Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Чудеса, Хасидизм, Александр Кац
Раби Исраэль бар Шабатай Офштейн (Магид из Кожниц; 5496—5575 /1736—1814/ гг.) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров поколения.
Родился в галицийском городке Апта, в семье пожилого переплетчика священных книг р. Шабатая из Островца.
Предания рассказывает, что его родители оставались бездетными в течение нескольких десятилетий — ребенок родился, благодаря благословению р. Исраэля Бааль-Шем-Това (см.), и был назван его именем (Сарей амеа 3:16).
Уже в шесть лет ребенок молился сосредоточенно и осознанно, одухотворяя каждое произносимое слово. В семь лет ему не стало хватать дня для занятий Торой, и он оставался в доме учения на ночь (Сарей амеа, там же; Гдолей адорот).
Приобретя основательные познания в Талмуде и книгах законоведов, он углубился в изучение кабалы. Спустя некоторое время р. Шмуэль-Шмелке Гурвиц (р. Шмелке из Николсбурга; см.) увлек его идеями хасидизма и ввел в круг ближайших учеников р. Дова-Бера (Магида из Межерича; см.).
«До того, как я был впервые допущен на урок Магида, — вспоминал он, — я изучил восемьсот книг по кабале. И все же, когда я удостоился услышать первый его урок, я понял, что еще не начинал изучать кабалу» (Сарей амеа, там же).
Еще в период ученичества р. Исраэль стал магидом (общественным проповедником) в городке Кожниц. Его семья жила в крайней бедности, и чтобы заработать на хлеб, ему приходилось, объезжать окрестные местечки, давая платные уроки в домах учения. Раз в три-четыре года он вновь посещал р. Дова-Бера в Межериче и проводил у него несколько месяцев.
После смерти Магида из Межерича, последовавшей в 5533 /1772/ году, р. Исраэль продолжал учиться у его духовных наследников — р. Шмуэля-Шмелке из Николсбурга, р. Элимелеха из Лиженска (см.), а затем и у р. Леви-Ицхака из Бердичева (см.), который был на четыре года его моложе.
В последующие годы р. Исраэль стал одним из самых авторитетных духовных лидеров хасидизма, ко «двору» которого потянулись тысячи хасидов из Польши, Галиции и Волыни.
Отличаясь с детства слабым здоровьем, р. Исраэль большую часть времени проводил в кровати. Его тело было истощенным и немощным, даже летом он облачался в меха, а когда он отправлялся в свой дом учения, ему под ноги подстилали медвежью шкуру. И, тем не менее, преодолевая любое недомогание, он занимался Торой и днем, и ночью, — а во время молитвы он «пылал, как факел, от великого воодушевления», воспламеняя сердца всех, молящихся вместе с ним. В Йом кипур он сам вел все молитвы в своей общине, оставаясь на ногах в течение долгих часов (там же).
Следуя учению Бааль-Шем-Това и Магида из Межерича, р. Исраэль резко отрицал пути служения, связанные с умерщвлением плоти и аскетическими упражнениями.
От благочестивого богача, который питался только хлебом и водой, р. Исраэль потребовал, чтобы тот питался, как следует богачу. «До тех пор, пока он не станет есть мяса, — пояснил р. Исраэль ученикам, — он не поймет, что бедняки нуждаются в хлебе. Ведь пока он сам питается хлебом, ему кажется, что бедняки могут жевать камни».
Аскетичному поклоннику кабалы, постившемуся от шабата до шабата и носящему одну мешковину, р. Исраэль сказал: «Твое дурное влечение никуда от тебя не ушло — оно просто спряталось в твоей мешковине».
Он говорил: тот, кто утверждает, что постится всю неделю, а на самом деле ест и пьет в укромном местечке, духовно честнее, чем тот, кто на самом деле постится от шабата и до шабата. Ведь первый обманывает только других, а второй — себя (там же).
Р. Исраэль из Кожниц пользовался высочайшим авторитетом не только среди хасидов, но и в среде их противников.
Р. Хаим Воложинер (см.), ближайший ученик Виленского Гаона (см.), посетил р. Исраэля и обсуждал с ним различные проблемы Торы «в течение целого дня». Он обнаружил, что Магид из Кожниц «переполнен знаниями и обладает острым умом — по памяти, с удивительной свободой он ориентируется в Талмуде, а также в книгах мудрецов, как прошлых поколений, так и современников» (там же).
Р. Исраэль стремился привести еврейский мир к единству, избегая всяческой вовлеченности в конфликт между последователями Бааль-Шем-Това и Виленского Гаона.
«Лучше мир, заключенный даже не во имя Небес, — утверждал он, — чем война во имя Небес» (там же).
