Из цикла «Врата святости», темы: Грех, Душа, Пророчество, Святость, Связь с Творцом, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов, Материальность
В предыдущих вратах объяснялось, что человеку несложно быть пророком, в силу того что он включает в себя все миры и все они питаются посредством его поступков. Из всего этого следует, что, напротив, пророчество должно быть в этом мире для того, чтобы направлять человека, исправлять его дела, дабы он приносил влияние во все миры и те не исчезли. Как написано (Иов 33:15-17): «Во сне — ночном видении… Тогда откроются уши людей… Отвратить человека от действия»324. И эти миры были бы разрушены, если бы не снизошло пророчество на Моше, учителя нашего, и он низвёл с небес Тору поддерживающую все миры, как написано (Ирмеяhу 33:25): «Если бы не Мой союз325, [поддерживаемый, исполняемый] днём и ночью, Я бы не установил законов неба и земли». А за ним326 последовали все пророки, дабы обогатить народ и осветить его глаза мудростью Торы, её тайнами, — посредством Духа святости, который в них облачался.
Выходит, что пророчество и Дух святости должны присутствовать в этом мире, и это не должно быть сложно. Однако так происходит при условии, что найдутся люди, достойные этого. А поскольку ущербность души является препятствием, объясним, в чём сущность препятствия.
Когда влияние Духа святости пробуждается, дабы снизойти на человека, а он грешит, дурное начало создаёт тёмную занавесь между разумной душой и источником Духа святости; об этом и написано (Йешаяhу 59:2): «Если только грехи ваши будут разделять…», — тогда Дух святости не приходит к человеку Это случается из за трёхсот шестидесяти пяти преступлений, приносящих ущерб разумной душе, как объяснялось в первой части.
Также, если урон будет из-за недостатка одной из двухсот сорока восьми заповедей «делай», человек тоже будет ущербным, и высшее влияние не снизойдёт на разумную душу, в силу того что один из её органов уничтожен или повреждён. А если ущерб будет ниже — в фундаментальной душе, из-за дурных качеств в душе животной, или из-за запрещённой еды, оскверняющей растительную душу, или других подобных вещей, — нижняя сила не пробудится, дабы низвести высшее влияние, и там возникнет разделяющая занавесь, и нижнее пробуждение не поднимется, дабы низвести влияние «сверху — вниз».
Таким образом, выходит, что есть несколько видов занавесей. Если занавесь возникла между растительной душой и тем, что выше, значит, ущерб пришёл от запрещённой еды, воздействовавшей на растительную душу. А если грехи человека — в дурных качествах или преступлениях из-за вожделения, они наносят ущерб в пробуждении животной души. Если это преступления, связанные с речью, они приходят из говорящей души, а если связанные с мыслями, — они наносят вред душе разумной. И, как уже объяснялось, всякий ущерб происходит только в конкретной искре, которая есть у той души на каждой ступени и в каждом мире. А иногда ущербы усиливаются так, что из-за упомянутой занавеси росток души отсекается от тела дерева, называемого светом, образующим души. И в этом суть того, что сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Брахот 18б): Злодеи при жизни называются мёртвыми.
Как объяснялось, не все ущербы одинаковы, — ущерб может быть в растительной, животной, говорящей или разумной душе. Но что касается, Духа святости, ущерб в любом месте не позволяет ему снизойти на человека.
Поэтому тот, кто хочет просветления, нуждается в том, чтобы все его ступени были подобны «белому стеклу», — чистыми от любой болезни дурного начала, смешанного со всеми ступенями души. Именно это и было сказано Моше, учителю нашему, мир ему (Шмот 3:5): «…Сбрось обувь с ног своих…» — это значит, что все органы его тела и душевные силы на всех упомянутых ступенях должны быть чистыми, без примесей и тёмной материи, как об этом сказано в книге Тикуним (тикуним 12 и 21), чтобы не осталось никакой нечистоты дурного начала, кроме его отделённой доброй части, необходимой для поддержания тела. Тогда не будет преграды, отделяющей силы души от их источника в свете, образующем души, присоединяющем её к источнику Духа святости, что в свете десяти сфирот.
Выходит, что два зла возникают из-за ущерба. Первое в том, что стремление снизу не может подняться до источника Духа святости, что приводит ко второму: высший Дух святости, в свою очередь, не может распространиться на нижний, — и всё это, как упоминалось, из-за занавеси грехов. И хотя ущерб всегда происходит из-за крепкой связи с телом неживой души, ибо это сосуд, через который действуют все силы души, — не все силы души участвуют в каждом ущербе, и есть ущербы, приносящие урон в растительную, животную, говорящую или разумную душу, как уже объяснялось выше. А силы неживой души и самого тела участвуют во всех видах ущерба в мире.
324 Которое ему не подобает совершать.
325 Дарование Торы — союз Всевышнего с человеком, а изучение Торы — исполнение этого союза.
326 За Моше
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников
Редакция Толдот
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Рав Ицхак Зильбер
Рош а-шана — это начало года и день суда. В этот день, как говорят мудрецы Талмуда, все создания, живущие в этом мире, проходят перед Всевышним, «как овцы», то есть каждый по отдельности. В этот день решается судьба всего мира и судьба каждого человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Автор элегий, родился в Гренаде
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
По сей день книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.
Батшева Эскин
История о приближении к еврейским традициям