Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Рано утром Моше извлек из погребальной пещеры на берегу Нила саркофаг с останками Йосефа. И в каждом из колен извлекли из усыпальниц останки своих родоначальников — сынов Яакова, чтобы вывести их с собой (Шмот 13:19; Сота 13а; Шмот раба 18:10, 20:19; Сефер аяшар, Бо; Ялкут Шимони, Бешалах 227; Седер адорот).

Следуя приказу Моше, все сыны Израиля — около шестисот тысяч взрослых мужчин, не считая женщин и детей, — собрались в городе Рамсесе, недалеко от границы (Шмот 12:37; Рамбан, Шмот 12:31; Седер адорот). К Моше пришли также тысячи египтян, среди которых были даже многие знаменитые жрецы и маги: пораженные чудесами, которые совершил Б-г через Моше, они желали уйти вместе с евреями. Но Б-г повелел Моше: «Не принимай их!» «Владыка Вселенной! — возразил Моше. — Эти люди хотят присоединиться к сынам Израиля потому, что увидели Твою мощь. Теперь они будут созерцать Твое могущество каждый день и убедятся, что нет других богов, кроме Тебя. Раскаявшихся всегда принимают». И Моше их принял (Зоар 2, 191а; Шмот раба 42:6; Ялкут Реувени, Бо 98).

Ближе к полудню 15 нисана 2448 года, в канун Шабата, Моше вывел сынов Израиля и присоединившихся к ним иноплеменников из Рамсеса в сторону синайской пустыни (Шмот 12:37—38; Бемидбар 33:3; Седер олам раба 5; Шабат 88а; Ялкут Шимони, Шмот 230; Седер адорот). В тот же день они прибыли в Суккот, а 16 нисана отправились в Эйтам, расположенный на краю пустыни, и разбили там стан (Шмот 13:20, Раши; Бемидбар 33:5—6; Хизкуни, Шмот 13:5).

До страны праотцев оставалось лишь несколько дней пути. Но 17 нисана, следуя повелению Б-га, Моше повернул народ из пустыни в сторону моря: они разбили лагерь недалеко от берега, у Пи-Ахерота (Шмот 14:1—4; Бемидбар 33:7; Хизкуни, Шмот 13:5). А три дня спустя, к вечеру, их настигла армия фараона, который решил вернуть своих рабов, — впереди неслись шестисот колесниц, а всех воинов было около миллиона (Шмот 14:9—10; Сефер аяшар, Бешалах). Евреи, составляющие колена Реувена, Шимона и Иссахара так испугались, что попытались утопиться в море, но Моше сказал им: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как ныне вас спасет Б-г!» Вторая группа — сыны Звулуна, Биньямина и Нафтали — сказали Моше: «Разве могил не хватало в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне? Для чего ты вывел нас из Египта?! Ведь там мы тебе уже говорили: оставь нас, и будем мы работать на египтян. Лучше нам работать на египтян, чем умереть в пустыне!» И они предложили возвратиться в Египет вместе с армией фараона. Им Моше сказал: «Не бойтесь, ведь египтян, которых вы видите сегодня, не увидите больше никогда!» Третья группа — сыны Йеуды, Дана и Йосефа — предлагала повернуть навстречу египтянам и сразиться с ними. Моше сказал: «Стойте и смотрите: Б-г будет сражаться за вас!» Четвертая группа — сыны Леви, Гада и Ашера — предлагали незаметно проникнуть в лагерь египтян и посеять там панику, но Моше удержал их: «Стойте и молитесь Б-гу» (Шмот 14:10-14; Мехильта, Бешалах; Сефер аяшар, Бешалах).

