Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иудаизм на протяжении всей истории боролся со смешанными браками. Семьи, в которой один из супругов является неевреем, проблематичны по целому ряду причин, от ассимиляционных до чисто психологических.

В иудаизме брак преследует многие цели. Это не просто отражение эмоциональной привязанности или социального удобства, хотя он, конечно, должен удовлетворять эмоциональным и социальным потребностям. Прежде всего он должен свидетельствовать о создании Байт Нээман Беисраэлъ — дома, достойного Б-жественного благословения, стать союзом, возвышающим каждую из сторон, позволяющим найти в гармонии счастье… Семейный очаг называют Храмом в миниатюре, как из-за внутренне присущей ему святости, так и потому, что муж и жена совместно могут лучше служить Б-гу, например, выполнять такие заповеди, как соблюдение ша — бата и кашрута, в основе которых лежит семейный уклад. Еврейская семья — основа еврейского народа — позволяет воспитать детей в традициях иудаизма. Однако все это реально, только если оба супруга — евреи. Как можно назвать семейный очаг миниатюрным Храмом, если один из членов семьи не принадлежит к избранному народу? Как может такой союз укреплять общину Израиля, если один из его участников нееврей? Как могут быть переданы детям традиции, если нечего передавать?

Рост числа смешанных браков в наше время таит в себе катастрофические последствия для самого существования еврейского народа. Каждый смешанный брак это вероятность того, что его еврейская сторона постепенно перестанет соблюдать Тору. Как сможет человек соблюдать шабат или кашрут, если его супруг в этом ему не пара? Такие семьи не покидает иллюзия достижения мира в доме за счет обращения в другую веру или за счет полного отказа от соблюдения каких бы то ни было религиозных предписаний.

Более того, дети, выросшие в такой семье, скорее всего станут неевреями или не будут евреями, преданными своему народу. Если жена нееврейка, то дети по закону — тоже неевреи. Если нееврей муж, то велика вероятность, что дети будут подражать его образу жизни. В любом случае супруг-еврей скорее всего столкнется с тем, что его еврейское наследие умрет вместе с ним. Вступив в смешанный брак, он разорвал нить, которая связывала его с бесчисленными поколениями предков, преданных еврейству. Тем самым он как бы восстает против Б-га, т. к. живя с неевреем, оказывается не в состоянии сохранять свою Б-жественную уникальность. Нет ничего удивительного, что Рамбам называет смешанные браки бегством от иудаизма и перечисляет их в ряду тяжелейших грехов.

Кроме того, смешанные браки могут создать множество личных проблем. Как правило, удачный брак — общность интересов, продолжающая скреплять семью и тогда, когда физическое влечение слабеет. Смешанный брак не всегда может дать такую общность, т. к. муж и жена имеют разные религиозные корни, традиции, окружение. Зачастую их цели различны. В какой-то момент они мо-гут почувствовать эту несовместимость. Более того, отношения между вступившими в брак и их родителями скорее всего будут натянутыми, что также не способствует укреплению семьи. Существует возможность, что любовь в конце концов победит препятствия, но зачем же вступать в брак, изначально таящий в себе столь серьезные проблемы?

Смешанный брак с большей вероятностью создает эмоциональные проблемы у детей, которые появятся на свет. Очевидно, что если такой брак окажется неудачным, дети потеряют одного из родителей, а это тяжелая психологическая травма. Но даже если семья сохранится, у ребенка обязательно возникнет вопрос: кто он? Каковы его корни? Какой религии ему придерживаться? Что праздновать — Хануку или Рождество? Кому подражать — отцу или матери? И как ладить с ними обоими? Как воспитывать собственных детей? Эмоциональная нагрузка таких детей, оказывающихся между двух огней в спорах родителей, особенно велика. Разве честно подвергать ребенка таким испытаниям?

Смешанные браки, несомненно, представляют собой проблему для еврейского народа. Они заметно увеличивают процент несчастных семей и порождают сбитую с толку молодежь. Они также приводят к сокращению еврейского населения в целом. Но самое главное — это отказ от особой святости еврейского народа и бегство от его Б-жественной миссии.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.