Из цикла «Уровень человека», темы: Провидение, Чудеса, Природа, Уровень человека, Саба из Навардока, Вера
Глава седьмая
Людям свойственно относиться к вещам постоянным как к устоявшемуся природному явлению. Они не вызывают никакого удивления, воспринимаются как нечто обязательное и само собой разумеющееся, что всегда так было, есть и будет. Напротив, удивление вызвала бы мысль о том, что когда-нибудь это может исчезнуть из реальности.
А вот всякого рода неожиданные явления — то, чего не было вчера, и то, что не соответствует естественному порядку вещей, — воспринимаются как чудо. Поскольку в человеческом сознании такие явления противоречат природным устоям, выходят за рамки нашего понимания и разумения, и потому расцениваются как чудо.
Например, стабильное состояние земного шара, висящего в пространстве, ни у кого не вызывает удивления. Никто не боится ступать по земле и не опасается, что вся эта сложная конструкция в один прекрасный день может внезапно развалиться. Ситуация не вызывает у людей страха. Регулярность отметает возникновение, каких бы то ни было вопросов. Сила привычки создает иллюзию, будто так (само собой разумеется) все обязано быть, и с чего вдруг взяться изменениям? Эти знания не требуют доказательств из прошлого и считаются надежными, незыблемыми и в настоящем, и в будущем. Законы природы.
Но спросите человека, в чем суть природы, что стоит за этим красивым словом, и даже краткое разбирательство покажет: ничто. Все упирается только в старое, привычное, внешнее восприятие, без попытки разобраться, что же стоит за природой, что движет ей, и Кто ее сотворил.
А вот единичные события, произошедшие с нами с тех пор, как мы стали народом Всевышнего, различные «случайности и необычные явления» мы называем чудесами, поскольку они выходят за рамки законов природы и границы нашего понимания. Другими словами, чудо — это то, что, с нашей точки зрения, противоречит естественному ходу событий и логическому объяснению. Человек оценивает чудеса как нарушение правления законов природы и восстание против его, человека, власти.
То же самое и в повседневной жизни: о процессах, происходящих регулярно, человек не задумывается. Жизнь течет своим чередом, и только дыхание смерти, не дай Б-г, в виде болезни или неприятностей заставляет человека задуматься, вырваться из рутины, задавать вопросы и искать на них ответы.
Однако существует и совершенно другой путь. Его предлагают нам наши благословенной памяти мудрецы. Они воспринимали все происходящее в абсолютно в другом свете. Вопросы чудес и привычек рассматривались ими с кардинально противоположной точки зрения. Их взгляд на законы природы и чудеса был более глубоким, и их выводы просто переворачивают все с ног на голову: сама природа — есть чудо, а чудо — есть природа.
Стабильное положение земного шара они рассматривали как чудо. Действительно, «подвесил землю ни на чем» — разве это не чудо, совершаемое Творцом? Воля Творца — единственное, что держит земной шар в пространстве. Нет ничего другого — ни фундамента, ни подпорок. Единственная по-настоящему связующая сила — воля Творца. И это — чудо. Чудо — это «подпорка», основа и одновременно движущая сила всего на свете. И не о чем другом нечего и мечтать. «Подвесивший землю ни на чем»[1] — на полном отрицании реалий. Таким образом, вся природа — сплошное чудо.
И то же самое можно сказать о человеческой жизни. Человек не может заявить, что постиг суть жизни, которая также кажется само собой разумеющейся. Единственное, что мы можем, — честно признаться, что тайна жизни — выше человеческого понимания. Движение мы постигаем не разумом, а ощущениями, чувствами. А на уровне ощущений нельзя постичь сути, понять, как видит глаз, как слышат уши, как двигаются ноги и как работает мозг. Это — тайна, которую мы не можем знать. Мы можем только наблюдать. Мы видим движение жизни, но суть и внутренняя движущая сила от нас сокрыты. «Разум постигает существование движения и жизни только при помощи двигающихся объектов, которые воспринимают его органы чувств»[2].
И получается, что вся жизнь, в самом деле — сплошное чудо, и мы ничего в ней не понимаем. Так же, как внезапная (да и вообще любая) смерть неподвластна пониманию рассудка: в чем была сила жизненности, и что в человеке сейчас умерло, что у него было, чего вдруг не стало. Все потому, что разница между живым и мертвым телом — не на уровне восприятия органами чувств, а в движении. Но саму силу движения никто не видел ни тогда, ни после. Разве что до этого видели действия — внешние проявления этого движения, а теперь этих действий нет. Почему? Никто не знает. Это — высшая тайна, до которой не докопаться ни какому самому мудрому человеку. Чудо, непостижимое разумом. Чудо, именуемое природой.
Точно так же верно и обратное. Для людей, «соблюдающих заповеди», чудо становится природой. И если человек является «соблюдающим заповедь», с ним «не случится ничего плохого». Его не затопит вода, не тронет ни огонь, ни дикие звери. Он не вписывается в рамки стандартных законов природы. Более того, его отношения к природе — это отношение хозяина к рабу[3]. И природа будет служить и подчинится ему, и исполнит все, что он повелит ей сделать. И почему подчиняются ему все силы природы? Потому что он — «соблюдающий заповедь».
Конечно, людям эта причина кажется надуманной и неестественной. Какая тут может быть связь? Из-за того что человек соблюдает заповеди, природа теряет для него свое значение и становится его рабыней, чтобы он вел себя с ней по своему разумению?
Но, к примеру, всем известна природа магнита. И если кто-то вздумает отрицать его свойство притягивать железо и начнет возмущаться «а кто сказал?!», «да как такое может быть-то?!», он этим только продемонстрирует свою непроглядную глупость. Общеизвестные факты не требуют дополнительных доказательств!
Правило «с соблюдающим заповедь не случится ничего плохого»[4] — тоже не новость и даже не чудо. Потому что это чудо — тоже закон природы. Все, кто отличались истинной богобоязненностью, могли это видеть на своем собственном примере и личном опыте, и это — общеизвестно.
Помните раби Ханину бен Досу, который взял опасную змею на плечи и принес ее в дом учения, чтобы наглядно продемонстрировать, что не змея умерщвляет, а грех? И если бы это не было законом природы — что у змеи самой по себе нет силы умерщвлять, а только посредством греха — то как же она не умертвила раби Ханину бен Досу? Можно, конечно, сослаться на единичное чудо и отрицание привычных природных устоев и заявить, что речь идет о нерегулярном разовом явлении — личном чуде раби Ханины. Но если так, то для чего пришел он в дом учения? Просто, чтобы похвастаться? Но тогда, что означают его слова: «Не змея умерщвляет, а грех»? Если то, что произошло с раби Ханиной, было чудом, значит, змея умерщвляет всех, включая и тех, кто соблюдает заповеди.
И вновь все упирается в то, что мы уже обсуждали: то, что мы расцениваем как чудо, на самом деле — закон природы. Сама природа есть проявление воли Творца. В этом — ее единственное право на существование; сама по себе она ничто, и единственное, что придает ей реальность — воля Творца. Но одним из обязательных условий предоставления этого права еще со времен шести дней творения было отсутствие вреда с ее стороны по отношению к тем, кто также выполняет Его волю. Как сказано: «Как Мой союз днем и ночью, установил Я законы небес и земли»[5]. А потому там, где имеет место соблюдение Торы, все остальное аннулируется, и законы природы теряют свою действенность. И только там, где есть место греху, закон природы остается в силе. Поэтому не змея умерщвляет, а грех. Таков закон природы.
Типичная иллюстрация к сказанному — история раби Пинхаса бен Яира, который пошел выполнять заповедь выкупа пленных, а по дороге путь ему преградила река. Сказал он ей: «Река! Расступись!». Река ответила: «Выполнишь ли ты заповедь — еще неизвестно, а я уже точно выполняю волю Творца течением своих вод!». И все же раби Пинхас бен Яир победил в этом споре. Каков был его победоносный аргумент? То, что было сказано выше: река, как и вся природа, существует исключительно ради соблюдения Торы — «Как Мой союз днем и ночью, установил Я законы небес и земли». Поэтому там, где есть место соблюдению Торы, закон природы вторичен. Следовательно, неочевидный успех действий раби Пинхаса бен Яира важнее непрекословного выполнения рекой воли Творца. И вообще все явное существование реки обусловлено лишь вероятным успехом выполнения заповедей. Причем даже не только там, где мы имеем дело с прямыми запретами и повелениями Торы, но и ради мира между людьми. Так раби Пинхас бен Яир в очередной раз обращается к реке с требованием расступиться и для сопровождающего его нееврея, мотивируя свое требование тем, что именно так подобает вести себя с попутчиками[6].
Вот какова сила того, кто соблюдает заповеди, включая заповедь мира! Пред ним упраздняются законы природы! Ведь вся природа была сотворена при условии, что ее законы вторичны по отношению к тем, кто соблюдает волю Творца.
