Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Может ли человек обладать манией величия и комплексом неполноценности одновременно?

«Скованные одной цепью, связанные одной целью …» Наутилус Помпилиус

«Может ли человек обладать манией величия и комплексом неполноценности одновременно?» — спрашивается в старом анекдоте. Ответ — у Абрамовича мания величия, что у него самый большой в мире комплекс неполноценности. Кстати, почему старый? Потому что раньше скажешь Рабинович-Абрамович — уже смешно, а сейчас круто.

Давным-давно жило поколение строителей Вавилонской башни — обладателей комплекса неполноценности. В чем это выражалось? Они знали, что есть Всевышний, что Он управляет миром, и это не давало им жить. Почему? Вероятно, из-за детского желания всегда быть первым. Мне приходилось слышать унизительные высказывания в адрес величайших шахматистов, только потому, что им не удалось стать чемпионами мира. Говорили, конечно, далеко не чемпионы…

Кроме этого, у людей того поколения была мания величия. Они решили, что смогут избавиться от власти Всевышнего. В начале они изобрели кирпич, а вместе с ним и поговорку: «Не боги горшки обжигают». Ну а потом у них появилось желание построить гигантскую башню.

Почему? Великие ученые того времени подсчитали цикличность наводнений и (подобно вице-президенту США Гору, получившему за то Нобелевскую премию) придумали метод борьбы с изменениями климата. Одни решили, что им удастся спрятаться на вершине башни. Другие использовали имена Всевышнего для управления ангелами, с целью убыстрения строительства. Подобно жене, содержащей любовника на деньги мужа. Третьи додумались до того, что поднимутся по лестнице башни и станут стучать топорами в небо.

Между прочим, последняя идея прижилась. Знаменитый писатель Андрей Платонов в одной из лучших своих книг: «Котлован» рисует образ огромной немытой толпы рабочего люда, идущей на штурм небес. Так (адекватно!) в его художественном сознании преломились идеологии социализма и атеизма.

Первый чемпион мира Стейниц говорил, что в шахматы лучше играть по неправильному плану, чем совсем без плана. Ещё лучше по плану правильному. Так и в жизни — закон зачастую важнее таланта. Ведь Всевышний, в отличие от земных правителей, ревностнее относится к исполнению Своих законов, чем к собственному авторитету. Поэтому в наказание люди поколения башни были не уничтожены (как поколение Потопа), а лишь рассеяны и разрозненны. Ведь они в целом неплохо относились друг к другу, соблюдали данные Б-гом законы общежития. И это состояние рассеяния продолжится, пока не придет Машиах и земля вновь не наполнится знанием о Всевышнем.

Кто же возглавлял людей в желании построить грандиозную башню? Тогда — Нимрод. Впоследствии — Александр Макадонский, Наполеон и так далее. Были ли они гениями? Не знаю, совместимы ли гениальность и злодейство? Какое же качество позволяло им править миром? Они умело играли на человеческой гордости. Люди ощущали себя соучастниками гигантских замыслов. И радостно жертвовали жизнью, подаренной Всевышним, для богохульства. Не зря пророки говорят, что даже ад не искупает грехи «земных властелинов».

Какие же рычаги управления есть у современных Нимродов? Канули в Лету лозунги Тысячелетнего рейха. Насмешкой звучит хрущёвское: «наши внуки будут жить при коммунизме». Некогда маоистский Китай пытается построить «развитой капитализм». Что же осталось у современных строителей Вавилонской башни? Кока-кола, «Зенит–чемпион», «Два государства — для двух народов»… — кто больше, налетай!

Теперь, чтобы не слишком распушать хвост и соблюсти пропорции, относительно себя самого. Гордость диктует не только методы борьбы с Б-гом. Однажды школа моей супруги была на экскурсии, часть детей заблудилась, их пошли искать. Я закрыл глаза и стал молиться, нагло требуя: «Возьми мою жизнь, но спаси детей!». Через 30 минут я открыл глаза, показались дети. Не знаю, имело ли это какое-нибудь отношение к моей молитве? Но я чувствовал, что поступил бестактно, мне до сих пор стыдно. Обычный человек, каким я являюсь, не может так обращаться к Всевышнему. Надо быть скромнее даже в молитве. Постараюсь.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.