В тот момент Моше было показано в пророческом откровении, как Сатан обвиняет сынов Израиля перед Б-гом в том, что еще недавно они, подобно египтянам, служили идолам. И поэтому между ними нет разницы, и уж если судить по справедливости, следует либо казнить и тех, и других, либо возвратить их вместе в Египет. Ведь Аврааму было предречено, что его потомков поработят и будут угнетать четыреста лет, а из этого срока прошло только двести десять лет. И тогда Б-г переключил внимание обвинителя на праведника Ийова, который прежде был советником фараона, и когда маг Билам предложил истребить сынов Израиля, не сказал ни слова в их оправдание,[1] — и теперь он подлежал за это наказанию. И Б-г сказал Сатану: «Обратил ли ты внимание на Моего раба, Ийова? …Все, что есть у него, — в руке твоей, только на его жизнь не простирай руки» (Ийов 1:8—12). «Пока он займется Ийовом, сыны Израиля смогут перейти море, — объяснил Б-г Моше, — а затем Я спасу и Ийова. Теперь скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед! А ты подними свой посох и направь руку свою на море, и рассеки его — и пройдут сыны Израиля среди моря по суше. …Если уж для Первого Человека, который был один на земле, Я превратил море в сушу, как написано: “Да соберутся воды… в одно место, и откроется суша” (Берешит 1:9), — то уж тем более Я сделаю это для святой общины, которая назовет Меня своим Б-гом» (Шмот 14:15—16; Шмот раба 1:9, 21:7—8; Зоар 2, 33а; 3, 101б).

Моше направил руку с посохом на море, и могучий восточный ветер рассек воды. В наступивших сумерках египтяне не приближались, и в течение шести ночных часов сыны Израиля, колено за коленом, переходили море по дну, как по суше (Шмот 14:20-22, Таргум Йонатан; Седер олам раба 5; Мидраш Хасерот витерот, Бешалах 57). В эти часы все сыны Израиля удостоились пророческого дара: подобно тому, как расступились воды моря, расступился небесный свод — и им открылось видение высших миров. Присутствие Б-га в мире было настолько явным, что сыны Израиля как бы указывали на Него рукой, говоря: «Зэ Э-ли — Это мой Б-г!» (Шмот 15:2, Раши; Шмот раба 23:15; Зоар 2, 55б; Михтав меЭлияу 2, с. 251).

А на рассвете, увидев, что евреи уходят, вступили в море и египтяне (Шмот 14:22—23). Но как только последний из евреев поднялся на другой берег,[2] а последний из египтян вошел в море, воды возвратились в свое обычное состояние и сомкнулись над египтянами (Шмот 14:26—28; Шмот раба 22:2). Увидев, как море выбрасывает на берег утонувших врагов, Моше и весь народ произнесли молитву благодарности Б-гу (Шмот 14:30-15:19).

Но затем, вслед за трупами египтян, волны выбросили на берег обломки сотен колесниц, украшенных серебром и золотом, и десятки тысяч утонувших лошадей с драгоценностями на сбруях. И евреи бросились собирать драгоценности, говоря: «Заберем их имущество, возвратимся и захватим их страну. Зачем нам идти в пустыню, где нет воды, а обитают только змеи и скорпионы!» Но, вопреки воле сынов Израиля, Моше в тот же день повел их дальше в пустыню Шур (Шмот 15:22, Раши; Мидраш аХефец; Шмот раба 24:1—2).

Через три дня пути, 24 нисана, они вышли к месту, названному Мара. Там Всевышний дал Моше несколько первых заповедей, в том числе, закон о Шабате (Шмот 15:23—25, Таргум Йонатан; Седер олам раба 5; Санхедрин 56б; Раши, Шмот 15:25; Ягель либейну). И Моше передал эти заповеди народу, говоря: «В будущем Б-г повелит вам их выполнять». Это было сделано для того, чтобы приучить сынов Израиля к заповедям и увидеть, примут ли они их с радостью и веселым сердцем (Рамбан, Шмот 15:25—26).

  • 25 нисана сыны Израиля разбили стан в Эйлиме, где нашли двенадцать родников и семьдесят финиковых пальм. Там они оставались в течение двадцати дней (Шмот 15:27, Ибн Эзра; Бемидбар 33:9; Ягель либейну). А 14 ияра они выступили из Эйлима и к наступлению вечера расположились станом в пустыне Син (Шмот 16:1, Сифтей хахамим).
  • 15 ияра, в Шабат, у них кончились пресные лепешки, приготовленные из теста, которое они вынесли из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона: «Лучше бы нам было умереть от руки Б-га в Египте, когда мы сидели у котла с мясом и ели хлеб досыта! А вы вывели нас в эту пустыню, чтобы уморить голодом всю общину!» (Шмот 16:2—3). И Моше, получивший обещание от Б-га, сказал народу: «Даст Б-г вам вечером мяса в пищу, а утром — хлеб досыта, ибо услышал Б-г ваш ропот, который вы поднимаете против Него. А мы что? Не на нас ваш ропот, а на Б-га» (там же 16:8).

И вечером, на исходе Шабата, на стан опустилась огромная стая обессиленных от перелета перепелов (там же 16:13). А на рассвете 16 ияра вместе с росой на стан выпал ман — белое, зернистое вещество, подобное изморози на земле (Шмот 16:14, 16:31; Раши, Шмот 16:1; Седер адорот). С тех пор ман выпадал каждое утро, и каждый из сынов Израиля собирал, сколько мог съесть, — а когда пригревало солнце, он таял (Шмот 16:21). Собранный ман мололи на жерновах и толкли в ступках, варили в горшке или делали из него лепешки, и его вкус был подобен вкусу сдобной лепешки на масле (Бемидбар 11:8). В тот день, когда ман выпал в первый раз, Моше установил послетрапезное благословение Биркат амазон, завершающееся словами «Азан эт аколь — Питающий всех» (Брахот 48б; Седер адорот).

  • 22 ияра, после пяти недель странствий по пустыне, сыны Израиля разбили стан в Рефидиме (Шмот 17:1; Седер олам раба 5, Беур Агро). 23 ияра изнуренный жаждой народ потребовал у Моше: «Дай нам воды напиться! Зачем ты вывел нас из Египта — чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждой?! Если Б-г среди нас или нет?!» (Шмот 17:2—3, 17:7; Ягель либейну). «Что мне делать с этим народом? — воззвал Моше к Б-гу. — Еще немного — и они побьют меня камнями!» Тогда Всевышний повелел Моше пойти со старейшинами к горе Хорев и, ударив посохом по скале, извлечь из нее воду (Шмот 17:4—6). И Моше вызвал воду на глазах у старейшин: родниковая вода, бьющая из скалы, потекла потоком до Рефидима (там же 17:6; Теилим 78:16, 105:41; Рамбан, Шмот 17:5).

А 28 ияра на стан напало войско амалекитян. Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна (см.) из колена Эфраима, сказав ему: «Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком!» (Шмот 17:8—9; Ягель либейну). А сам Моше вместе с братом Аароном и племянником Хуром, сыном Мирьям, поднялся на холм, возвышающийся над полем боя, и молился там с вознесенными к небесам руками. И когда его руки были воздеты, побеждал Израиль, но как только он в изнеможении опускал руки, одолевали амалекитяне. Поэтому Аарон и Хур с двух сторон поддерживали его руки до завершения битвы (Шмот 17:9—13).


[1] В книге Зоар повествуется, что Ийов лишь посоветовал фараону, что ему было бы выгоднее не убивать евреев, а присвоить всё их имущество и изнурить их рабским трудом. В тот час Творец вынес приговор: Ийов будет наказан той же карой, которую он выбрал для Израиля, — он не умрет, но потеряет всё свое состояние, и тело его будет изнурено мучительными страданьями (2, 33а).

[2] Комментаторы объясняют, что сыны Израиля не переходили на противоположный берег моря, а лишь, описав большую дугу, возвратились в ту же пустыню Эйтам, из которой вышли, но в другом месте (Тосафот, Арахин 15а; Хизкуни, Шмот 14:22; ср. Бемидбар 33:6 и 8).

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?