Темы: Муж и Жена, Интимные отношения, Секс, Ашер Кушнир, Рав Ашер Кушнир
Деликатный вопрос. Мой муж и я баалей тшува, и мы женаты год. Подскажите нам, пожалуйста, что именно из интимной жизни запрещено, а что нежелательно; нежелательно обычно, но нужно в случае, если кому-то из нас это нужно; что рекомендуется?… Честно скажу, я чувствую себя даже несколько стеснительным человеком в отношении внимания противоположного пола. Но здесь — это же МУЖ! Я лично чувствую, что близость между мужем и женой настолько важна, что если что-то может усилить ее, то это только плюс! Но знаю, что муж очень боится что-то нарушить, а я просто не могу его об этом просить, т.к. не знаю, это можно или нет. Спасибо большое!
Каково должно быть истинное отношение к половым отношениям мужчины и женщины? Как быть с тем, что мы привыкли предаваться любви, не задумываясь о том, хорошо это или плохо? Интуитивно понимаю, что не должно быть скотского отношения, но как объяснить, не знаю. Где об этом можно прочитать подробно?
Мне стыдно и неудобно писать об этом, но хочется понять, как к этому относиться. Я вернулась из миквы, а муж спит. Я его ласково разбудила, а он рассердился, что я мешаю ему спать и завтра не сможет учиться. Я всю ночь проплакала. Мне очень больно и горестно. И так уже не первый раз. Не то что он нездоров, иногда он набрасывается на меня, и не всегда вовремя. Неужели так должно быть?
Так как боль и плач жён доходит до Трона Творца, а до мужей, как правило, не доходит, то попробуем эту тему расширить, и, возможно, случайно прочитав эти строки, он проснётся…
В чём проблема?
Как правило, когда молодой баал тшува, назовём его Абраша, собирается строить семью, то его, как и всех, ждёт много испытаний в будущей супружеской жизни. Но одно из них — особое. Дело в том, что Абраша не начинает эту жизнь с «нуля», а тащит за собой своё прошлое, где многое уже накопилось. Там и разгульный опыт, непристойные фантазии, эгоистичные желания… Что с ними делать? Есть такие, кто ничего не делает. Тшуву сделал, но не во всех областях. То есть, в этой специфической области жизнь продолжается без изменений и без головы…
А есть такие, кто, наоборот, как Абраша, ощутив, что прошлое, как грязь, облепляет и преследует их, захотели очиститься, пошли учиться в ешиву и окунулись там в микву Торы. И тогда может случиться, что он вдруг начнёт видеть всё, что связано с интимной жизнью, как вынужденное насилие над собой. Абраша пришёл из мира, где всё было дозволено и границ пристойности не существовало, а теперь ему надо перейти в мир святости, где всё запрещено. А если спросить Абрашу, откуда подобное понимание пришло, то он с уверенностью укажет на цитаты из Талмуда и Мидрашей, предупреждающие, насколько надо остерегаться телесных вожделений… Абраша очень хочет сразу быть свят, как танаим и амораим.
Устная Тора.
Но, к сожалению, малоизвестно, что всё, что касается интимных отношений в еврейской семье, нигде не записано! Это Устная Тора, которая передаётся из поколения в поколение, и каждый жених и невеста слышат об этом за день до своей свадьбы от специальных наставников. А то, что написано, может, как правило, привести к заблуждениям.
Более того, к сожалению, многие из тех, кто занимаются наставлениями с баалей тшува перед свадьбой, не посоветовавшись с большими раввинами, подчёркивают не то, что разрешено, а то, что запрещено. Они стараются оберечь чистоту будущей семьи, но при этом не учитывают их внутренний мир, где колоссальный подъём в духовности уже подтолкнул видеть интимные отношения как вынужденный грех, а жену — как его источник.
А, как правило, во многих семьях даже подобных наставлений не получали. Поэтому они строят свои отношения, полагаясь не на повеления Торы, а, в основном, на основе интуитивных желаний и общих соображений. А спросить то ли стыдно, то ли некого, то ли мужская гордость не позволяет…
Как же видит Тора отношения между мужем и женой?
Святость отношений.
