Темы: Пророк, Ешива, История, Броха Губерман, Изучение Торы
Настоящая подборка статей требует некоторого объяснения, в частности в плане используемой терминологии.
Читатель убедится, что мы вышли за рамки, которые данное слово дает возможность предположить. Действительно, слово «ешива» соответствует, в нашем представлении, заведению, предназначенному для учебы; но если здесь лишь учатся свободно и без принуждения, то слово «Бейт а Мидраш» подходит больше.
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование. Стало быть, речь идет о более комплексном и определенном заведении, чем просто место учебы.
Консультируя исторические источники, замечаешь, что это заведение выбирает различные формы и структуры соответственно периодам времени: во времена наших предков оно, довольно парадоксальным образом, существует в форме «ешивы», посещаемой патриархом Яаковом, который прожил там четырнадцать лет. Во времена Мишны это скорее Бейт а Мидраш, иногда платный. В качестве примера, подтверждающего желание учится и усердие Гилеля, приводят следующий анекдот: не имея возможности поступить в ешиву, так как у него не было средств для оплаты учебы, он свисал с крыши здания, чтобы через форточку слушать занятия. И так до тех пор, пока во время снежной бури он не упал в обморок, покрытый толстым слоем снега.
В следующую эпоху, эпоху Гемары, мы являемся свидетелями быстрого развития ешив, которые предоставляют даже пособие части студентов, чтобы удовлетворить их потребности. Параллельно Бейт а Мидраш принимает два месяца в году большую часть других студентов.
Тем более трудно ограничится одним лишь Бейт а Мидрашем, так как в действительности Тора, такая, как мы ее знаем, является продуктом долгой истории: истории всех заведений в их различных формах, которые давали приют людям, склоненным над священными текстами и передающим свои знания новым поколениям.
Но каково на самом деле значение слова Ешива? Один из авторов ХIХ века (рав Борух Эпштейн, автор Тора Темима, в своем «Мекор Барух», автобиографическом произведении, в предисловии) дает следующее объяснение: слово ешива часто используется в наших источниках: «Человек, который узнает своего друга в ешиве» (Песахим 119а), «Чтобы было много в ешиве» (Санедрин 32б) и т.д. Этимологически оно, конечно, происходит от корня «лашевет», сидеть, так как, начиная с эпохи Мишны, сидели, но оно скрывает и второе значение: это не противоположность стоячему положению, но состояние покоя и свободы. Например, стих использует выражение «Сиди в суке в течение семи дней» — и Гемара объясняет, что нужно на неделю обосноваться в Суке. Очевидно, что здесь нет обязанности сидеть или запрета стоять! Слово «сиди» следует понимать в его вторичном значении, оставаться какое-то время в каком-то месте, не важно сидя или стоя.
Как другой пример автор также цитирует Раши и следующий Мидраш: когда Яаков захотел «сесть» («лешев») в земле Ханаана, он навлек на себя б-жий гнев и немного спустя у него произошло несчастье с Йосефом. Еще раз, то, в чем упрекают Яакова, это не желание сесть, но то, что он тешил себя мыслью обосноваться окончательно.
Значит вот, что означает слово ешива: спокойно и свободно устроиться для глубоких занятий.
Тора не является дополнительным элементом в жизни еврейского народа, своего рода культурой, которая, как бы она ни была гениальна, добавляет лишь оригинальную особенность Народу Книги. Она является естественным элементом, необходимым для жизни и эволюции Израиля, в котором он обретает всю свою душу. Доказательством служит то, что он способен начать учебу с самого раннего возраста и чувствовать себя в этом комфортно даже в пенсионном возрасте, в доме престарелых. Он учится, когда жизнь улыбается ему и продолжает это делать, даже когда он болен или когда наступают трудные времена. В этом он находит единственное, незаменимое спасение: «Если бы не Тора, которая составила мою радость, я пропал бы в бедности» (Теиллим, псалмы 119, 92)
Использование пророчества в изучении Торы
Передача Торы
Во вступлении к своему главному труду «Яд а-хазака» Рамбам приводит список различных мудрецов, обеспечивших передачу Торы с того дня, когда она была дана. Из этого документа ясно вытекает, что многие из них были одновременно пророками.
С двух последних эпох в этом списке имен начинается история второго Храма, а позднее история, собственно говоря, Мишны. Их имена первыми цитируются в Изречениях наших Отцов.
Составленный Рамбамом список тех, кто передавал Тору, включает большинство известных пророков. Они одновременно были и великими пророками своего времени, и главными передатчиками Торы; эти две роли не вредили одна другой, как говорит в дальнейшем Рамбам: «…В каждом поколении председатель суда или пророк поколения составляли для себя записи…»
Многочисленные пророки
Начиная со времен второго Храма, пророчества становятся редкими, в то время как в период первого Храма, было огромное количество тех людей, кто имел дар пророчества. Это там, в том самом бейт а-Мидраше, чью деятельность мы мало знаем, бесчисленные пророки готовились к получению пророческого вдохновения.
Наши мудрецы уточняют, что в одну лишь эпоху пророка Элияу в среде еврейского народа появилось шестьсот тысяч пророков.
Стихи, касающиеся эпохи пророка Элиягу, доказывают, что пророков в то время было очень много, несмотря на то, что Ахав и Изабель подвергали их гонениям и преследовали их. Овадия хвалится, что защитил несколько спасшихся пророков: речь идет о не менее ста человек…
Выясняется, что к тому моменту, когда Элиягу поднялся на небо, было очень много «сыновей пророков» или молодых пророков, вероятно, молодых людей на пути «специализации». Вот несколько стихов по этому поводу:
…Когда Предвечный приказал Элиягу подняться с вихрем на небо… Молодые пророки, обосновавшиеся в Бейт Эле, предстали пред Элиягу и сказали ему… Молодые пророки, обосновавшиеся в Иерихоне… Пятьдесят молодых пророков прильнули к ним и заняли место… «Среди слуг есть пятьдесят мужественных людей…»
Молодые пророки сказали Элише: «Ты видишь, что жилище, где мы обитаем с тобой, слишком узко для нас. Отпусти нас в Иордан, и там каждый из нас возьмет бревно, и мы устроим место обитания.»
Так как, учит отсюда Дорот а-Ришоним, место их учебы стало слишком маленьким из-за большого количества учеников. Этот автор хочет извлечь многочисленные доказательства, которые он приводит: совершенно очевидно, что эти пророки родились в обществе, где пророчество и учеба были обычным делом, поскольку учителя руководили местами учебы в различных городах страны и обучали Торе и способам приближения к Б-жественному слову.
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего