Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Брак, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Разврат, Элиэзер Гервиц, Самоконтроль
Иудаизм не рассматривает половые отношения как неизбежное зло, не запрещает коаним (еврейским священнослужителям) брачных отношений. Более того, он расценивает половые отношения как один из важнейших даров Б-га человеку. Однако, как и всяким сокровищем, ими не следует злоупотреблять.
Основная цель сексуальных отношений — позволить человечеству воспроизводить себе подобных. Но так же как Б-г хочет, чтобы человек плодился и размножался, так Он желает, чтобы человек вел жизнь чистую с моральной точки зрения — жизнь, достойную человека, а не животного. Сексуальное влечение у животных бесконтрольно. Человек должен возвыситься над инстинктом, не позволяя себе подчиняться каждому сексуальному импульсу, — иначе он превращается в такое же ограниченное существо, как и животное.
Существует также множество социальных причин необходимости самоконтроля. Сексуальная совместимость это только одна из составляющих стабильного брака. Длительная любовь, взаимное уважение и общие интересы создают фундамент, на котором зиждется счастливый брак. Если супруги способны разделить все эти дары, тогда их любовь устоит перед всеми неизбежными в совместной жизни размолвками. Они останутся вместе, так как разделяют не только физическую, но и эмоциональную привязанность друг к другу. Поэтому их дети вырастут в спокойной обстановке счастливой семейной жизни, что, к сожалению, так редко встречается в настоящее время. Дети смогут воспользоваться преимуществами прочного родительского союза, направляющего их жизнь и позволяющего им прожить детство и отрочество с большей уверенностью в себе. Тщательность, с которой евреи выбирают себе супружескую пару, помогает объяснить относительно низкий процент разводов среди религиозных евреев. Преимущества прочной семьи сказываются не только на супругах, но и на их детях, которые в будущем, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Теперь посмотрим на пару, которую объединяет только сексуальное влечение. Партнеры заинтересованы лишь в чувственном переживании момента. Они могут вступить в брак, а могут и не вступать (как это зачастую принято в настоящее время). В любом случае шансы того, что они останутся вместе надолго, невелики. Как только они станут старше и менее привлекательны друг для друга физически, они скорее всего разойдутся, потому что не останется никаких уз, связывающих их воедино. Одним из результатов «свободных сексуальных отношений» является ситуация, когда, устав от своего партнера, он или она просто находит себе другого. Вне института брака отношения становятся абсолютно эфемерными. При первом же конфликте такие связи распадаются. И что остается такой «сексуально-эмансипированной» постаревшей персоне? Зачастую — одиночество в старости.
А что такие отношения дают детям? Сколько юнцов производят на свет детей, о которых не могут как следует позаботиться? Что происходит с детьми разведенных родителей и с детьми матерей-одиночек? Очень часто они вырастают нелюбимыми, покинутыми, не имея перед глазами достойного родительского примера. Они больше подвержены эмоциональным стрессам и легче попадают в порочный круг наркомании и преступности. Так дети расплачиваются за безответственность своих родителей.
Иудаизм видит в прочности семьи краеугольный камень еврейского народа, основную структуру, обеспечивающую его существование. Сильная семья помогает всем своим членам выдержать превратности жизни. Стабильный дом гарантирует передачу еврейских традиций.
Семья, разрываемая на части неверностью и несовместимостью, никому не может принести пользы.
Иудаизм побуждает человека сдерживать свои сексуальные влечения и выбирать себе супруга на основании многих критериев. Вступив в брак, супруги обязаны хранить верность друг другу, что способствует ощущению надежности семейной жизни и эмоциональной стабильности детей.
Кроме того, что случайные связи ведут к распаду семьи, они приносят и другие проблемы. Насилие, венерические заболевания и проституция — вот только некоторые примеры этих проблем.
Так как сексуальное влечение чрезвычайно сильно, иудаизм принимает предосторожности против ситуаций, которые могут ослабить самоконтроль. Вот почему мужчинам и женщинам запрещено оставаться наедине друг с другом. Вот почему мужчины и женщины отделены друг от друга в синагоге. Внимание молящихся должно быть сосредоточено на молитве, а не занято представителями противоположного пола. Вот почему в иудаизме есть законы относительно ниды (женщины в состоянии нечистоты) и цниюта (сексуальной скромности). Скромность и сдержанность — отличительные черты настоящего еврея.
Побуждая евреев сдерживать свои страсти, иудаизм вовсе не стремится сделать жизнь мрачной и унылой. Соблюдение законов сексуальных отношений дает нам радостное чувство чистоты и надежности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»