Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дарование Торы, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Вера
Рассказанное здесь должно очень сильно помочь каждому исполнять предписания Торы. Мудрецы Талмуда говорят так: «Пришел Давид и свел их (основы веры) к одиннадцати, как сказано: “Б-же! Кто будет жить в шатре Твоем, кто поселится на горе святости твоей?” Пришел Миха и свел их к трем (…). Пришел Хаввакук и свел их к одному, как сказано: “И праведник верою своей будет жив”». Здесь не имеется в виду, Б-же упаси, что все они призывали выполнять лишь те заповеди, которые подчеркнули. И Хаввакук тоже не имел в виду, что требуется только вера. Ведь в Торе записано: «Не добавляй и не убавляй», а также: «Скрытое — Г-споду Б-гу нашему, а открытое — нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Торы этой». И еще несколько стихов Торы говорят то же самое.
Вот что имеется здесь в виду. Каждый из этих людей видел, что его поколение просто не в состоянии настолько собраться с силами, чтобы исполнить все целиком. Поэтому каждый посоветовал своим современникам обратить особенное внимание хотя бы на главные вещи, от которых со временем можно перейти к полному соблюдению заповедей. Как если бы человек тонул в глубокой реке и вдруг увидел дерево, склонившееся над водой, — сначала он высунет руку из воды и ухватится за одну крепкую ветку, чтобы удержаться на поверхности, а затем уже обхватит ствол и закричит, созывая людей на помощь.
То же самое сделал Хаввакук, когда советовал наибольшее внимание уделить вопросам веры — имеется в виду вера в Б-жественную Тору (ведь человека, не верящего в Б-жественную Тору, не стал бы пророк называть праведником ни в коем случае, а стих говорит: «И праведник верою будет жить»), А на этой вере уже можно основать исполнение всей Торы. Ведь даже если прочесть текст Торы, понимая лишь простой смысл, придет душа в благоговейный восторг! (И я обращаюсь здесь к тем людям, которые говорят, что верят, но при этом почти не тратят сил на исполнение заповедей Торы; и тем более нет у них любви к Торе: из-за многих грехов наших не дают они своим детям изучать Тору. — Прим. сост.)
И вот с чем можно было бы сравнить это. В некоем месте правил великий царь, знаменитый всюду своей мудростью — не было в мире второго такого мудреца! И властвовал он над несколькими провинциями. Однажды поехал он вместе со своими знатными военачальниками и наместниками, а также несколькими тысячами войска в маленький городок. Собрал царь жителей и говорил с ними лицом к лицу, чтобы побудить их сделать что-то для него.
Что сказали бы люди, узнав об этом? Разумеется, вот что: «Раз этот царь превзошел мудростью всех людей, то что можем мы подумать о его решении собрать всех министров и поехать в этот маленький город, чтобы говорить с его жителями о каком-то деле? Пусть мы и не понимаем, чем так уж важно это дело, — но можем быть уверены, что на самом деле это — задача выдающей важности, от которой зависит благополучие всего царства».
И если уж мы сказали бы так даже о земном царе, то уж тем более и в тысячу тысяч раз больше — о Царе царей всех царей, Святом, благословен Он! А в Торе написано прямо, что Он спустился на гору Синай на глазах всего народа. И совершенно не по положению Его спускаться из места обитания святости Его, Седьмого неба, в нижний, материальный, мир (ведь весь этот мир — не больше горчичного зернышка даже в сравнении с миром небесных светил, согласно утверждениям исследователей. — Прим. сост.). И когда Мидраш перечисляет спуск на десять уровней ниже (описанных в Торе ситуаций, когда персонажи оставляли подобающий им уровень. — Прим. тр.), спуск Б-га на гору Синай там тоже упоминается.
