Темы: Холокост, Спасение жизни, Батшева Эскин, Праведники народов мира
Что мы знаем о королевах и принцессах? Они не появляются на людях без шляпки, не надевают дважды ни один наряд, болезненно относятся к любому нарушению дворцового этикета, распорядок их дня строится вокруг приёмов, званых обедов и благотворительных балов…
Вместе с тем, некоторые царственные особы представляли свои задачи совершенно иначе. Не думая о том, как они выглядят в глазах общественности; не трясясь за свою жизнь и имущество; не заботясь о своем личном благополучии — в час беды они поставили во главу угла выполнение своего морального долга.
Три женщины, о которых пойдет речь, были награждены израильским мемориалом Холокоста «Яд Вашем» званием «Праведник народов мира» — в числе десятков тысяч праведников, спасавших евреев в разных странах мира в годы Катастрофы.
Елизавета Баварская была королевой Бельгии в то время, когда в июле 1942 года гестапо начало массовые аресты евреев в Брюсселе и Антверпене. Арестованных отправляли в транзитный лагерь в Мехелене для депортации на восток.
После тайной встречи с представителями Ассоциации бельгийских евреев Елизавета начала делать все от нее зависящее, чтобы остановить рейды и защитить бельгийских евреев от депортации. Она начала бомбардировать немецкие оккупационные власти просьбами, в результате чего десятки евреев — обладателей бельгийских паспортов — были спасены.
В это же время Елизавета официально заявила о том, что отдает свой замок Жамонь под приют для детей бельгийских солдат. На самом деле, в замок тайно свозили еврейских детей: 80 человек туда привезли в 1942-м году, и еще 80 — в 1943-м.
Когда гестапо прознало об этом и нагрянуло с проверкой, оказалось, что Елизавета всё продумала и организовала так, что подкопаться было невозможно: все имена детей в списках были традиционно бельгийские, директор приюта Мари Таке, жена офицера армии, и воспитатели о евреях «ничего не знали», а дети бельгийских солдат ничего не знали на самом деле. Все до единого дети, укрытые в замке королевы, были спасены.
В Бельгии, в процентном соотношении, было спасено намного больше евреев, чем в других оккупированных нацистами странах. Немалую роль в этом сыграло отношение к евреям королевы Елизаветы. Бельгийцы, следуя ее примеру, не поддержали антиеврейские акции нацистов. После того, как евреев заставили носить желтые звезды на одежде, многие мужчины на улице стали приветственно снимать шляпы перед женщинами-еврейками. А когда стало ясно, что евреям грозит не только унижение, но и гибель, отряды Сопротивления Бельгии стали организовывать акции, направленные на их спасение.
Так, в апреле 1943 года на железной дороге Мехелен — Лёвен три молодых бельгийских студента, все снаряжение которых состояло из одного пистолета и одного «фонаря» из красной бумаги, сумели остановить «Поезд № XX», перевозивший 1631 евреев в Освенцим, благодаря чему 118 человек избежали смерти.
Летом 1941 года, когда евреев Бессарабии и Северной Буковины начали депортировать в Транснистрию, Елена Греческая и Датская, мать румынского короля Михая I, по просьбе главного раввина Румынии р. Александра Шафрана, сразу же включилась в борьбу за жизнь своих подданных, обращаясь к разным влиятельным лицам. Речи ее были полны боли и надежды: «Господа! Я взываю к вашим сердцам, к вам, представителям наших культурных наций. Не допустим насилия, лишения жизни, проявим милосердие по отношению к ни в чем не повинным людям!»
Но сердец у нацистов не было, и милосердие им не было ведомо… Спасти от депортации тогда удалось, к великому горю, лишь одного человека: филолога и общественного деятеля Барбу Лазареану. Но Елена не отчаивалась, и делала все, что было в ее силах, чтобы хотя бы облегчить участь евреев.
В северной части Транснистрии: в Могилеве-Подольском, Тульчине, Ямполе, Шаргороде, Жмеринке и других городах — румыны создали гетто и лагеря. Заключенных евреев использовали на тяжелых работах, подвергали их жестоким издевательствам, расстреливали. Тем не менее, в Транснистрии евреев выжило намного больше, чем в зоне немецкой оккупации. И в этом была, в том числе, заслуга королевы Елены.
Рав Александр Шафран, вновь обратившийся за помощью к королеве-матери в конце 1941 года, не очень верил в то, что губернатора Транснистирии Алексяну, человека крайне жестокого, можно будет уговорить принимать медицинскую помощь, одежду и питание для заключенных в лагерях и гетто евреев.
