Из цикла «Богатые должны понимать...», темы: Богатство, Деньги, Цдака, Ешива, Хафец Хаим, Изучение Торы, Ответственность
Из книги Хомат а-Даат
Как видно из книги Дварим (27:26), что когда Творец заключал с нами союз в степях Моава, Он завершил перечень благословений и проклятий словами о поддержке Торы: «Благословен тот, кто поддерживает <изучающих> Тору» и «проклят тот, кто не поддержит…» Вот как объясняет это Мидраш Сифри: «Даже тот, кто не учил и не выполнял (имеется в виду человек, который не имел возможности изучать Тору и заниматься исполнением заповедей по уважительным причинам), однако поддерживал Тору — включается в понятие “благословен”. И наоборот: тот, кто даже изучал Тору сам, выполнял ее заповеди и обучал ей других, если имел возможность поддержать ее изучение и не поддержал — включается в понятие “проклят”, не дай Б-г». Мы видим, что эту заповедь Всевышний вменил в обязанность всему народу Израиля, так как Ему было ясно — если не будет поддержки изучающим Тору, упаси Б-г, все еврейство развалится само по себе. Так же, как тело человека держится на ногах, и если они не могут его нести — человек практически недееспособен. Кроме того, Всевышний хотел удостоить весь Израиль доли в святости Торы. Подобное этому мы находим в строительстве Мишкана: когда Святой, благословенно Имя Его, решил проявить Свое присутствие в среде Израиля посредством Мишкана, тогда все сдали по половине шекеля серебра (не считая частных пожертвований, которые каждый принес по мере своей щедрости). И Всевышний повелел сделать именно из этого серебра аданим — основы, на которых стоял Мишкан, так каждый еврей получил равную долю заслуги в его постройке.
Чем важнее заповедь, тем сильнее дурное начало пытается помешать ее исполнить, что особенно заметно в наши дни по отношению к этой заповеди, из-за многочисленных грехов наших. В наше время многие недостаточно усердно поддерживают изучение Торы, и, к сожалению, сбываются слова Талмуда[1], где предсказано, что перед приходом Машиаха «жители периферии (мудрецы) будут скитаться из города в город, и никто их не примет». Так происходит, потому что дурное начало «понимает», что нет у него шансов победить талмидей хахамим, и помешать им изучать Тору. Поэтому оно действует хитро: оно обращается к работающим людям, и убеждает их не симпатизировать ученым Торы и не поддерживать их, таким образом, тем само собой не удастся посвятить все время ее изучению.
На самом деле это очень тяжкий грех, о котором в Торе сформулировано отдельное проклятие: «Проклят тот, кто не поддержит Тору…», и поэтому каждому еврею стоит особенно остерегаться его. Ведь этот грех способен разрушить много домов, дворов и даже городов, как сказано у мудрецов: «если ты увидишь, как исчезают города, знай — это оттого, что их жители не поддерживали преподавателей Торы и мудрецов».
И здесь дело не только даже в жадности — ведь и о том, кто щедро жертвует на строительство новой роскошной синагоги, сказали мудрецы, что к нему относится предостережение пророка: «Забыл Израиль Того, Кто его возвеличил, и построил себе дворцы»[2] — что, добавляют мудрецы, ужели не осталось людей, изучающих Тору, которые нуждаются в поддержке?
Я не удивлен, что неграмотные богачи не особо стараются поддерживать изучение Торы — они ведь не понимают всей важности этой заповеди, но кто меня удивляет — это Б-гобоязненные люди, обладающие достатком. Как они могут пренебрегать столь важной заповедью, от которой зависит, в конечном счете, вся наша религиозная жизнь? Тем более что мы и так наблюдаем, из-за многочисленных грехов наших, как с каждым днем люди все меньше почитают Творца — как же можно при этом оставаться равнодушными?
И я знаю, что у некоторых готово оправдание: они думают, что если они дают посланнику какой-нибудь ешивы серебряный рубль раз в году, или регулярно выделяют пару корочек хлеба какому-нибудь юноше — ешиботнику, то таким образом они уже выполняют заповедь поддерживать Тору. На самом деле они ошибаются, ибо такое участие в поддержке Торы подобает бедняку, но никак не богатому человеку.