Сказано в трактате Йома (54, 1): «…когда народ Израиля приходил [в Иерусалим] на праздники, открывали перед ними занавесь [Святая Святых Храма] и показывали им крувим [мужской и женский образ], которые были приближены друг к другу. (РАШИ комментирует: крувим — слепленные друг с другом, держат и обнимают друг друга, как муж жену). И говорят им: “вы видите, ваша связь с Б-гом дорога, как связь мужа и жены”. Поэтому называется Святая Святых Храма, то место, в котором проявляется суть связи между народом Израиля и Б-гом, — спальня» (Млахим бет 11:2).
Сказано в книге Зохар (Ваикра, Кдошим): «…Б-г покоится и пребывает только в едином… Когда [человек] называется единым? Когда они [вместе] — мужчина и женщина, и он освящается высшей святостью, т.к. намерение его освятить себя. И посмотри, когда человек пребывает в соединении — мужчина и женщина [как] одно целое — и намеревается освятить себя, как подобает, тогда он — цельный человек и называется единым, без изъяна». Из этих и других многочисленных источников в Торе мы учим, что именно в этом, самом телесном деянии может быть присутствие Творца, святости и чистоты.
И ни одному человеку в мире не пришла бы такая идея в голову, если бы Творец нам её не раскрыл. Никто, кроме самого Б-га, не мог указать человеку путь к самому духовному через самое телесное и в том месте, где человек может превратиться в животное, дать ему возможность стать ангелом.
Более того, это деяние должно сопровождаться естественным пробуждением страсти тела и радости души. Как писал Хазон Иш в конце «Игерет Хакойдеш»: «…в той связи, в которой не будет большого вожделения, любви и желания, нет присутствия Творца».
Это совершенно иной, революционный взгляд на интимные отношения. Ведь тот, кто пришёл из мира вседозволенности, опасается больше, чем любой религиозный еврей, каждого проявления вожделения, поэтому легко может прийти к выводу, что путь Торы — путь аскетизма и уклонения от связи с женой, и в этом увидеть ту святость, о которой пишут мудрецы. Но если обратиться к Торе и внимательно изучить, то выясняется, что святость (кдуша) достигается именно в телесном деянии, но… в соответствии со всеми правилами, деталями и границами, которые установил Б-г, а не «муж». Надо только это выяснить…
Религиозная обязанность.
Итак, первое, что надо глубоко осознать: Тора рассматривает интимные отношения с женой как религиозную обязанность мужа! Это звучит немного странно, но всё же не так трудно это понять. Однажды один из мужей, хорошо это сформулировал. Перескажу его слова по правилам цензуры:
«До свадьбы у меня мысли всё время крутились вокруг девушек. И будущей жене я готов был уделить всё своё внимание… Но вы не поверите, как только я женился, всё это куда-то улетучилось. Это не то что к жене совсем не тянет, тянет, но как-то в тягость. Я, как правило, устаю, забот хватает, как-то не до неё»…
Не входя в обсуждение природы этого явления, подведём итог. Когда молодой человек женится, Тора обязывает его нести ответственность перед женой в трёх сферах взаимоотношений: он должен её кормить, одевать и обязуется соблюдать правила интимной жизни, называется мицва — «она». РАМБАМ в книге Мишнэ Тора (Ишут, 14, 7) устанавливает: «Запрещено мужу не соблюсти мицву “она”, и если нарушил и избежал этого, чтобы её огорчить, нарушил запрет Торы…». Так же устанавливает закон и Шулхан Арух (Эвен Хаэзер 76:11).
Получается, что повеление интимной связи между мужем и женой не дано мужу на его личное усмотрение и настроение, не связано с его желанием (возможности учитываются), а говорит об обязанности, которую Тора наложила на него. То есть, это не вынужденное деяние, которое отвлекает от служения Б-гу и исполнения мицвот, а это и есть сама мицва, и в этом проявляется служение Б-гу!
Наказание жены.
Может быть, стоит понять, почему законы Торы так строго повелевают мужу заботиться о телесных потребностях своей жены. Обратимся к началу Творения. После того, как Адам и Хава согрешили, то они и весь мир были прокляты Б-гом. Первая женщина была проклята, на первый взгляд, странным проклятием: «И к мужу твоему вожделение твоё, и он будет тобою властвовать…» (Бэрешит 3:16). Спрашивается, а где тут проклятье? Разве страсть к мужу проклятье? А для кого же она сотворена? РАШИ комментирует это так: «Вожделение к мужу — для интимных отношений, и, несмотря на это, жена не сможет это напрямую выразить мужу, и он будет властвовать; всё будет исходить от него, а не от неё». Объясняет МАХАРАЛЬ в ГурАрье: «Это и есть проклятие, к мужу тянет, а требовать открыто, не может». И даже в наш продвинутый век это проклятие на современной женщине осталось. Вот поэтому, если муж не уделяет жене интимного внимания, мудрецы рассматривают это для неё как пытку.
К сожалению, многие мужья полагают, что когда он возвращается усталый домой, после напряжённого дня учёбы или работы и учёбы, жена поймёт его желание отдохнуть и набраться сил на следующий день. Ну, неужели она не понимает, что Тора превыше всего? Дорогие мужья! Ваши жёны вам не прощают, не понимают и не принимают (кроме исключений из правила). Для них это пытка. Тора это расценивает как пытку. Та самая Тора, которую Вы учите. Поэтому уклонение от выполнения супружеской обязанности рассматривают мудрецы как преступление, как грубое нарушение законов Торы.
Общие составляющие мицвы.
Итак, от мужа требуется соблюдение мицвы — она. Как уже упоминали, не принято описывать подробно то, что передаётся устно, но несколько необходимых требований можно вкратце упомянуть.
Так как стремление жены к мужу естественно и вложено в неё со времён Хавы, то от мужа требуется всего лишь не испортить это желание своим невниманием, грубостью или гневом. А если у жены нет такого стремления, муж должен проверить, чего он уже натворил, и это исправить. И не только «не испортить» обязывают мужа мудрецы, а проявить особенное внимание и любовь перед самим действием. Более того, обязан это делать весь день, иначе нарушит составляющие мицвы. (См. БАХ на Тур, Орах Хаим, гл. 280, на слова: «Будь осторожен в исполнении мицвы она»).
И что уж упоминать, что день, когда жена должна пойти в микву, должен быть особым днём в семье. Это день свадьбы и обновление всех отношений. Как важно создать романтичную и интимную атмосферу в доме, отключить телефоны, купить или приготовить то, что может усилить близость и любовь. Рав Элияшив устанавливает, что обязан муж в этот день уберечь себя и не быть усталым и нервным, чтобы, не дай Б-г, не отменить мицву.
Поэтому мужа, который заснул в эту ночь, Тора рассматривает как преступника, который свой эгоизм заодно прикрыл «праведностью»…
Частные детали.
Мудрецы обязали мужа знать, что в женском сердце, но учитывая, что порой это не всем мужьям под силу, не оставили частоту и количество брачных отношений ни во власти его «святости», ни во власти вспышек его вожделения, а определили каждому согласно роду его деятельности.
С одной стороны, предупреждают, чтобы мужья не находились со своими жёнами, как «петух с курицей», не каждый день и не много раз. А, с другой, в наше время даже «талмид хахам» как «рабочий», то есть, два раза в неделю. Так устанавливает закон МишнаБрура (Биур Халаха, гл. 240), и так пишет рав Моше Файнштейн (Эвен Хаэзер ч. 3, 456). Стайплер в своём письме указывал, что «желающий ограничить себя разом в неделю, а не двумя, близок к нарушению запрета из Торы». Два раза это норма, но если муж замечает, что жена романтично улыбается и наряжается так, чтобы он обратил на неё внимание, то и тогда муж обязан соответственно отреагировать. Это дополнительно к обыкновенным обязательствам.
А как же «будь свят»?
А святость, которую так ищет Абраша, находится, как всегда, в другом месте, в самом сложном, в чистоте намерения, с которым супружеский акт происходит. Мудрецы устанавливают, что удовольствие мужа приходит само по себе, поэтому не является целью супружеского акта. Поэтому, если муж не рвётся исполнять мицву чаще, чем надо, и настроится всецело заботиться о наслаждении, удовлетворении и радости своей жены, то в этом и будет состоять основная часть святости.
Как вы понимаете, есть ещё масса деталей, которую тут невозможно упомянуть. Это Устная Тора, законы которой каждый еврейский муж обязан выяснить исключительно у компетентных в этой области наставников.
Как много проблем между мужем и женой в интимных отношениях, а как следствие — и в душевных отношениях можно было бы избежать, да и походы к сексологам и семейным терапевтам сэкономить, если бы выполняли точно, что Творец повелевает.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его