Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним

A вот вещи, которых следует остерегаться до крайней степени.

Человек должен избегать всех видов гнева, нетерпимости и гордыни, и даже по отношению к домашним. Если оскорбит тебя кто-либо — не отвечай, будь обижаемым, но не обижай, ибо об этом сказано (Шофтим 5:31): «…А любящие Его — как восход солнца в его мощи…» 116. Превозмоги себя в отношении любого согрешившего и даже в сердце не чувствуй боли — это будет благом тебе, ибо тому, кто сдерживает себя, прощают преступления, тем более грехи и ошибки. И если есть у тебя разум, тебе следует искать того, кто причинил бы тебе боль. Ведь ты стремишься к жизни. И принимай каждого человека радостно, даже если он тебя ненавидит, — тогда он превратится в твоего друга, и это будет твоей заслугой. И пусть все речи твои будут спокойными, произносимыми тихим голосом, чтобы тебе не впасть в гнев. Прогони печаль и заботы из своего сердца, потому что это несёт тебе вред, лишает духа святости. Избегай власти, сокращающей твои годы. Отдались от пустых разговоров, лжи, лести, глумления и злоязычия, ибо творящие подобное не увидят лица Шхины в будущем мире. Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним. И будь подобен немому, открывая рот только для того, чтобы говорить о Торе, о заповедях и лишь о самых необходимых делах, да ещё для того, чтобы встречать каждого человека приветливо. Не хвались своими добрыми делами, ибо так ты потеряешь за них награду и получишь наказание.

Затем будь очень внимателен в молитве Минха 117, потому что Элияhу, доброй памяти, получил ответ именно во время Минхи (Брахот 6б). И ещё потому, что это время суда, когда склоняется день и появляются признаки вечера. А ещё более внимательно относись к молитве Арвит 118, когда тьма покрывает землю и все бесы пробуждаются, чтобы вцепиться в тело и душу человека, когда она поднимается держать ответ пред Создателем.

Есть ещё вещи, перечисленные в пятых вратах (см. там), которые я не повторил здесь, стремясь к краткости.

А сейчас я расскажу тебе о лекарстве, спасающем от всех болезней души. Оно поделено на три составляющие, сообразно трём основным заблуждениям человека, приносящим ему вред.

А) Напряжение заставляет человека забыть доброе и толкает его к греху.

Б) Человеку кажется, что у него есть заслуги, когда у него всё хорошо.

В) А если он помнит [о том, что он ещё ничего не заслужил], то ведёт себя ещё злонамереннее, потому что думает: «Что я могу сделать за те лет семьдесят, что положены мне?!» И это заблуждение — хуже первых двух.

А вот что нужно сделать для того, чтобы спастись от трёх этих заблуждений.

Против первого — помни всегда, что нельзя торопиться сделать что-либо или сказать — даже самые незначительные слова, — пока тщательно не взвесишь, стоит ли это делать или говорить, или же лучше воздержаться. Ибо «Плод скоропалительности — раскаяние», — потом невозможно вернуться к прежнему, как будто ничего не было.

А против второго — помни о страхе пред Всевышним. Никогда не прекращай страшиться дня смерти и того, что ты сойдёшь в могилу и станешь прахом, после того как твоя плоть превратится в пищу для червей. Помни о том, что страдания в могиле, Геhином и Великий суд ждут всякого пришедшего в мир. Ведь даже Шмуэль, равный Моше и Аhарону, боялся этого (Хагига 4б).

А против третьего заблуждения человеку необходимо приобрести качество истинного упования [на Всевышнего], ибо глаза Его следят за всеми путями человека, чтобы воздать ему соответственно, и никакие дела и ухищрения не могут ни добавить и ни убавить, потому что «…не лёгким — бег…» 119 (Коhэлет 9:11). И пусть человек передаст свои потребности Всевышнему 120, как мы говорим (в молитве на Рош hа-Шана): «Счастлив человек, не забывающий Тебя и старающийся в [служении] Тебе, потому что ищущие Тебя никогда не споткнутся, и в вечности не будут опозорены полагающиеся на Тебя!»

До сих пор мы объясняли, что необходимо человеку, для того чтобы быть праведным или благочестивым. Ниже мы займёмся наставлениями, которые смиряют человека, и разъясним [суть] наказания, полагающегося ему, если вступит [он] на плохую дорогу, и [опишем] награду, которая положена [ему], если Тора и заповеди ему желанны.


16 «Мощь» (в оригинале — гвура) сильнее всего проявляется в сдерживании своих порывов.

117 Минха — молитва, время которой наступает после полудня.

118 Арвит — ежедневная вечерняя молитва.

119 Смысл этого стиха — «Не быстроногие побеждают в беге». Это значит, что результат действий людей в глазах Всевышнего не зависит от их исходных способностей, — Всевышний судит желание человека и старание, которое он прикладывает.

120 То есть человек должен делать то, что длжно, а результат зависит от Всевышнего.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

из «Книги нашего Наследия»

Ханука

Рав Зеев Гринвальд

Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения

Ханука. Духовный смысл

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Ханукия и Менора

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма

Ханука, дни веселья и прославления Всевышнего

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Чудо с маслом, которое произошло в Храме