А вот что мне ответил один богатый человек: «Я даю даже нескольким посланникам», и перечислил подробно все свои пожертвования на ешивы, так что общая сумма составила 12 рублей в год. «А сколько стоит вот эта Ваша занавеска на окне?» — спросил я. «Около двадцати пяти рублей», — был ответ. Значит, на шесть имеющихся у него окон он потратил 150 рублей! Какой стыд и позор: на такую никчемную вещь потратить целых 150 рублей, а на поддержку почета Творца и Его Торы, на изучении которой стоит вся наша жизнь — в этом и в грядущем мире, ограничиться 12 рублями в год!? И этот человек уверен, что с помощью столь ничтожных сумм, которые он дает на Тору, он выполняет свой долг!
Есть люди, которые оправдываются тем, что сейчас у них трудный период, увеличились расходы, и они не могут давать много. Однако если бы они задумались, то увидели бы, что многие их траты, которые они привыкли считать необходимыми, на самом деле идут на абсолютные излишества. Об этом они никогда не скажут — «трудный период», а когда речь заходит о том, чтобы поддержать изучение Торы, чтобы оно не прекратилось — той самой Торы, чтобы даровать которую, сам Творец спустился в наш мир с поднебесья, как сказано: «Б-г пришел с Синая… справа дать учение народу Своему в огне»[3], — они вспоминают о «трудностях».
На что похоже подобное поведение? На хозяина гостиницы, в которой есть разные номера: есть дорогие апартаменты, по рублю за ночь, есть более дешевые — по полрубля, а бедняки и вовсе ночуют в коридоре за пару копеек. И так принято во всем мире: к постояльцам дорогих апартаментов, доход с которых является основой его заработка, владелец гостиницы относится с особой предупредительностью, и бежит со всех ног исполнить малейший их каприз. И лишь изредка обращает внимание на то, что делается в коридорах. Тот же, кто попытается поступать наоборот, прослывет глупцом, и очень быстро убедится в своей неправоте, когда придет время платы за постой — клиенты рассчитаются с ним соответственно уровню его обслуживания…
Намек прозрачен: этот человек почти не обращает внимания на самое важное — на служение Всевышнему, из чего тянется нить жизни как в этом мире, так и в грядущем, как сказано: «Ведь это[4] — жизнь твоя и продление твоих дней»[5] (в мире, который сам длится <до бесконечности>). Зато о преходящих удовольствиях этого мира, который всего-навсего — прихожая перед миром вечным, он заботится неустанно, и старательно следит, чтобы не было ни одного недостатка в роскоши, которой он себя окружил. Его поведение напоминает строки из Коэлета (10:7): «Видел я рабов верхом на конях, а сановники идут пешком, как рабы»… И здесь тоже, в час расплаты, человек убедится, что не стоило так себя вести. Как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, о стихе «что делал Б-г»[6]: «В будущем голос с неба загремит в вершинах гор, и скажет: тот, кто делал <то, что угодно> Всевышнему — пусть придет и получит свою награду!»[7] Тогда каждый увидит, какова его награда… Как говорили мудрецы[8]: тот, для кого Тора Всевышнего — главное в этом мире, займет подобающее место в Грядущем мире, а тот, для кого она второстепенна — он и сам будет там где-то на заднем плане[9].
Счастлив тот, кто вдумается во все это, пока еще жив, и тогда удостоится всяческих благ от Всевышнего, как в этом, так и будущем мире!
[1] Сота 9,15; Сангедрин 97а
[2] Ошеа 8:14
[3] Дварим 33:2
[4] Любовь к Б-гу (прим. пер.)
[5] Дварим 30:20
[6] Бемидбар 23:23
[7] Ваикра Раба 27,2
[8] Авот де-рабби Натан.
[9] Как объясняет р. Йона, имеется в виду, что даже если он и не будет грешником, и заслужит таким образом право на жизнь в Грядущем мире, ему не занять там значительных мест из-за пренебрежительного отношения к Торе (прим. пер.).
Перевод — р. Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.