Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Моше, Каббала, Дарование Торы, Духовный мир, Беременность, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Самосовершенствование
Я вижу три причины того, что Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей, и каждая из них связана теми, кто участвовал в даровании Торы: одна связана с принимающим, одна — с тем, что воспринималось, и одна — и с тем, и другим вместе.
Итак, первая причина связана с тем, кто должен был получить Тору. Суть ее в том, что человеческий разум, неразрывно связанный с нашей человеческой сутью, не дает нам воспринимать духовные сущности и препятствует тому единству с Б-гом, которого сумел достичь Моше-рабейну на горе Синай. Это духовное достижение, таким образом, превышало человеческие возможности, а потому Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы в мире возникло нечто новое, чего раньше ни один человек на земле не удостоился. Б-г решил возвысить Моше-рабейну, господина всех пророков, над уровнем человека, чтобы тот достиг уровня духовного, бестелесного существа. Поэтому Б-г повелел ему отвести время на подготовку к этому событию: ведь сама природа Моше-рабейну и структура его тела должны были постепенно измениться и, в конце концов, обрести новую завершенность. Другими словами, Моше-рабейну должен был там возникнуть заново, он должен был во время пребывания на горе Синай превратиться в новое творение. А мы знаем, что новый человек возникает за сорок дней — наши мудрецы несколько раз упомянули, что именно таково время образования эмбриона. Формирование эмбриона, то есть, приобретение им человеческой структуры, завершается не прежде, чем через эти сорок дней. То есть, первые сорок дней после зачатия — это только дни подготовки, а когда они проходят и вся подготовка полностью завершается, эмбрион внезапно приобретает новый вид и новую структуру. Таким же образом обретается Б-жественная структура: она возникает внезапно после прохождения всех стадий подготовки. Так происходило строительство Мишкана: «И окончил Моше работу. И покрыло облако Шатер Соборный, и Слава Г-сподня наполнила Мишкан».
Итак, вот по какой причине Моше-рабейну должен был провести на горе Синай сорок дней и сорок ночей: именно это время необходимо для того, чтобы возникло человеческое существо, то есть, чтобы оно приобрело новую структуру. И подготовка к приобретению нового святого образа завершилась только в конце этих сорока дней. Когда же они истекли, «дал Он Моше (каменные скрижали), когда закончил говорить с ним».
В течение сорока дней формирования зародыша он не ест и не пьет, как люди. И Моше-рабейну в течение сорока дней, пока становился новым созданием, тоже «хлеба не ел и воды не пил» — в точности, как зародыш в чреве беременной женщины, так как Б-г пожелал, чтобы превращение Моше-рабейну в новое существо, обладающее совершенным пророчеством и совершенным пониманием, полностью уподобилось возникновению нового человеческого существа. Однако может быть, что необходимость в этих сорока днях определялась самой телесной природой Моше-рабейну.
Вторая причина связана с тем, что необходимо было постичь, то есть, с Торой. Она состоит в том, что Моше-рабейну во время своего сорокадневного пребывания на горе Синай постиг и познал все, что, в принципе, возможно постичь и узнать в мире. А мы знаем, что все эти возможные знания делятся на четыре группы. Первая группа относится к познанию материальных явлений, которые возникают и исчезают, и подразделяется на десять наук. Первая имеет дело с первоначальной материей, вторая — с первоначальной материальной формой, которую приобрела эта материя. Третья направлена на познание первоначальной стихии огня, ее природы и формы. Четвертая познает стихию воздуха, ее форму и ее подразделения, пятая — стихию воды, а шестая — стихию земли. Седьмая наука имеет дело со сложными структурами первого порядка, такими, как камни, металлы и разнообразные неодушевленные предметы. Восьмая направлена на познание таких составных структур, как различные виды растений. Девятая посвящена составным структурам, представляющим собой живые существа, а десятая — исследованию говорящих творений, то есть, человека. Вот мы и получили десять видов рассуждений и сведений о самом нижнем мире.
Второй вид знаний — это знания о Небесном мире, которые тоже подразделяются на десять видов познания. Первый из них — это знание о Небесной материи в целом, о том, что она собой представляет. Второй вид направлен на исследование сферы Луны, третий занимается изучением сферы Меркурия, расположенной выше нее, четвертый — сферы Венеры, которая находится еще выше, пятый — сферы Солнца, шестой — сферы Марса, седьмой — сферы Юпитера, восьмой — сферы Сатурна, девятый — сфер неподвижных звезд, а десятый занимается гладкой девятой Небесной сферой, объемлющей собой все предыдущие. И вот получилось, что Небесным миром тоже занимаются десять различных наук.
