к оболочкам, чтобы исправить в них всё, что может быть прояснено, как это объяснялось относительно дурного начала, и далее — к самим мирам, ибо они сосуды и тела всех миров. А если человек грешит, это наносит ущерб всем мирам.
Этим объясняется необходимость сотворения человека в нижнем мире, с душой и телом, с добрым и дурным началами.
И есть ещё одна причина, близкая к приведённой выше, в отношении дурного начала. Ибо человек, сотворённый, как он есть, должен рожать детей и питаться, и всё это — только в самой необходимой мере и в чистоте, и он необходим всем мирам, для того чтобы низводить влияние, материализующееся в них, ради сосудов, которые и являются собственно мирами, а без этого влияния сосуды не могут существовать, ибо влияние это «тоньше» миров и относится к ступеням Творения. Пойми это хорошо. Таким образом, необходимо, чтобы человек был соединён из всех миров, дабы они помогали ему в его делах — привести влияние ему и им, ибо у них самих нет силы низвести это влияние. Поэтому, когда человек грешит, все миры несут ущерб, получают наказание и уменьшение влияния, за то что не помогли ему. В этом суть слов: «И всё зло, как дым, рассеется» (из молитвы на Рош hа-Шана), так как клипот являются причиной греха в большей степени, чем что-либо другое, и их наказание велико. Тем не менее о добре, выбранном из них, сказано (Дварим 6:5): «И возлюби Б-га, Всесильного твоего, всем сердцем…» — обоими началами, ибо и дурное начало может быть перебрано320. Однако о худшем в нём, о том, что может быть только злом, сказано (Теhилим 68:3): «Как улетает дым… от огня…».
Как мы прояснили, человек включает в себя все миры, и именно об этом написано (Коhэлет 12:13): «…Потому что всё это — человек». И в этом суть стиха (Берешит 1:26): «…Сделаем человека по образу Нашему, подобно Нам…», поэтому «сделаем» употреблено во множественном числе, — ведь все миры участвовали в его создании, и теперь он включает в себя образ человека во всех мирах, ибо все они нуждаются в его делах. Об этом и сказано (Берешит2:15): «…и поместил его в Сад Эден321, обрабатывать (обслуживать) его и беречь», — в заповедях «делай»322 и «не делай»323, как и сказано (Там же 2:5): «… потому что не оросил Б-г Всесильный землю так как “…не было человека, чтобы обрабатывать (обслуживать) землю”.» И в этом суть стиха (Йешаяhу 51:16): «И вложу слова Мои в уста твои… поддерживать небеса…», — ибо своими делами человек приносит жизнь земле и небу, и поэтому он как будто «делает» их. Выходит, что слова «… со Мной ты», как сказали мудрецы наши, благословенной памяти (в предисловии к Книге Зоhар), означают «Мой компаньон» — «Я создаю, а ты поддерживаешь». И теперь для тебя не будет странным, что существует пророчество, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, на слова (Дварим 11:22): «…и соединиться с Ним», и (Там же 10:20): «…и к Нему присоединись…», — ибо пророк соединяется с благословенным Именем посредством низведения пророчества и изобилия влияния в нижние миры, как об этом пишут РаМБаН и другие комментаторы, благословенной памяти. И в этом нет ничего удивительного, поскольку никакой свет не соединяется со светом десяти сфирот так, как с ним соединяется свет, образующий души, и именно в этом суть слов (Дварим 4:4): «А вы, единые со Всевышним…».
305 Мишлей 27:26; см. ссылку 289
306 Берешит 1:26.
307 Вероятно, имеется в виду каждый из видов металла или камней.
308 Таким образом, несмотря на то что Нефеш (душа) человека образуется из нижнего аспекта мира Осия, в ней присутствуют силы из всех аспектов.
309 Свет, формирующий души.
310 На ангелов.
311 В оригинале — меркава; это слово, означающее «колесница», происходит от hаркава, что означает соединение или сопряжение двух различных вещей, то есть меркава — это то, посредством чего человек « сопрягается» с лошадью. Таким образом, высказывание «Праотцы — колесница Всевышнего» говорит о том, что посредством праотцев Всевышний соединяется (сопрягается) с нижним, материальным миром.
312 Жених, облачённый в свадебные одежды, своим великолепием становится подобен первосвященнику.
313 Нотарикон — «аббревиатура», слово, составленное из начальных букв других слов.
314 Левуш — «облачение», это слово составлено из первых букв слов оригинала приведенного выше стиха.
315 С одной стороны, тело склонно к дурному началу, от которого следовало бы избавиться полностью; с другой стороны, без тела невозможно исполнить волю Всевышнего. Поэтому выбор человека особенно сложен, так как, с одной стороны, он должен поддерживать своё тело и заботиться о нём, удовлетворяя его потребности, а с другой — смирять и ограничивать его, дабы телесные потребности не возобладали над духовными.
316 В трактате Санhедрин (91а-91б) об этом есть притча: «Был у царя сад, а и нём прекрасные плоды. Посадил царь в саду двух сторожей: безногого и слепого. Сказал безногий слепому: “Вижу я в саду прекрасные плоды — подними меня, и я добуду их для нас”. Оседлал безногий слепого, достал плоды, и ели они. Затем пришёл хозяин сада и спросил: “Где прекрасные плоды, которые были здесь?” Ответил безногий: “Разве у меня есть ноги, чтобы ходить?” а слепой сказал: “Разве у меня есть глаза, чтобы видеть?” Что же сделал царь? Усадил безногого на слепого и судил их как одного [человека ]».
317 В приведённом стихе сказано, что всё Творение было завершено уже в седьмой день (см. там же комментарии РаШИ, Сфорно и т. д.).
318 Десять сфирот неотрывны от света самого Всевышнего (Эйн Соф), и они никогда не претерпят никакого ущерба или недостатка в чём бы то ни было .
319 Так как души — это облачения десяти сфирот, их слабость и несовершенство как будто указывает на слабость самих сфирот.
320 То есть разделено на полезное — то, что может принести пользу, и бесполезное.
321 Сад Эден — райский сад.
322 Обслуживать.
323 Беречь.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.