Спустившись же, Б-г повелел собрать к Нему весь народ, чтобы говорить с ним, как сказано: «…когда сказал Б-г мне: Собери Мне народ этот, и сообщу Я им слова Мои». И вот явился Он сюда с десятками тысяч ангелов святых и принес свиток Торы, как сказано: «Б-г с Синая пришел (…) и явился с десятками тысяч святых, из правой руки Его — огонь Закона для них». (Дело в том, что в данных тогда Десяти Заповедях заключена вся Тора, как написано в трудах Первых мудрецов наших. — Прим. сост.) И в Псалмах также написано: «Колесница Б-га — тысячи десятков тысяч, с которыми появился Б-г на Синае в святости».
И беседовал Б-г с народом лицом к лицу (если только можно так сказать), согласно свидетельству Торы: «Лицом к лицу говорил Б-г с вами». И он наставлял его в соблюдении Торы, как рассказывается в главах Итро и Ваэтханан. И всего этого удостоились мы лишь в заслугу праотцев наших святых, ибо сказано в Торе: «Вот, Б-гу, Г-споду твоему, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что на ней; только отцов твоих возжелал Б-г, любя их, и избрал потомство их после них — вас, — из всех народов…» И все это — лишь ради нас (ибо Ему-то все равно, как свидетельствует стих: «Если ты праведен, что ты (этим. — Прим. пер.) дашь Ему? Если же захочешь ты стать злодеем, — чем сможешь ты повредить Ему?»). Писание говорит об этом так: «И повелел нам Б-г исполнять все правила эти, чтобы благо было нам все дни…»
И если вдумается человек во все это и представит себе, как Он Сам взял на Себя труд (если можно так сказать) во всем Почете и грозности своей явиться к нам в наше низкое жилище, в этот мир, чтобы говорить с нами, и что Он Сам принес нам Тору — с какой покорностью и с какой радостью принял бы он Тору Его и сколь охотно стал бы исполнять все сказанное в ней! А если люди поступают наоборот: и сами не обращаются лицом к Торе, и детям своим не дают изучать ее, — какое горькое оскорбление наносят они ей!
Можно сравнить это с тем, как царь вручает своему слуге почетный орден, который к тому же усыпан бриллиантами и стоит несколько тысяч золотых, а слуга отказывается принять его или принимает, но никогда не носит на груди. Разве не наносит он царю оскорбления своим поведением, и если узнает царь об этом, разве не сочтет он этого слугу бунтовщиком? О Торе можно сказать то же самое: ее вручил нам Сам Святой, благословен Он, лично, и драгоценнее она, чем жемчуг! Так что своим поведением эти люди демонстрируют лишь недостаток веры.
И все, что мы сказали, содержится в высказывании из трактата Авот: Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Каждый день с горы Хорев исходит голос, провозглашающий: “Горе людям, нанесшим обиду Торе!”» И непонятно, кто же на самом деле слышал этот голос, и многие комментаторы обсуждают это. Мне же представляется, что этот «голос» есть отзвук того грозного голоса, который звучал, когда на гору Хорев спустился Святой, благословен Он, лично, и заговорил с нами, и даровал нам Тору. И если человек отказывается принять ее в радости и исполнять, тот самый голос как бы объявляет нам: «Горе людям, нанесшим обиду Торе!»
Сказанное нами на самом деле прямо написано в одном из стихов Торы в главе «Ваэтханан»: «Только остерегайся и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыть те вещи, что видели глаза твои, и чтобы не отошли они от твоего сердца все дни жизни твоей; и сообщи их сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих: день, когда стоял ты пред Г-сподом Б-гом твоим в Хореве, когда сказал Б-г мне: “Собери Мне народ этот, и сообщу я им слова Мои”». Смотри, Писание говорит: «…и храни душу свою всеми силами, чтобы не забыл ты… все дни жизни твоей». Отсюда мы можем заключить, что это — главнейшая основа Служения Б-гу. И именно это имел в виду Талмуд, когда сказал: «Пришел Хаввакук и свел их к одному», то есть к вере в Тору. Будет у человека вера в Тору — с течением времени он непременно начнет исполнять ее всю.
Хомат га-Дат, 12
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего