Темы: Взятка, Суд, Справедливость, Свидетели, Общество, Арье Кармель
К правде, к правде стремись… — ДВАРИМ 16:20
Шофтим* и шотрим** поставь себе во всех воротах твоих… чтобы судили они народ справедливым судом. — ДВАРИМ 16:18
Община, канон один для вас и для пришельца живущего, канон вечный для всех поколений ваших: что вы, то и пришелец да будет перед Г-сподом. Тора одна и правосудие одинаковое да будут для вас и для пришельца, проживающего у вас. — БЕМИДБАР 15:15, 16
Пусть изливается, как воды, правосудие, и правда — как могучий поток. — АМОС 5:24
Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдову… (и) если будут грехи ваши красны, как пурпур, то станут белыми, как снег. — ЙЕШАЯУ 1:17, 18
Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным. — ШМОТ 19:16, ДВАРИМ 5:17
Тора, дарованная нам Всевышним, указывает, что ни одно общество не сможет просуществовать долго, если оно не базируется на справедливой социальной системе. Это относится не только к евреям — это одна из так называемых «семи мицвот», данных потомкам Ноаха, то есть всем людям без исключения. Тора была дана не отдельным людям, а обществу, всему еврейскому народу. И ее главной целью было «не спасение души»
«Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным» — это одна из десяти заповедей. В суде от наших слов зависит судьба человека, и, следовательно, нигде честность и правдивость не значат так много.
По закону Торы, два свидетеля, на показаниях которых основывается решение суда, должны быть абсолютно непричастны к происшедшему. Они не должны быть связаны ни друг с другом, ни с обвиняемым и его обвинителем, ни с судьями; они также не должны быть заинтересованы в том или ином исходе процесса. Они исполняют в суде общественный долг — представляют народ Израиля.
Если свидетели сами виновны в каких-либо серьезных нарушениях закона, они не могут свидетельствовать на суде. Но если свидетельства соблюдающие мицвот евреев не противоречат друг другу, их принимают. Судья не имеет права оказывать предпочтение словам одного из свидетелей только потому, что тот занимает более высокое социальное положение. Если перед ним честные люди, он обязан отнестись к ид словам с полным доверием. Перед судом все евреи равны — будь то дворник или профессор.
Судья обязан быть абсолютно беспристрастным по отношению к сторонам в процессе. Единственная его цель — выяснение истины. Он не должен принимать во внимание социальное положение сторон и обязан быть одинаково вежлив со всеми. Он не имеет права быть более резким по отношению к кому-либо из участников процесса с тем, чтобы таким образом запугать его. Он не имеет права выслушивать одну из сторон без того, чтобы выслушать другую, и должен бесстрашно высказать истину, какой он ее видит, независимо от возможных последствий. На правосудии зиждется само существование мира. Наши мудрецы говорят: «Тот, кто судит по правде, принимает участие в Б-жественном творении».
Тора любви — это и Тора правосудия. Милосердие и справедливость должны действовать сообща. Не может быть любви без правосудия. В обществе, где преступники остаются безнаказанными, нет места любви. Воспринимая мягкосердечие ко всем без разбора как абсолютное добро, либералы противятся строгим мерам, призванным ограничить насилие. В итоге они нередко проявляют больше сочувствия и понимания к преступнику, чем к его жертве. Тора учит нас, что милосердие, которое потакает, потворствует преступности, — это зло, а насилие, направленное против зла, — добро. Мудрецы говорят: «Милосердный к жестокому закончит жестокостью к милосердному».
Лишь силой можно пресечь насилие. Но кому решать: применяет ли силу справедливость или жестокость прикидывается справедливостью, чтобы этим оправдать себя? Правые ли цели преследуются при этом или в какой-то мере корыстные? Для этого и существует Сангедрин — чтобы раскрыть, выявить мудрость Торы. Решения Сангедрина основаны не на личном мнении и пристрастиях, не на политических соображениях — они отражают лишь истину Торы.
Кто живет в обществе, основанном на несправедливости и коррупции, и у кого нет надежды, что он сможет благотворно повлиять на это общество, должен как можно быстрее покинуть его и примкнуть к тому обществу, которое ближе всего к идеалам Торы.
Получение взятки — не только деньгами, но и в виде услуг, почестей, особой учтивости — дисквалифицирует судью, даже если он, по его словам, и не помышляет при этом отклониться от вынесения справедливого решения.
Свидетельство, данное за взятку, незаконно.
Нельзя уклоняться от свидетельства, которое может помочь другому человеку.
По агаде из Талмуда, трактат Ктубот 1056
У рава Ишмаэля был арендатор, который отдавал ему, согласно договору, определенную долю урожая. Из этой доли он каждую пятницу утром приносил раби Ишмаэлю корзину фруктов. Однажды он принес корзину утром в четверг. Арендатор объяснил, что в этот день ему все равно нужно было ехать в бет дин, потому что сегодня разбирается его дело.
— А кто должен вести дело? — спросил рав Ишмаэль.
— Ты, — ответил арендатор.
— О нет, — сказал рав. — Я не буду вести твое дело. Ты принес мне фрукты на день раньше, а это уже особое одолжение; так что судить должен кто-нибудь другой.
Во время судебного разбирательства, слушая его в коридоре, рав поймал себя на том, что все время обдумывает, как должен был бы ответить арендатор, чтобы выиграть дело.
— Ага, — сказал он себе. — Вот как бывает, когда тебе сделали одолжение. А что было бы, возьмись я сам разбирать это дело? Не верь, когда говорят, что можно оставаться беспристрастным, после того как тебе сделали одолжение.
* Шофет (от глагола лишпот — наказывать, судить, защищать право) — судья, осуществляющий правосудие и карающий.
** Шотер (от глагола лиштор — упорядочить) — исполнитель постановлений и повелений глав народа и судей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.