Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Ассимиляция, Неевреи, Элиэзер Гервиц, Смешанный брак
В иудаизме брак преследует многие цели. Это не просто отражение эмоциональной привязанности или социального удобства, хотя он, конечно, должен удовлетворять эмоциональным и социальным потребностям. Прежде всего он должен свидетельствовать о создании Байт Нээман Беисраэлъ — дома, достойного Б-жественного благословения, стать союзом, возвышающим каждую из сторон, позволяющим найти в гармонии счастье… Семейный очаг называют Храмом в миниатюре, как из-за внутренне присущей ему святости, так и потому, что муж и жена совместно могут лучше служить Б-гу, например, выполнять такие заповеди, как соблюдение ша — бата и кашрута, в основе которых лежит семейный уклад. Еврейская семья — основа еврейского народа — позволяет воспитать детей в традициях иудаизма. Однако все это реально, только если оба супруга — евреи. Как можно назвать семейный очаг миниатюрным Храмом, если один из членов семьи не принадлежит к избранному народу? Как может такой союз укреплять общину Израиля, если один из его участников нееврей? Как могут быть переданы детям традиции, если нечего передавать?
Рост числа смешанных браков в наше время таит в себе катастрофические последствия для самого существования еврейского народа. Каждый смешанный брак это вероятность того, что его еврейская сторона постепенно перестанет соблюдать Тору. Как сможет человек соблюдать шабат или кашрут, если его супруг в этом ему не пара? Такие семьи не покидает иллюзия достижения мира в доме за счет обращения в другую веру или за счет полного отказа от соблюдения каких бы то ни было религиозных предписаний.
Более того, дети, выросшие в такой семье, скорее всего станут неевреями или не будут евреями, преданными своему народу. Если жена нееврейка, то дети по закону — тоже неевреи. Если нееврей муж, то велика вероятность, что дети будут подражать его образу жизни. В любом случае супруг-еврей скорее всего столкнется с тем, что его еврейское наследие умрет вместе с ним. Вступив в смешанный брак, он разорвал нить, которая связывала его с бесчисленными поколениями предков, преданных еврейству. Тем самым он как бы восстает против Б-га, т. к. живя с неевреем, оказывается не в состоянии сохранять свою Б-жественную уникальность. Нет ничего удивительного, что Рамбам называет смешанные браки бегством от иудаизма и перечисляет их в ряду тяжелейших грехов.
Кроме того, смешанные браки могут создать множество личных проблем. Как правило, удачный брак — общность интересов, продолжающая скреплять семью и тогда, когда физическое влечение слабеет. Смешанный брак не всегда может дать такую общность, т. к. муж и жена имеют разные религиозные корни, традиции, окружение. Зачастую их цели различны. В какой-то момент они мо-гут почувствовать эту несовместимость. Более того, отношения между вступившими в брак и их родителями скорее всего будут натянутыми, что также не способствует укреплению семьи. Существует возможность, что любовь в конце концов победит препятствия, но зачем же вступать в брак, изначально таящий в себе столь серьезные проблемы?
Смешанный брак с большей вероятностью создает эмоциональные проблемы у детей, которые появятся на свет. Очевидно, что если такой брак окажется неудачным, дети потеряют одного из родителей, а это тяжелая психологическая травма. Но даже если семья сохранится, у ребенка обязательно возникнет вопрос: кто он? Каковы его корни? Какой религии ему придерживаться? Что праздновать — Хануку или Рождество? Кому подражать — отцу или матери? И как ладить с ними обоими? Как воспитывать собственных детей? Эмоциональная нагрузка таких детей, оказывающихся между двух огней в спорах родителей, особенно велика. Разве честно подвергать ребенка таким испытаниям?
Смешанные браки, несомненно, представляют собой проблему для еврейского народа. Они заметно увеличивают процент несчастных семей и порождают сбитую с толку молодежь. Они также приводят к сокращению еврейского населения в целом. Но самое главное — это отказ от особой святости еврейского народа и бегство от его Б-жественной миссии.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»