Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Вавилонская башня, Гордыня, Меир Левин, Скромность, Богохульство
«Скованные одной цепью, связанные одной целью …» Наутилус Помпилиус
«Может ли человек обладать манией величия и комплексом неполноценности одновременно?» — спрашивается в старом анекдоте. Ответ — у Абрамовича мания величия, что у него самый большой в мире комплекс неполноценности. Кстати, почему старый? Потому что раньше скажешь Рабинович-Абрамович — уже смешно, а сейчас круто.
Давным-давно жило поколение строителей Вавилонской башни — обладателей комплекса неполноценности. В чем это выражалось? Они знали, что есть Всевышний, что Он управляет миром, и это не давало им жить. Почему? Вероятно, из-за детского желания всегда быть первым. Мне приходилось слышать унизительные высказывания в адрес величайших шахматистов, только потому, что им не удалось стать чемпионами мира. Говорили, конечно, далеко не чемпионы…
Кроме этого, у людей того поколения была мания величия. Они решили, что смогут избавиться от власти Всевышнего. В начале они изобрели кирпич, а вместе с ним и поговорку: «Не боги горшки обжигают». Ну а потом у них появилось желание построить гигантскую башню.
Почему? Великие ученые того времени подсчитали цикличность наводнений и (подобно вице-президенту США Гору, получившему за то Нобелевскую премию) придумали метод борьбы с изменениями климата. Одни решили, что им удастся спрятаться на вершине башни. Другие использовали имена Всевышнего для управления ангелами, с целью убыстрения строительства. Подобно жене, содержащей любовника на деньги мужа. Третьи додумались до того, что поднимутся по лестнице башни и станут стучать топорами в небо.
Между прочим, последняя идея прижилась. Знаменитый писатель Андрей Платонов в одной из лучших своих книг: «Котлован» рисует образ огромной немытой толпы рабочего люда, идущей на штурм небес. Так (адекватно!) в его художественном сознании преломились идеологии социализма и атеизма.
Первый чемпион мира Стейниц говорил, что в шахматы лучше играть по неправильному плану, чем совсем без плана. Ещё лучше по плану правильному. Так и в жизни — закон зачастую важнее таланта. Ведь Всевышний, в отличие от земных правителей, ревностнее относится к исполнению Своих законов, чем к собственному авторитету. Поэтому в наказание люди поколения башни были не уничтожены (как поколение Потопа), а лишь рассеяны и разрозненны. Ведь они в целом неплохо относились друг к другу, соблюдали данные Б-гом законы общежития. И это состояние рассеяния продолжится, пока не придет Машиах и земля вновь не наполнится знанием о Всевышнем.
Кто же возглавлял людей в желании построить грандиозную башню? Тогда — Нимрод. Впоследствии — Александр Макадонский, Наполеон и так далее. Были ли они гениями? Не знаю, совместимы ли гениальность и злодейство? Какое же качество позволяло им править миром? Они умело играли на человеческой гордости. Люди ощущали себя соучастниками гигантских замыслов. И радостно жертвовали жизнью, подаренной Всевышним, для богохульства. Не зря пророки говорят, что даже ад не искупает грехи «земных властелинов».
Какие же рычаги управления есть у современных Нимродов? Канули в Лету лозунги Тысячелетнего рейха. Насмешкой звучит хрущёвское: «наши внуки будут жить при коммунизме». Некогда маоистский Китай пытается построить «развитой капитализм». Что же осталось у современных строителей Вавилонской башни? Кока-кола, «Зенит–чемпион», «Два государства — для двух народов»… — кто больше, налетай!
Теперь, чтобы не слишком распушать хвост и соблюсти пропорции, относительно себя самого. Гордость диктует не только методы борьбы с Б-гом. Однажды школа моей супруги была на экскурсии, часть детей заблудилась, их пошли искать. Я закрыл глаза и стал молиться, нагло требуя: «Возьми мою жизнь, но спаси детей!». Через 30 минут я открыл глаза, показались дети. Не знаю, имело ли это какое-нибудь отношение к моей молитве? Но я чувствовал, что поступил бестактно, мне до сих пор стыдно. Обычный человек, каким я являюсь, не может так обращаться к Всевышнему. Надо быть скромнее даже в молитве. Постараюсь.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.