Темы: Красота, Природа, Наслаждения, Духовность, Рав Яков Гельфман, Коэлет, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемый Раввин. Очень просим Вас ответить на наш с мужем вопрос: в иудаизме четко выражена доминанта духовного пути развития еврея над материальным. В идеале — изучать Тору нужно ежедневно. Мы мечтаем достичь такого уровня в будущем, с Божьей помощью, или чтобы хотя бы наши дети удостоились. Чем выше уровень изучения Торы, тем менее интересны вопросы материального толка. Но пока, извините, вопрос все-таки назрел: Ашем создал красоты Мироздания, но большинство из них не кошерные? Далекие острова, снежные вершины и березовые океаны, которые мы никогда не увидим. Почему для человека, соблюдающего и изучающего Тору, почти нереально в этом Мире или, может быть, даже не нужно все это видеть и благодарить Ашема за то, что видишь? Любоваться красотой Мироздания, созданного Всевышним, сначала некошерно, а потом и не хочется вовсе, по мере продвижения? А зачем все эти острова, например? Что — все только для прожигателей жизни? На благо туристов? А как же мы?
Здравствуйте!
В первую очередь хочу отметить, насколько значим Ваш вопрос. Меня самого в начале пути в Торе привлекло то, что нет в ней «незаконных» вопросов, и порой вопросы, задаваемые мудрецами, даже более революционны, чем те, что возникают у нас. И надо отдать честь этой трибуне, где можно спросить то, что волнует многих, не преодолевая барьер стыда.
Поделюсь некоторыми размышлениями, которые у меня возникли на эту тему.
Сказано в книге Коэлет (1:8): «Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать, — не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат». То есть, действительно, мир создан таким образом, что невозможно одному человеку (как религиозному, так и нерелигиозному) охватить все и всем насладиться. Вы спрашиваете: в чем же смысл этого?
Во-первых, в этом проявляется доброта Творца, который, как заботливый отец, хочет дать ребенку все самое лучшее, даже если тот не может принять все это изобилие. И об этом сказано в Иерусалимском Талмуде: если человеку попался новый плод и он его не попробовал, это грех (неблагодарности), ведь Творцу, если можно так выразиться, «обидно»: Он хотел человека осчастливить, а тот отвернулся. Вместе с тем, не нужно забывать, что эта жизнь с ее радостями — только средство для достижения более высокой цели, и не стоит превращать средство в цель. То есть следует стараться брать от жизни то, что нам необходимо, так, чтобы это помогало мобилизовать ресурсы тела и духа для достижения настоящей цели, а именно приближения к Творцу. Если человек будет себя сильно ограничивать, это его стеснит и приведет в плохое расположение духа, что не будет способствовать духовному росту. Но если гнаться за удовольствиями, не останется времени на главное и можно совершить нарушение.
Как знать, что действительно правильно и полезно, а что лишнее и вредное? Это индивидуально, но важно понимать, что настоящее духовное продвижение происходит постепенно, естественно, когда осознание истины и правильные привычки приводят к душевному удовлетворению и покою. Одновременно с этим формируется более утонченный взгляд на требования плоти (как Вы и сказали в своем вопросе), когда каждое материальное явление все больше используется для углубления понимания мудрости Творца и чувства благодарности и восхищения. Поэтому нужно соблюдать очень важное правило, которое замечательно сформулировал Виленский Гаон. Сказано в книге Мишлей: «Глупость человека извращает путь его, а на Б-га негодует сердце его» (9:3). Виленский Гаон объясняет: человек пытается прыгнуть (в духовном смысле) выше своих возможностей, поэтому не преуспевает и его одолевает разочарование и уныние. И он живет с мыслью: «Почему Творец мне не помогает, ведь я так стараюсь?» вместо того, чтобы двигаться шаг за шагом, по мере внутреннего приближения к идеалам Торы. И сказано (Мишлей 12:10): «Праведный знает (т.е. удовлетворяет) нужду скотины своей (т.е. природы своей)». Это значит, что человек не должен насиловать свою природу, чтобы неудовлетворенные желания не одолели его и не привели к отходу от пути Торы. И об этом сказано, что тот, кто постится, совершает грех, т.к. не дает организму необходимого.
Во-вторых, разнообразие, богатство мира призвано открыть для нас в какой-то мере величие Творца, Который создал такой огромный мир, что, даже если мы сумеем увидеть максимум возможного для нас, это останется только песчинкой по сравнению с необъятной Вселенной. И об этом сказано (Йешаяу 40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: Кто сотворил их?» Человек, впечатленный чудесами природы, может вдруг задуматься: если так велик материальный мир, то насколько же велик духовный, который намного ближе к Творцу, его создавшему. И это побудит его к поискам глубин своей души, как сказано: «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его» (Мишлей 20:5).
На основании сказанного мы можем прийти к выводу: нет чего-то некашерного в островах и горах, в определенных случаях созерцание их может быть даже полезно для хорошего расположения духа и развития глубины восприятия мира. При этом невозможно, да и нет смысла в том, чтобы повидать все на свете, часто достаточно только услышать об этом, а услышанное само уже достигнет цели.
А как же быть с ощущением, что всё — некашерно? Во-первых, такое ощущение — старая уловка йецер а-ра («дурного стремления», «стремления ко злу»). Змей сказал родоначальнице рода человеческого: «Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?» (Берешит 3:1; хотя запрещено было есть плод только от одного дерева). Это цель «змея»: представить исполнение заповедей чем-то невыносимым в глазах человека, скучным и непривлекательным. Но царь Давид говорит: «Вкусите и увидите, что добр Б-г. Счастлив человек, полагающийся на него» (Тэилим 24, 9) Настоящее счастье можно обрести, только следуя наставлениям Торы, работая над собой и наполняя жизнь смыслом. На самом деле все, что нужно человеку, ему разрешено и даже поощряется (см. выше). Если же что-то запрещено, значит, это только во вред нам, и мы доверяем Создателю мира и не стремимся к запрещенному. Заметьте, что и в материальном мире мы наблюдаем это явление: людям хочется того, что им вредит. (Ведь и наркоман может спросить: если так вредны наркотики, зачем же они существуют?) Это объясняется особой задачей, поставленной перед людьми: жить правильно по собственной воле, а не только под влиянием инстинктов. Для этого и даны некашерные удовольствия: дать человеку выбор между добром и злом, вечным и преходящим.
Тот, кто пойдет путем Торы, не только ничего не проиграет в этом мире, но и выиграет, как сказано: «…счастлив ты и благо тебе» (Тэилим 128:2). Объясняют мудрецы: «Счастлив ты — в этом мире, и хорошо тебе — в мире будущем».
Последняя идея замечательно иллюстрируется старой хасидской историей. Хасид, пришедший к Ребе, удивился, увидев роскошь и блеск его дома, и спросил: «Что же останется Ребе для будущего мира, если в этом мире вам так хорошо?» (Мудрецы говорят, что иногда Всевышний «платит» грешникам за добрые дела, которые они совершили, благополучием в этом мире, чтобы не воздавать им добром в мире будущем). Ответил Ребе: «Если даже мир, для устройства в котором я не прилагал особых усилий, Б-г дал мне, то мир, ради которого стараюсь изо всех сил, тем более будет мне дан!»
Закончим словами известной песни: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом» (при этом имею в виду и этот, и будущий).
С глубоким уважением, Яаков Гельфман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Неизвестный автор
Дерево Шитим, в современном иврите так называют Акацию. Но в Торе деревом "Шитим" назывался кедр, и именно он использовался при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, а также для стола с Хлебами Приношения. Мидраш говорит, что название "Шитим" не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).
Рав Реувен Куклин
Не могу ответить одному человеку на этот вопрос...
Рав Ицхак Зильбер
Рав Захария Матитьяу
Неизвестный автор
Такой «лунный пейзаж» можно наблюдать во многих районах Иудейской пустыни, и, в том числе, в окрестностях Масады.
Профессор Йеуда Леви
Столетие назад дискуссии между наукой и религией сводились в основном к выявлению и подчеркиванию противоречий между ними
Рав Ашер Кушнир
Жутко ощущать себя марионеткой природы...
Рав Меир Мучник
Это не претензия к Небесам, не дай Б-г…
Алексей Брянский
Эти попугайчики страшно популярны в Иерусалимском зоопарке и на протяжении многих лет собирают вокруг себя ребятишек и фотографов.
Рав Берл Набутовский
Доктор Джеральд Шредер
Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его