К р. Исраэлю приходили многочисленные супружеские пары, находящиеся на грани развода, поскольку он обладал уникальным даром восстанавливать в семье мир.
Однажды к нему пришла плачущая женщина, жалующаяся на то, что муж пренебрегает ею и называет ее «уродиной». «На свадьбе он говорил мне, что я красивей всех в нашем городе, — рыдала женщина, — а теперь, после того, как я верно служила ему столько лет, стряпала, стирала, растила детей — в бедности и невзгодах, он отказывается жить со мной вместе». Р. Исраэль пригласил к себе ее мужа. «Моя жена говорит чистую правду, — согласился муж, — но что я могу поделать, если она мне, действительно, опротивела?!». И тогда, в присутствии непреклонного мужа, р. Исраэль обратился к Б-гу с краткой молитвой: «Владыка Вселенной! Эта женщина подобна Твоему народу, Израилю! В тот час, когда мы, стоя у горы Синай, говорили Тебе “Выполним и услышим”, Ты избрал нас из всех народов: Ты любил нас, и мы были Тебе желанны! А теперь, когда в течение двух тысяч лет, мы служили Тебе, жертвуя ради тебя своей жизнью и жизнью наших детей, Ты отворачиваешься от нас и не желаешь быть с нами! Я, Исраэль, сын Шабатая, говорю Тебе: как права эта брошенная женщина, так и мы правы — Ты, Владыка всех миров, должен возвратиться к нам и утешить нас…». Слова молитвы вошли в сердце мужа, и он помирился с любящей его женщиной (там же).
Среди посетителей, приходивших к Магиду из Кожниц за советом и благословением, было множество неевреев из всех слоев российского и польского общества.
Князь Адам Чарторыйский, друг юности и один из ближайших советников российского императора Александра I, не имел детей в течение долгих лет брака. Он навестил р. Исраэля, и благодаря полученному благословению, у его жены родился ребенок. Предание рассказывает, что, услышав об этом, брат князя Чарторыйского посмеялся над «примитивными суевериями» и взялся публично разоблачить «цадика». Прибыв в Кожниц, он попросил р. Исраэля помолиться за выздоровление своего сына — прекрасно зная, что сын, оставшийся в фамильном замке, совершенно здоров. «Возвращайся скорей, — ответил ему р. Исраэль, — часы твоего сына сочтены, может быть, ты еще застанешь его в живых!». И когда встревоженный князь вернулся домой, ему сообщили, что юный наследник скоропостижно скончался.
В 5572 /1812/ году, когда войска французов вторглись в Россию, р. Исраэль из Кожниц считал, что триумф Наполеона может привести к геуле (избавлению народа Израиля из изгнания). Ведь еще в 5559 /1799/ году, когда французы захватили Египет и приблизились к границам Земли Израиля, Наполеон объявил, что намеревается возвратить евреев на их историческую родину и помочь им отстроить Йерушалаим (Сарей амеа 6:7).
Согласно хасидскому преданию, три выдающихся цадика — р. Исраэль из Кожниц, р. Яаков-Ицхак Гурвиц (Хозе из Люблина; см.) и р. Менахем-Мендл из Римонова (см.), собравшись вместе, молились за победу Наполеона в войне с Россией, но их просьба была отвергнута в Небесах, потому что поколение не было достойно освобождения (там же 4:9). Р. Исраэль знал, что молитва не была принята, — и поэтому на вопрос об исходе войны, заданный ему князьями А. Чарторыйским и Ю. Понятовским, ответил: Наполеон «нафоль типоль» (неминуемо падет; ср. Эстер 6:13).
Магид из Кожниц опубликовал целый ряд книг. Самая известная из них Аводат Исраэль (Служение Израиля), содержащая его толкования Торы.
Эта книга выдержала множество изданий и стала классикой хасидизма.
Р. Исраэль из Кожниц умер четырнадцатого тишрея 5575 /1814/ года, в канун праздника Суккот. Ему было семьдесят девять лет.
Основанную им хасидскую династию продолжили его сын р. Моше-Эльяким из Кожниц (5517—5588 /1757—1828/ гг.), а затем и внук р. Элазар из Кожниц (не ранее 5566—5622 /не ранее 1806—1861/ гг.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Инженеры Междуречья и Египта умели планировать и воздвигать огромные сооружения: храмы, пирамиды, дворцы, водоводы, строили корабли, колесницы. Астрономы и астрологи с высокой точностью определяли орбиты Солнца, Луны, планет.
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Раби Авигдор Миллер
Третья глава книги "Распад над бездной"
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее
Редакция Толдот