Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Геином, Награда и наказание, Грех, Хафец Хаим, Богобоязненность
Говорится в Преданиях мудрецов Талмуда: «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: “Дети Мои! Если вы хотите спастись от ада, остерегайтесь злоязычия!”» И на первый взгляд непонятны эти слова. Кто же не захочет спастись от огня?
А на самом деле в этом-то и состоит ответ. Если человек не старается уберечься от злоязычия, говоря, что не в силах удержаться, — это и есть верный признак того, что он на самом деле не боится адского пламени или не верит в то, что злоязычие запрещено Б-гом.
И доказательство этому — в истории одного человека, которого обвинили в том, что он вел неподобающие речи и нарушил требование Писания: «Бойся Б-га, сын мой, и царя». И как же он перепугался, когда, бросившись к юристам и адвокатам, узнал, что, вполне может случиться, его осудят на пятнадцать лет каторги или вообще казнят, Б-же упаси. И он продал свой дом и все имущество и все деньги истратил на поиски возможности оправдаться и снять с себя ложное обвинение.
А теперь давайте решим, что страшнее: неугасимый адский огонь, даже если он всего лишь таков же, как здешний (а ведь на самом деле он в шестьдесят раз сильнее нашего огня даже на первом уровне ада; злоязычники же получают, по словам мудрецов Талмуда, наказание на третьем!), — или пятнадцать лет каторги? Ведь есть люди, которые провели на каторге несколько лет, а затем вернулись домой. И сказал Нахманид, что один лишь час ада страшнее всех мучений, что перенес Иов. А сколько времени придется страдать в аду за злоязычие, мы не знаем. И даже если душа сгорает и становится золой в ужасном огне первого уровня ада, ее творят заново, еще и еще раз, пока все ее прегрешения не исчерпаются.
Поэтому действительно человек может вести себя таким образом лишь по одной из двух причин. Возможно, его злое начало отяжеляет его сердце, как сердце фараона, царя Египетского, не давая ни на миг задуматься о том, что ждет его душу. Поэтому не приходит ему мысль о раскаянии, и нисколько не опасается он наказания в аду и не желает представить его себе. Или же, может быть, он не верит, что отказ от злоязычия — это Б-жья заповедь, за нарушение которой придется ему держать ответ.
Зехор ле-Мирьям, 14
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»