С другой стороны, в Талмуде[7] приводится история с человеком, упавшим с крыши при исполнении заповеди отсылания наседки из гнезда, за которую обещана награда долголетием. И Талмуд разбирает, где же тут обещанное долголетие? Ведь общеизвестно, что с соблюдающим заповедь не случится ничего плохого? Такого просто не может быть! Талмуд приходит к выводу, что, наверное, у этого человека были неподобающие мысли. Потому что сама по себе заповедь защищает и охраняет человека, и только если она не цельна, если ее сопровождают неподобающие мысли, она теряет свою «чудодейственную» силу.
Вновь мы видим неопровержимость убеждения мудрецов Талмуда, что «с тем, кто соблюдает заповедь, не случится ничего плохого». Это положение — фундаментальный закон природы. Именно в этом настоящая природа мироздания. А то, что мы называем «природой», в глазах мудрецов было чудом. Их просто изумило, как человек может упасть с крыши и разбиться при исполнении заповеди, поскольку они четко знали природный механизм: с соблюдающим заповедь не может приключиться ничего плохого. Таков истинный порядок вещей, и такова жизнь. Следовательно, какая может быть связь между падением и жизнью человека, соблюдающего заповедь, — разве он согрешил, отошел от Торы во время падения? И если нет, то, как же он от этого умер? Ведь человек умирает не от падения, а от греха! А раз он поднялся, чтобы выполнить заповедь Торы, то где же тут грех? Напротив, речь идет о соблюдении заповеди, а с соблюдающим заповедь по определению не может случиться ничего плохого. Так отчего же он умер?
Да, говорят наши благословенной памяти мудрецы: «Упадет падающий» — тот, кому суждено упасть еще с шести дней творения[8], т.е. решение о смерти было принято еще до соблюдения заповеди. Другими словами, ничего плохого не должно случиться с человеком, соблюдающим заповедь, если только над ним не висел изначальный приговор. Однако из вопроса Талмуда мы учим, что сила соблюдения заповеди столь невероятна, что даже приговор, назначенный с шести дней творения, бессилен перед нею, и заповедь должна была спасти его от летального исхода. Поэтому наши мудрецы считали необходимым добавить, что, скорей всего, человека посетили идолопоклоннические мысли. И не падение привело к его смерти, а мысли. Ибо в том, что касается идолопоклонства, человека судят и за действия, и за мысли.
Выходит, что верное мировоззрение — рассматривать всю природу как чудо, держащееся ни на чем, а только волей Творца. И если природа, даже «по законам природы» служит человеку, пренебрегающему соблюдением Торы, — это откровенное чудо, так как все творение было обусловлено исполнением воли Творца. Как написано: «Как Мой союз днем и ночью, установил Я законы небес и земли»[9]. И то, что земля не разверзается под ногами тех, кто открыто бунтует против Творца, — великое чудо. С другой стороны, чудеса заложены в природу: то, что природа служит тому, кто соблюдает заповеди, — ее закон, потому что таков был исконный замысел и приговор Творца: «Отношение природы к Торе подобно отношению раба к господину».
Поэтому, соблюдая Тору, каждый может идти уверенно, будто ступает по железному мосту. Как написано: «Твоим путем будет вести тебя»[10]. Так Тора ведет человека прямым путем к успеху, охраняя от всего, что может причинить ему вред, но не лишая ничего по-настоящему приятного и полезного. И только человек, скованный путами привычек и связанный по рукам и ногам своими стереотипами, выработанными его прежним, внешним восприятием живет с ложным мировоззрением, и находит оправдание всем своим недостаткам, и полагается на силу и мощь своей собственной руки.
На самом деле, — говорят наши благословенной памяти мудрецы, — даже если человек запускает руку в карман, чтобы достать три монеты, а достает две, — это считается страданием[11]. В этом мы видим, насколько Творец бережет человека — даже там, где сам царь не смог бы уберечься, чтобы не перепутать монеты. Потому что, если монеты перепутаются, это уже расценивается как страдание. И нет ничего случайного, все — в руках Небес. И великие люди, как гласит Иерусалимский Талмуд[12], весь год не принимали никаких подарков, говоря, что это — из их доли, ибо так было отмерено с Йом кипура.
[1] Ийов 26:7.
[2] Обязанности сердец, О проницательности, гл. 5.
[3] Обязанности сердец, О проницательности, гл. 5.
[4] Коэлет 8:8.
[5] Йирмияу 33.
[6] Хулин 6.
[7] Кидушин 39.
[8] Ялкут Дварим 22.
[9] Йирмияу 33.
[10] Мишлей 6.
[11] Эрхин 16.
[12] Шкалим , гл. 4.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.