Вот что он пишет: «Королева-мать, женщина набожная и благочестивая… это сделала. Как только она узнала о положительных результатах своих ходатайств, она тотчас же отправила ко мне домой своего адъютанта. Суровой зимней ночью королева-мать Елена сообщила мне важную спасительную весть о помощи “на час раньше”, не откладывая на следующий день…» Ходатайство Елены спасло тысячи еврейских жизней.
Депортации продолжались, и как их остановить — было непонятно. Когда было принято решение о новой депортации евреев в польский лагерь Бельзец — из Регата («старого королевства»), королева-мать Елена заявила королю, своему сыну, что происходящее в стране с этим народом ужасно, что она не может этого больше выносить, тем более что ее имя и имя короля будут связываться с убийствами евреев, и что она останется тогда в истории как мать «Михая Грозного». Она поставила сыну ультиматум: или депортации немедленно прекращаются, или она покинет страну… Король позвонил премьер-министру Антонеску, состоялось заседание кабинета министров, и депортации замедлились, а потом и вовсе остановились.
А в 1943-44 гг. королева сыграла немалую роль в принятии решения, позволяющего тысячам евреев, вернуться в Транснистрию. Хотя королева Елена и не рисковала собой, как другие праведники, но она вела себя мужественно и решительно, верила в свои силы и находила нужные слова, борясь за каждую человеческую жизнь всеми доступными ей способами.
Принцесса Греческая и Датская Алиса фон Баттенберг — одна из бабушек небезызвестного британского принца Чарльза. Ее мать была внучкой английской королевы и старшей сестрой последней русской императрицы Александры Федоровны, а мужем Алисы стал греческий принц Андрей — правнук российского императора Николая I.
С рождения Алиса страдала почти абсолютной глухотой, что в конце концов удивительным образом сыграло свою положительную роль, когда принцесса, рискуя жизнью, спасала от гибели еврейскую семью.
С началом Второй мировой принцесса оказалась меж двух огней: ее сын, принц Филипп, сражался в британском королевском флоте, а два зятя были на стороне нацистов. Сама Алиса работала медсестрой в Афинах, создавая столовые для военных и приюты для бездомных детей.
После падения режима Муссолини в сентябре 1943 года нацистские войска заняли Афины и приступили к уничтожению и депортации евреев. Около шести тысяч человек было депортировано в концлагеря, где более двух тысяч погибли.
Алиса ненавидела нацизм, но как противостоять ему — она не знала, и просто делала то, что говорила ей совесть, — невзирая на риск. У греческой королевской семьи были хорошие знакомые: Хаймаки и Рахель Коэн. В 1941-м они бежали со своими детьми из Салоников в Афины, и вот в 43-м году угроза их настигла вновь. Хаймаки Коэн скончался, и семья собиралась предпринять рискованную попытку добраться по морю до Египта, но для Рахель и ее дочери Тильды это путешествие представлялось слишком опасным, а четверо братьев, конечно, не могли оставить своих мать и сестру одних.
Узнав о том, что семья Коэн ожидает в Афинах ареста со дня на день, принцесса поселила Рахель и Тильду в своей маленькой двухкомнатной квартире, после чего братья предприняли запланированный побег в Египет. Позже к матери и сестре был вынужден присоединиться и Михель Коэн, которому не удалось бежать. А трое братьев благополучно добрались до Каира и присоединились там к греческому правительству в изгнании.
Больше года, до самого освобождения Афин в 1944 году, Алиса прятала еврейскую семью буквально под носом у штаба гестапо. Все это время семья Коэн поддерживала связь с внешним миром через доверенных лиц Алисы. Реальная их история содержалась в строгом секрете, и вслух о Рахель Коэн говорили как о бывшей гувернантке детей принцессы. Алиса понимала, что любые посещения этой квартиры наводят нацистов на подозрения, и тем не менее, регулярно заходила к Коэнам, приносила им еду и необходимые вещи.
Сын Рахели Альфред писал об Алисе: «Она не только спасла жизнь моей матери, сестре и брату Михелю, но и жизнь всех нас. Мы бы никогда не оставили своих близких в опасности, если бы не были уверены в акте милосердия, оказанном принцессой Алисой».
Периодически у гестаповцев возникали подозрения по поводу странных жителей королевской резиденции и они неоднократно допрашивали принцессу, но она притворялась слабоумной и глухой (что было недалеко от истины), и в конце концов её оставили в покое.
Алиса никогда не вспоминала об этой истории, считая, что она всего лишь выполняла свой человеческий и религиозный долг. О том, как была спасена семья Коэн, стало известно лишь в конце 20-го века, когда Михель Коэн поделился воспоминаниями с сотрудниками музея «Яд Вашем».
***
Три царственные особы: разные страны, разные характеры, разные судьбы. Но объединяет их не только наличие короны. Каждая из этих женщин смогла остаться человеком там и тогда, когда быть человеком было преступлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.