Темы: Избранность, Дождь, Евреи, Земля Израиля, Природа, Рав Меир Мучник, Пустыня
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Давно интересует вопрос: почему другим народам дарованы страны с прекрасной природой, плодородной землёй, дождями, огромные просторы и т.д., а нам «сухой клочок» земли, где почти нет дождей? Это не претензия к Небесам (хас ве-шалом — не дай Б-г), просто любопытство. Наверняка есть в источниках тому объяснение. До сих пор я слышал только, что в этом — наше испытание: только через молитву и добрые дела заслужить изобилие, небольшая земля — чтобы не возгордиться и т.д. Тем не менее, хотелось бы понять и изучить эту тему чуть подробнее, по источникам. Заранее благодарю. Шабтай
Здравствуйте, Шабтай!
Чтобы ответить на Ваш вопрос, сформулируем простой принцип: земля соответствует народу, который на ней проживает.
Раши в начале главы Шлах (Бемидбар 13:18) приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие — слабых и т.д.» То есть земля — это не просто почва и собственность, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей, вскармливая их своими плодами. И они это чувствуют и относятся к ней как к «матери».
По словам мудрецов (Реканати, комментарий к главе Ноах), когда Б-г разбил человечество на 70 (основных семей) народов, Он также разделил землю на 70 стран. Эти народы и страны управляются семьюдесятью ангелами. И только один народ Израиля — и его Земля — управляются непосредственно Всевышним.
Если обратите внимание, Земля Израиля находится на стыке цивилизаций —Запада и Востока. И в самом еврейском народе тоже можно наблюдать две ветви: «западную» — ашкеназов, бывших в изгнании в разных странах Европы, в Америке и России, и «восточную» — сефардов, бывших в изгнании в разных арабских странах. Известно также, что две мировые религии — западное христианство и восточный ислам — ответвились, «отклонились» в противоположные стороны от общего корня — иудаизма.
Таким образом, получается, что еврейский народ — и его религия, и его Земля — это центральный «ствол», а от него в разные стороны разошлись ветви. Семьдесят основных ветвей, которые можно также рассматривать как склоняющиеся в двух основных направлениях, на Запад и на Восток.
Теперь можно понять, почему Земля Израиля такая маленькая. Причина та же, по которой народ Израиля такой малочисленный (этот вопрос Вас не занимал?). Человечество — это одно большое «семейное древо», где евреи — ствол, а другие народы — ветви. А ствол всегда занимает гораздо меньше места, чем ветви, он находится в центре, а они расходятся от него в разные стороны.
Но, в то же время, ствол плотнее ветвей и является их «источником», в нем заложено все, что потом ответвится и разовьется, он оказывает на них решающее влияние. Вот и евреи, как известно, несмотря на свою малочисленность, оказывают непропорционально большое влияние на всех остальных, и их религия является источником других религий и идеологий. По доле евреев среди знаменитых и влиятельных людей и не скажешь, что их в целом так мало. И Земля Израиля тоже — «ствол» по отношению к остальным странам. Вроде бы маленький «клочок земли», но, если судить по частоте, с которой она фигурирует в новостях, и по жару, с которым спорят, как ее лучше «поделить», создается впечатление, что речь идет о какой-то сверхважной и сверхбогатой ресурсами земле. Ибо в духовном плане такая она и есть, ствол — он плотный. Это «стратегический объект», очень важно, кто его контролирует.
Или, если хотите, можно сформулировать так: евреи — духовное и интеллектуальное «сословие» мира, то есть, выражаясь современным языком, интеллигенция. Изначально везде роль интеллигенции выполняло духовенство, а христианство и ислам, как сказано, ответвились от иудаизма. А интеллигенция всегда малочисленна по отношению ко всему обществу, и «районы», в которых она проживает, — тоже небольшой островок на карте города. Пучок небоскребов на южном «пятачке» Манхеттена посреди «одноэтажной Америки» занимает очень маленькую площадь, но определяет ее лицо.
Это о том, что касается размеров Земли Израиля.
Теперь о дождях.
Во-первых, говорить, что «почти нет дождей», неверно. Вы когда-либо жили в Израиле? Это летом дождей практически не бывает, а зима, наоборот, — сезон дождей. Для Израиля дождь зимой — как для России снег. Другое дело, что дожди могут задерживаться или выпадать недостаточно часто. Для любой другой страны это было бы нормально — ведь и в России снег падает не беспрерывно («снег выпал только в январе»), как и дождь летом, вполне могут быть и периоды ясной погоды. Но поскольку Израилю действительно очень нужна вода, слишком долгие перерывы чреваты засухой, необходим определенный годовой объем осадков. Поэтому о дожде постоянно молятся, а если дожди задерживаются, организуют дополнительные молитвы.
И, действительно, здесь дождь зависит от милости Б-га, поэтому надо заслужить. Но в этом и трудность — и легкость. Раши так комментирует стих из предыдущей недельной главы Экев (Дварим 11:10-11): Земля Израиля — не как египетская, которую ты орошал, это «земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду». Раши объясняет: Земля Израиля лучше египетской — в Египте надо было трудиться, отводить воду из Нила по каналам и орошать поля. При этом вода, разумеется, течет к полям, расположенным ниже, а не выше. Тогда как Земля Израиля орошается дождями с Небес: ты спишь дома, а дождь поливает все, и долины, и холмы. То есть в Земле Израиля ты полностью зависишь от Б-га: не заслужил — Он не даст воды и не сможешь добыть сам. А заслужил — Б-г Сам позаботится об орошении и тебе даже не надо будет ничего делать.
Земля Израиля неплодородная? Не знаю, но страны, у которой плодородной земли вроде бы немного побольше, импортируют из Израиля овощи и фрукты.
У других стран «прекрасный климат» — в отличие от Израиля?
Многим может, конечно, нравиться зима, но лично я по ней не очень скучаю. Всегда любил лето и хотел, чтобы оно не кончалось. Так что летнюю жару в Израиле переношу спокойно, а зимой здесь либо в меру тепло, либо прохладно и дождливо. Всегда говорю, что у израильской природы воистину нет плохой погоды: дождь — прекрасно, он очень нужен и полезен. Солнце — прекрасно, хорошая погода. Где еще лучше? В Англии, где «если не идет дождь, то либо только что кончился, либо вот-вот начнется»? Вечная прохлада и туманы, ни тебе теплого лета, ни снежной зимы? Нет, так не лучше. Конечно, есть у Англии многочисленные достоинства, но климат и погода — не в их числе. Насколько понимаю, благополучные Скандинавские страны по климату такие же, только зима холоднее. Америка? Летом там еще жарче, чем в Израиле! А зимой бывает снег, как в России, только с ним меньше умеют справляться. В сообщениях о погоде в Америке — вечные крайности: то там ураган и наводнение, то здесь торнадо, то там лесной пожар. Много у Америки достоинств, но климат… Китай и юго-восточная Азия — тайфуны (в Китае теперь также загрязненный из-за производств воздух). Япония — землетрясения (помимо вечно пасмурной погоды английского типа). Не то, что нигде жить невозможно, но что природа и климат в большинстве стран лучше, чем в Земле Израиля, — позвольте усомниться. Если поискать более настойчиво, можно, наверное, где-нибудь найти — но там, скорее всего, будут другие проблемы. Так что поводов для жалоб явно мало, там не лучше, где нас нет.
Если и можно выделить какую-то закономерность, то она как раз в том, что в Израиле климат относительно умеренный: что-то не слышно о катастрофических ураганах, торнадо и лесных пожарах, как в Америке, или о землетрясениях, как в Японии, или о снегопадах, которыми все заносит. Некоторые из этих явлений иногда бывают, но весьма понемногу. Интересно, что во время одной из последних войн Израиля с Газой, когда на Израиль падали ракеты (вот что бывает, то бывает), на Нью-Йорк обрушился ураган с наводнением — и там погибло больше людей, чем в Израиле от ракет!
И, возможно, климат здесь умеренный по той же причине: Земля Израиля — центральный «ствол», отражающий положение ее народа. То есть «золотая середина». Которая всегда умеренная. А другие страны с их климатом отражают состояние их народов, склоняющихся, как ветви, к различным крайностям.
Так что «сухой клочок земли» — это стереотип, который не совсем точно отражает реальность.
Отчасти он появился из-за того, что в отсутствие евреев Земля Израиля действительно была пустынной и непригодной для жизни. Но это исполнение предсказания Торы: «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней» (Ваикра 26:32). На время нашего изгнания Б-г сделал эту Землю неприветливой для других народов, чтобы никто не смог на ней закрепиться, пока мы не вернемся (Раши там же). И, когда мы начали возвращаться, она вновь начала расцветать.
Но все-таки нельзя отрицать, что и в наше время климат Израиля в целом довольно жаркий и засушливый, выше среднего в этом плане. Превращать эту пустыню в цветущий сад можно, но трудно. Всегда ли она была такой?
Здесь возвращаемся к упомянутому принципу: земля соответствует проживающему в ней народу. И ее состояние — его состоянию. А состояние народа может меняться — и состояние земли вместе с ним. Точнее, как сказано, земля «растит» народ, поэтому ослабление земли — это средство ослабления народа.
Изначально еврейский народ находился на очень высоком духовном уровне. И Земля Израиля ему была представлена как «текущая молоком и медом». В благословениях коленам Израиля (Берешит 49, Дварим 34), которым достались в удел разные регионы страны, упоминается, какой из них чем изобилует. Разведчики, которых Моше послал осмотреть Землю (гл. Шлах), принесли огромные плоды (хотя и неверно объяснили причины, по которым они достигли таких размеров).
Но после того, как евреи согрешили и был разрушен Храм, Б-г отнял часть жизненной силы и у них, и у их Земли. По словам Талмуда (Мегила 21а), «со времен Моше до Рабана Гамлиэля Тору изучали только стоя. Но после смерти Рабана Гамлиэля (по времени близкой к разрушению Храма) мир стал более слабым и болезненным, и Тору стали изучать сидя». То есть уменьшилась сила и выносливость человека. В то же время, «со дня разрушения Храма исчез вкус (или “жир”) плодов [Земли Израиля]» (Сота 48а). То есть сила и способность Земли производить вкусные и сочные плоды тоже уменьшилась.
Эта закономерность, кстати, прослеживалась и до того, как еврейский народ был избран для выполнения «особой миссии», с самого начала человеческой истории, когда у всех людей была возможность особых отношений с Всевышним. После греха Адама, в результате которого человек стал смертным, Б-г сказал: «Проклята земля из-за тебя… терние и волчец произрастит тебе» (Берешит 3:17-18).
В результате Потопа тоже наблюдаем параллельное ослабление человека и земли. Потоп смыл верхний, самый плодородный слой — поэтому и люди стали жить гораздо меньше: до Потопа жили по 800-900 лет (Берешит 5), а после — по 200-300 (там же, 11): уже не те были плоды, не то качество питания (Сфорно на Берешит 6:13).
Таким образом, состояние земли напрямую связано с состоянием народа. Если народ того заслуживает, земля плодородна и дает силы и «соки» народу. А если нет, то она «высыхает», в результате чего чахнет и народ. Так что состояние Земли Израиля в наше время отражает духовное состояние еврейского народа в изгнании. И в то же время надежда есть: ведь даже сегодня, когда евреи только физически начали возвращаться в Землю Израиля, а духовно еще далеки от желаемого уровня, она уже вновь начинает расцветать, пусть климат и остается засушливым. Если же сумеем достигнуть нужного уровня, то и Страну получим, как обещано, «текущую молоком и медом».
С уважением, Меир Мучник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Неизвестный автор
Дерево Шитим, в современном иврите так называют Акацию. Но в Торе деревом "Шитим" назывался кедр, и именно он использовался при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, а также для стола с Хлебами Приношения. Мидраш говорит, что название "Шитим" не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).
Рав Реувен Куклин
Не могу ответить одному человеку на этот вопрос...
Рав Ицхак Зильбер
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Неизвестный автор
Такой «лунный пейзаж» можно наблюдать во многих районах Иудейской пустыни, и, в том числе, в окрестностях Масады.
Профессор Йеуда Леви
Столетие назад дискуссии между наукой и религией сводились в основном к выявлению и подчеркиванию противоречий между ними
Рав Ашер Кушнир
Жутко ощущать себя марионеткой природы...
Рав Захария Матитьяу
Алексей Брянский
Эти попугайчики страшно популярны в Иерусалимском зоопарке и на протяжении многих лет собирают вокруг себя ребятишек и фотографов.
Рав Берл Набутовский
Доктор Джеральд Шредер
Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.