Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Меир Левин, Пророчество, Яаков, Ицхак, Эсав, Ривка, Рассказы
Боящийся Б-га так будет храним — ты только надежду храни!.. 128 псалом
По большому счёту существует три вида страха. Первый — страх перед наказанием (или неполучением награды). Второй вид страха — нежелание сделать кому-то неприятное. А люди с искренней душой способны испытать третий вид страха — страха перед величием Всевышнего. Или — перед величием близкого к Нему человека, праведника. Наверно, вернее назвать это «трепетом».
Такой страх испытала Ривка, впервые увидев Ицхака в момент молитвы. От страха она свалилась с верблюда. И этот страх преследовал её всю жизнь, во многом определял её поведение.
Ицхак и Ривка были бездетны 20 лет и оба молились Всевышнему о ребёнке. При этом каждый из них считал супруга более достойным и просил Б-га учесть его (или её) заслуги.
Недавно я был на свадьбе, сюжет которой чем-то напоминает историю Ицхака и Ривки. Молодые встречались, потом расстались, не видели друг друга несколько лет, случайно столкнулись в гостях у свахи. И каждый стал просить, считая себя виновным в разрыве, найти ему (или ей) самую хорошую пару! Сваха попалась опытная, так что всё кончилось их свадьбой.
Всевышний внял молитве Ицхака, потому что к молитве праведника, сына праведника, обычно прислушиваются больше, чем к молитве праведника, сына злодея. Ну а уж Бетуэль, отец Ривки, на праведника совершенно не тянул. Кроме того, по-моему, у Ицхака был страх (трепет) врожденный, да ещё невероятно усилившийся, когда отец положил его, связанного, на жертвенник. А у Ривки страх — приобретённый.
Наконец Ривка забеременела. Тут, пожалуй, единственное место, где её можно упрекнуть. Выглядит так, будто она проявила недостаточную благодарность ко Всевышнему. Стала жаловаться на тяжесть беременности.
Как мне это знакомо! Я просил о возможности помогать людям. А когда мне это дали, превратив на старости лет в композитора и писателя, ворчу на каких-то чиновников. Забываю, что Б-г — не повар в пионерском лагере и добавки не полагается.
В чём же причины недовольства Ривки? Ультрасаунд тогда ещё не использовали и она не знала, что беременна близнецами. Думала, что родит человека-флюгера. Такой в первую минуту бежит в Храм, а следующую — поклоняется идолам. В общем, «куда ветер дует». А этот тип людей безнадежен.
Впрочем, отсутствие рентгена в ту пору компенсировалось наличием пророков. Самыми авторитетными из них считались Авраам и Ицхак. Почему же Ривка не пожаловалась супругу или хотя бы свекру Аврааму? Просто не хотела их расстраивать! Поэтому пошла Ривка в ешиву Шема и Эвера и получила там пророчество, что у неё родятся два сына: один (Эсав) с детства будет склонен к злодейству, а второй (Яков) станет стремиться к истине.
И между мужем и женой начались разногласия. Ривка, будучи сестрой и дочкой злодеев, скептически относилась к возможности Эсава исправиться. А Ицхак, видя в нём высокий потенциал и своё подобие как личности, предпочитал Эсава. Хотя, конечно, он отлично знал, что Эсаву пока до Якова далеко.
Так часто бывает — родители огромную часть своего тепла отдают самому неблагополучному из детей. Тому, кто больше всего нуждается в помощи. А поскольку интересы Ицхака лежали в сфере духовности, он видел, что здоровяк и охотник Эсав — человек духовно слабый и ему необходима сильная поддержка.
Дети росли. Родители старились. И вот Ицхак решил благословить Эсава. Он отсылает того на охоту, потому что хочет произнести благословение после вкусной еды. Кроме того, понимая, что достижений у Эсава маловато, хочет перед самым благословением добавить ему заслугу уважения к отцу.
Ривка начинает действовать. Но почему обманом? У неё же есть достаточно доказательств нечестивости Эсава и праведности Якова! Да и кто из современных женщин избежал бы соблазна произнести: «Я тебе всегда говорила!»?
Но Ривка боится расстроить мужа. Она женщина и она права. Ривка вызывает Якова и, как обладательница пророческого духа, требует выполнить всё, что она скажет. Как бы странно это не выглядело.
Якову невероятно тяжело обманывать отца и будь это лишь требованием матери, он бы отказался. Но голосом святого духа приказывает сам Б-г. Яков нехотя соглашается, надеясь, что ничего не получится. Однако обман удался, Ицхак благословил Якова.
И вдруг он узнаёт о проделке! Мне страшно подумать, что бы сделал я, если бы меня так обманули! Но у Ицхака, в отличие от нас, первичны не эмоции, а страх перед Б-гом. Он моментально понимает, что всю жизнь ошибался, а Ривка была права. И подтверждает своё решение, вторично благословляя Якова.
Остаётся одна нестыковка. Говорят, что «злодей прошумит, как тропический ливень, и — нет его». Разве что в учебниках истории останется, с бирочкой: «Дети, не ходите в эту сторону!» Почему же потомки Эсава стали основателями религии и царями? Они, например, стояли у истоков Римского государства. За что ему это?
Пишут наши мудрецы, что они были бы счастливы, если бы могли прислуживать своим родителям так, как это делал Эсав! И задают вопрос: как это возможно? И сами отвечают: возможно. Так же как возможны справедливые законы у воров. Ведь злодеи любят только себя, но они злодеи, а не дураки, поэтому понимают опасность беспредела. Понимают, что их дети и подручные будут относиться к ним соответственно.
Но Всевышний не поощряет неискренность. Мы проследим по Торе за беспорядочными связями в семействе Эсава, приведшими к рождению Амалека. Да-да, того самого, потомки и ученики которого — Аман, Хмельницкий и Гитлер. Того самого, с которым, как говорит Тора, «война у Б-га с Амалеком из поколения в поколение». И мы понимаем, что Всевышний даёт истинную удачу не «умникам», а только тем, кто боится Б‑га.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.