Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Цель творения, Духовность, Интимные отношения, Аскетизм, Норман Лем, Желание, Материальность, Плодитесь и размножайтесь
Иудаизм отвергает обе крайности — с одной стороны, омерзительую сексуальную распущенность древнейших идолопоклоннических культов и, с другой, христианскую доктрину греха, изначально довлеющего над интимными отношениями полов, а вместе с ней и христианскую концепцию брака.
Гилуй арайот (кровосмешение и разврат) относится к числу трех смертных грехов, которых следует избежать даже ценой собственной жизни, в соответствии с повелением: «Умри, но не преступи!». Однако лишь запрещенные законом Торы формы сексуальной активности рассматриваются как грех и мерзость,, в то время как отрицательное отношение к интимной близости вообще иудаизму никак не свойственно. «Душа (дана) Тобой и тело — Твое», поэтому нет никаких причин для презрительного отношения к потребностям тела, при условии непрестанной заботы о запросах души.
Каббала учит, что Шхина (Божественное присутствие) обитает в доме лишь тогда, когда живущий в нем человек женат и сожительствует со своей женой (Зоар Бэрэшит, 1:122а)
Заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» — первая из заповедей, данных человеку. Конечно, несомненно, что функция пола является естественной физиологической функцией, так властно заявляющей о себе, что нет человека, который избежал бы ее соблазнов. Однако, с другой стороны, при ее посредстве Творец заселяет мир, и в нем осуществляется Божественная воля. И это возвеличивает и освящает сферу пола.
Кроме того, интимной близости и содружеству супругов присуще нечто, выходящее за пределы требований продолжения рода. В первом из двух текстов Торы, посвященных созданию человека, где он представлен как создание, неразрывно связанное с природой, Создатель повелевает ему плодиться и размножаться, заполнить всю землю и овладеть ею, дабы властвовать над всеми созданиями земными, — исполнить эти повеления человеку помогают изначально заложенные в него инстинкт пола и стремление к власти (см. Бэрэшит 1:26-28).
Однако, во втором, более пространном тексте, посвященном созданию человека, где речь идет о его нравственной сущности, отсутствует даже упоминание повеления расплодиться и размножаться, и вместо него мы находим такие слова: «И сказал Бог Всесильный: нехорошо человеку быть одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему» (Бэрэшит 2:18). И далее: «Посему да оставит мужчина отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут единой плотью» (Бэрэшит 2:24). Взаимная любовь мужа и жены, их соучастие в любви — самодовлеющая цель, высокая добродетель, заповеданная и освященная Творцом. «Нехорошо человеку быть одному», — эти слова означают, что заложенная в человеке способность творить добро не может быть реализована, если у него нет пары, партнера, на которого он сможет излить свою бескорыстную любовь.
Еврейский взгляд на проблемы пола раскрывается в Алахе в форме необычайно убедительной и недвусмысленной. Например, хорошо известно бескомпромиссное отношение иудаизма к прелюбодеянию, и в этом находит выражение отвращение к любым запрещенным Законом сексуальным отношениям.
Способность преодолевать искушения, порождаемые инстинктом, — а еврейство всегда было в высшей степени реалистичным в оценке того ущерба, который может быть нанесен человеку половым вожделением, — есть не что иное, как проявление святости. Фрагмент Торы, содержащий перечень запрещенных половых связей, читается в синагоге в предвечерней молитве, исполненного высшей святости Дня Искупления, ибо соблюдение этих запретов приводит человека к нравственному возвышению и святости. В то же время, как уже было сказано выше, еврейский закон не только разрешает половые отношения в пределах дозволенного, но и поощряет их. Право на них считается законным правом женщины, не менее важным, чем право на получение пропитания и одежды, которыми муж обязан ее обеспечить. Этот взгляд на отношения полов признает их самодовлеющее значение, независимое от проблемы продолжения рода, важность которой не заслоняется. Еврейский закон не запрещает отношения полов в том случае, если они не приводят к беременности, как, например, людям пожилым, мужчинам, не способным к оплодотворению, женщинам, лишенным способности к зачатию, а также отношения в период беременности.
Во время брачной церемонии, происходящей под свадебным балдахином, произносят семь благословений. В одном из них благословляют Творца за то, что Он создал человека по Его образу и подобию и дал человеку возможность увековечить себя в своем потомстве. Как сказано об этом в Торе: «И создал Бог человека по образу Своему… мужчиною и женщиной создал Он их. И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь!» В том, что человек, созданный по образу Божьему, наделенный душой, в то же время обладает сексуальным инстинктом и производит потомство, нет непоследовательности, изъяна творения или оплошности Творца. Еврейство не находит непреодолимого противоречия между Богоподобием и сексуальной природой человека, между телом и духом. Если душа человека и его сексуальная, алкающая природа борются друг с другом — это противоречие лишь видимое, не существенное.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?