Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чем заключается вершина правильного поведения человека? Вести себя как немой, (чтобы не говорить лашон а-ра...)»Трактат Хулин, 89 лист
Авраам был готов пожертвовать собой во имя Творца. Нимрод бросил нашего праотца в горящую печь, но Б-г совершил чудо, и он выжил. В чем секрет веры?

Слава им не нужна и величие, вот под крыльями кончится лёд — и найдут они счастие птичье, как награду за дерзкий полёт. В.Высоцкий

Начну опять с грузинского анекдота.

Среди грузинских народностей имеются две этнические группы: мегрелы, которых народная мудрость упрекает в хитрости, и добродушные, храбрые жители гор — сваны.

Сидит мегрел, держит в руках заряженный пистолет и рыдает. Всё у него не сложилось в жизни. Жена ушла.

Дети свалились с обрыва. Друзья обманули. За ним гонятся милиция и мафия. Его всё равно убьют, не одни, так другие. На последние деньги он купил пистолет.

Написал прощальное письмо, в котором перечислил на 30 страницах всех, кого следует винить в его смерти.

И вот осталось одно нажатие курка — и все счёты с жизнью будут сведены. А он… мне даже стыдно писать… сидит и плачет, как баба. Мимо него пролетает на быстром скакуне сван. Он поёт веселую песню, потому что едет на собственную свадьбу. Неожиданно замечает плачущего мужчину с пистолетом в руках, останавливает скакуна и обращается к нему:

– Брат, что случилось? Почему ты плачешь? В пистолете кончились пули, а твой враг сбежал? Возьми мой или хочешь, я поеду с тобой? Мы его догоним.

– Единственный враг себе я сам.

– Не понял, брат?

– Я вынужден застрелиться, но не могу.

– Почему?

– Боюсь.

– Чего?

– Смерти.

– Зачем? Ты кому-то должен деньги? Не волнуйся, я верну твой долг.

– Нет, просто страшно.

– Подумаешь, тоже мне дело! Прямо как маленький. Дай сюда пистолет, я тебе покажу, как это делается. Выхватывает пистолет и стреляет в себя… Бах!!!

Теперь о серьезном. У Руставели есть фраза: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Интересно, что имел в виду гениальный поэт, неужели его слова просто комментарий к нашему анекдоту?

О чём это я собирался писать? А, вот. Никто не спорит, что испытаний у праотца евреев Аврама было 10. Но каких? Рамбам полагает, что испытания Аврама начались с приказа Всевышнего: «иди своей дорогой». Бартенура приводит мидраши, по которым выходит, что и до этого было 2 испытания. Первое: Аврам распространял знание о Всевышнем, из-за чего 10 лет скрывался от царя Нимрода. А второе — царь его ловит и пытается подчинить себе, т.е. заставить Аврама публично поклониться идолу огня.

В Советском союзе людей в добровольно-принудительном порядке заставляли вступать в пионеры, комсомол, партию и т.д. Аврам предпочитает, чтобы его сожгли, но ни в коем случае не идёт на поводу у царя.

Почему? Неужели Аврам был сваном и собственная жизнь не имела в его глазах никакой ценности?

Вспоминаю историю — во время войны сын Сталина Яков попал в плен. Немцы предложили обменять его на фельдмаршала Паулюса. Знаменитый ответ Сталина гласил: «солдата на маршала не меняют».

Он был убийца и в его глазах человеческая жизнь ничего не стоила. Даже жизнь родного сына.

Праведник, в первую очередь, благодарный человек и умеет ценить подарки. Самым главным подарком является жизнь. Потому что «не мертвый воспоет Твоих деяний славу. Нет радости в аду и в преисподней слов». В то же самое время, если человеку не за что умирать, зачем ему жить?

Однажды у дочери мудреца Раби Ханины бен Доса не хватило денег на покупку масла для субботних свечей. И она купила уксус. Отец объявил: «Тот, кто сказал маслу — “гори”, может сказать “гори” и уксусу». И что же, уксус горел лучше всякого масла!

Мой учитель любит повторять эту историю и каждый раз с сарказмом просит: давайте все вместе дружно закричим “уксус, гори!”. И добавляет: “Вызовут скорую помощь. Почему? Мы же верим, что Всевышний может зажечь уксус! Мы верим, а Раби Ханина жил в этой реальности. На человека, живущего в реальности Всевышнего, не действуют законы физики, химии и так далее, созданные Всевышним”.

Что было дальше? Гигантская печь, в которую по приказу царя бросили Аврама, пылала языками огня, который сжёг веревки, опутавшие руки и ноги праведника. И Аврам разгуливал по печи как по Летнему саду. Потому что тогда Всевышний приказал огню прекратить гореть.

Нимрод, осознав силу, которая превосходит его, отпустил Аврама. Через некоторое время Аврам разбогател, а Нимрод превратился в нищего. Он пришёл просить кусок хлеба. Аврам, зная, что всё добро он получил от Б-га, потребовал, чтобы Нимрод сказал слова благодарности Всевышнему. Тот отказался и навеки остался рабом Аврама.

Принципиальные были тогда правители! Предпочитали “бесславных дней позор”, только чтобы не сказать одно “спасибо”. Не то что нынешние ласковые телята, которые с удовольствием у двух маток сосут, а глазами ищут третью.

Но был на этом испытании и брат Аврама, Арам. Он внимательно следил за происходящим и для себя решил: если Аврам выйдет живым из печи, значит, Б-г сильнее Нимрода и он пойдет в печь; если нет — то поклонится идолу, потому что Нимрод сильнее. В общем, присоединится к победителю. Но нельзя одновременно служить двум господам. И Арам смело сгорел. Прав был Руставели: правильнее и даже безопаснее идти на смерть со славой, освящая Имя Всевышнего, чем бесславных дней позор поклонения идолу. Ибо любые идолы рано или поздно убивают своих поклонников.


Есть ли у Вс-вышнего «Собственное» имя? Ведь имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Кицур Шульхан Арух 6. Законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «Амен»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 61-65

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы о клятвах

Третья заповедь. Из слова разгорится пламя.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".

О действиях с помощью Имен и колдовстве

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги «Дерех Ашем»

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Ликутей Амарим — Тания, часть II. Глава 6

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать