Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Меир Левин, Пророчество, Яаков, Ицхак, Эсав, Ривка, Рассказы
Боящийся Б-га так будет храним — ты только надежду храни!.. 128 псалом
По большому счёту существует три вида страха. Первый — страх перед наказанием (или неполучением награды). Второй вид страха — нежелание сделать кому-то неприятное. А люди с искренней душой способны испытать третий вид страха — страха перед величием Всевышнего. Или — перед величием близкого к Нему человека, праведника. Наверно, вернее назвать это «трепетом».
Такой страх испытала Ривка, впервые увидев Ицхака в момент молитвы. От страха она свалилась с верблюда. И этот страх преследовал её всю жизнь, во многом определял её поведение.
Ицхак и Ривка были бездетны 20 лет и оба молились Всевышнему о ребёнке. При этом каждый из них считал супруга более достойным и просил Б-га учесть его (или её) заслуги.
Недавно я был на свадьбе, сюжет которой чем-то напоминает историю Ицхака и Ривки. Молодые встречались, потом расстались, не видели друг друга несколько лет, случайно столкнулись в гостях у свахи. И каждый стал просить, считая себя виновным в разрыве, найти ему (или ей) самую хорошую пару! Сваха попалась опытная, так что всё кончилось их свадьбой.
Всевышний внял молитве Ицхака, потому что к молитве праведника, сына праведника, обычно прислушиваются больше, чем к молитве праведника, сына злодея. Ну а уж Бетуэль, отец Ривки, на праведника совершенно не тянул. Кроме того, по-моему, у Ицхака был страх (трепет) врожденный, да ещё невероятно усилившийся, когда отец положил его, связанного, на жертвенник. А у Ривки страх — приобретённый.
Наконец Ривка забеременела. Тут, пожалуй, единственное место, где её можно упрекнуть. Выглядит так, будто она проявила недостаточную благодарность ко Всевышнему. Стала жаловаться на тяжесть беременности.
Как мне это знакомо! Я просил о возможности помогать людям. А когда мне это дали, превратив на старости лет в композитора и писателя, ворчу на каких-то чиновников. Забываю, что Б-г — не повар в пионерском лагере и добавки не полагается.
В чём же причины недовольства Ривки? Ультрасаунд тогда ещё не использовали и она не знала, что беременна близнецами. Думала, что родит человека-флюгера. Такой в первую минуту бежит в Храм, а следующую — поклоняется идолам. В общем, «куда ветер дует». А этот тип людей безнадежен.
Впрочем, отсутствие рентгена в ту пору компенсировалось наличием пророков. Самыми авторитетными из них считались Авраам и Ицхак. Почему же Ривка не пожаловалась супругу или хотя бы свекру Аврааму? Просто не хотела их расстраивать! Поэтому пошла Ривка в ешиву Шема и Эвера и получила там пророчество, что у неё родятся два сына: один (Эсав) с детства будет склонен к злодейству, а второй (Яков) станет стремиться к истине.
И между мужем и женой начались разногласия. Ривка, будучи сестрой и дочкой злодеев, скептически относилась к возможности Эсава исправиться. А Ицхак, видя в нём высокий потенциал и своё подобие как личности, предпочитал Эсава. Хотя, конечно, он отлично знал, что Эсаву пока до Якова далеко.
Так часто бывает — родители огромную часть своего тепла отдают самому неблагополучному из детей. Тому, кто больше всего нуждается в помощи. А поскольку интересы Ицхака лежали в сфере духовности, он видел, что здоровяк и охотник Эсав — человек духовно слабый и ему необходима сильная поддержка.
Дети росли. Родители старились. И вот Ицхак решил благословить Эсава. Он отсылает того на охоту, потому что хочет произнести благословение после вкусной еды. Кроме того, понимая, что достижений у Эсава маловато, хочет перед самым благословением добавить ему заслугу уважения к отцу.
Ривка начинает действовать. Но почему обманом? У неё же есть достаточно доказательств нечестивости Эсава и праведности Якова! Да и кто из современных женщин избежал бы соблазна произнести: «Я тебе всегда говорила!»?
Но Ривка боится расстроить мужа. Она женщина и она права. Ривка вызывает Якова и, как обладательница пророческого духа, требует выполнить всё, что она скажет. Как бы странно это не выглядело.
Якову невероятно тяжело обманывать отца и будь это лишь требованием матери, он бы отказался. Но голосом святого духа приказывает сам Б-г. Яков нехотя соглашается, надеясь, что ничего не получится. Однако обман удался, Ицхак благословил Якова.
И вдруг он узнаёт о проделке! Мне страшно подумать, что бы сделал я, если бы меня так обманули! Но у Ицхака, в отличие от нас, первичны не эмоции, а страх перед Б-гом. Он моментально понимает, что всю жизнь ошибался, а Ривка была права. И подтверждает своё решение, вторично благословляя Якова.
Остаётся одна нестыковка. Говорят, что «злодей прошумит, как тропический ливень, и — нет его». Разве что в учебниках истории останется, с бирочкой: «Дети, не ходите в эту сторону!» Почему же потомки Эсава стали основателями религии и царями? Они, например, стояли у истоков Римского государства. За что ему это?
Пишут наши мудрецы, что они были бы счастливы, если бы могли прислуживать своим родителям так, как это делал Эсав! И задают вопрос: как это возможно? И сами отвечают: возможно. Так же как возможны справедливые законы у воров. Ведь злодеи любят только себя, но они злодеи, а не дураки, поэтому понимают опасность беспредела. Понимают, что их дети и подручные будут относиться к ним соответственно.
Но Всевышний не поощряет неискренность. Мы проследим по Торе за беспорядочными связями в семействе Эсава, приведшими к рождению Амалека. Да-да, того самого, потомки и ученики которого — Аман, Хмельницкий и Гитлер. Того самого, с которым, как говорит Тора, «война у Б-га с Амалеком из поколения в поколение». И мы понимаем, что Всевышний даёт истинную удачу не «умникам», а только тем, кто боится Б‑га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев