Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.

Хофец Хаим. Выдержки из письма 1910 г.

Давайте всмотримся в проблемы, которые окружают нас сегодня. Страшные трагедии, одна за другой, происходят повсеместно, во многих странах, где евреи жили тихо и мирно много лет, вдруг их начали преследовать, ненависть непомерно возросла, все возрастающие финансовые проблемы тоже внушают тревогу. Практически не существует человека, которого в какой-либо мере не касалась бы сегодняшняя тяжелая ситуация. И все задаются вопросом — за что Всевышний делает это с нами?

Однако ответ нам уже давно открыт мудрецами, благословенной памяти, которые умели видеть причинно-следственные связи между явлениями своим глубоким духовным взором. Так, например, они сказали в трактате Шаббат (32): «За грех пренебрежения изучением Торы и за нарушение Шаббата мир наполняется убийствами и грабежом». И мы с сожалением вынуждены наблюдать, как помимо уменьшения часов изучения Торы в хедерах, увеличивается количество нарушений Святой Субботы в нашем народе, Субботы, которая всегда была одной из основ веры.

А ведь известно и другое высказывание мудрецов: «На чем держится мир? — На лепете детей, изучающих Тору». А теперь, из-за наших многочисленных грехов, тысячи и тысячи еврейских детей не учатся в хедерах. И их детские, невинные уста вместо того, чтобы произносить слова Торы, как было раньше, наполняются бессодержательными песнями и легкомысленными, а иногда и циничными речами. Таким образом, основы, на которых держится мир, расшатываются все сильнее, и бедствия, свойственные нашему времени, все множатся.

Что вызывает особое беспокойство, так это печальная ситуация, сложившаяся по воле Б-жьей, и в местах Торы. Учеников становится все меньше, они расходятся в разные стороны, так как учебные заведения не получают должной поддержки. А на самом деле в нашем положении следовало бы напротив, всячески укреплять и поддерживать Тору, которая всегда была стержнем Израиля и его оружием, на что довольно ясно намекает стих «… а голос — голос Яакова…» Готовясь к бою, каждый воин берет оружие с собой, а не бросает его, упаси Б-г. И хотя понятно, насколько это тяжело в наше время, стоит помнить, что награда за исполнение заповеди определяется в соответствии с затраченными на это усилиями.

Святой, благословен Он, особо предупреждал Йеошуа: «Только укрепись… чтобы не отошел от уст твоих этот свиток Торы, занимайся им днем и ночью, и тогда преуспеешь на своем пути»[1]. То есть, оставлять занятия Торой нельзя даже на войне. И поэтому во время осады Иерихона, когда на один день учеба была приостановлена, несмотря на то, что время было военное — явился специальный ангел, чтобы упрекнуть Йеошуа за эту остановку. Так толкуют мудрецы[2] слова этого ангела в стихе «…сейчас я пришел»[3]: пришел упрекнуть вас за то, что вы неправильно делаете сейчас[4]. Отсюда мы видим, что учение Торы обеспечивает нам не только вечную счастливую жизнь в Грядущем мире, но и успех в повседневных делах, а также оберегает от беды, как сказано: «тогда преуспеешь <как в материальной области, так и в духовной>».

Поэтому те, кого Всевышний наделил разумом, должны изо всех сил стараться сохранить остатки мудрости Торы в Израиле, и позаботиться о том, чтобы не прекратилась учеба в ешивах и хедерах. Тем самым они окажут услугу и самим себе, и всему народу Израиля.


[1] Йеошуа 1:7—8

[2] Мегила 3а

[3] Йеошуа 5:14

[4] Именно тогда они остановили учебу Торы, ангел разъясняет, что из-за другого нарушения, допущенного на той войне днем раньше, он бы не пришел (прим. пер.)

Перевод — р. Овадья Климовский


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»