Третий вид знания занимается исследованием духовных сущностей и также подразделяется на десять отраслей. Философы постановили, что этих духовных сущностей имеется ровно десять, так как каждая Небесная сфера приводится в движение одной из них, а десятая заставляет каждую из них воплотить потенциальные возможности в реальное действие, и это и есть та самая движущая духовная сущность, которая отвечает за придание формы. Однако знатоки Торы и истинного знания утверждают, что их на самом деле чрезвычайно много, согласно сказанному в стихе: «Есть ли число легионам Его?» А Даниэль сказал: «Тысячи тысяч прислуживают Ему». Но как бы то ни было, не вызывает сомнения, что число их кратно десяти, поскольку употребленные у Даниэля выражения «тысячи тысяч» и «десятки тысяч десятков тысяч» обозначают десять неких огромных армий. Таким образом, все же получается, что наук о духовных сущностях оказывается тоже десять.
И, наконец, четвертый вид знания — это знание о Б-жественности Б-га благословенного и о мире сфирот. Здесь кончается всякое разумное исследование и запираются Небесные врата. Однако мудрецы, сведущие в истинном знании, утверждают, что имеется десять отраслей такого знания о десяти небесных сфирот, исходящих от Б-га благословенного. Они называют их так: кетер, хохма, бина, хесед, гвура, тиферет, нецах, од, йесод, малхут. По этой причине полное Имя Б-га содержит десять букв: ведь от них происходят все существующее и в верхних, и в нижних мирах! И по этой же причине
мир был сотворен десятью речениями и наш праотец Авраам подвергся десяти испытаниям. А когда египтяне претерпели наказание, Б-г наслал на них десять казней у себя в Египте и десять казней на море. Существует еще много разнообразных явлений, которые собраны в группы по десять, — наши мудрецы в разных местах их перечисляют. И все они соответствуют десяти буквам полного Имени Б-га, которые их определяют. Наши мудрецы, объясняя это, говорят, что во фразе «…для того, чтобы внести эти Мои знаки в их среду…», слово «знаки» на Святом языке можно прочесть как «буквы». Таким образом, получилось, что знание о Б-ге благословенном тоже подразделяется на десять отраслей.
И когда Моше-рабейну пребывал на горе Синай, он приобрел истинное понимание всего, что существует во всех мирах — высших и низших. Поэтому первые десять дней он посвятил изучению низшего, непостоянного мира, то есть, вещей, имеющих начало и конец; он постиг все их формы и истинные причины существования каждой из них. А десять дней потребовалось потому, что различных наук, посвященных этим вопросам, тоже десять.
Вторые десять дней были посвящены изучению природы небесного мира, воздействующего на мир материальный, то есть, звезд: их числа, положения, центров их сфер, движения по этим сферам и самих сфер. А поскольку знание об этих звездах подразделяется на десять наук, его изучение заняло тоже десять дней.
Третьи десять дней были предназначены для изучения духовных сущностей. Моше-рабейну познал их суть, их число и их взаимное расположение, а также очередность, в которой они прославляют и восхваляют своего Создателя. Областей этого познания десять, и поэтому Моше-рабейну отвел на него тоже десять дней, «согласно их числу, как подобает».
Последние же десять дней Моше-рабейну провел, поднявшись к Б-гу, и возвысился, насколько это только было возможно, до понимания Его Б-жественности и путей происхождения от Него всего сотворенного. А это является окончательным знанием о Б-ге и представляет собой Его окончательное постижение. Это и есть наивысшее достижение человеческого разума, которое превзойти уже невозможно. А сфирот, заключающих в себе это высшее знание, насчитывается ровно десять, и потому их постижение заняло последние десять из сорока дней.
Итак, Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей для того, чтобы постичь все, что существует в материальном мире, в Небесном мире, в мире духовных сущностей и в мире сфирот. И в этом состоит вторая причина.
Третья же причина связана одновременно с постигающим и постигаемым. Она состоит в том, что Моше-рабейну должен был смирить свое злое начало, умертвить материальные желания и полностью передать свое тело со всей его физической природой под власть разума, чтобы оно не мешало ему в достижении совершенства. Но мы знаем, что в человеке действуют четыре основных качества, тело его состоит из четырех жидкостей и является сложным объединением четырех основных стихий. А все совершенство постижения, которого достиг в Торе Моше-рабейну, было заключено в Десяти Речениях, «записанных перстом Б-га». Поэтому каждую жидкость его тела и каждую составляющую его основную стихию требовалось смирять в течение десяти дней, по числу Десяти Речений. Необходимо было, чтобы каждая телесная жидкость и каждая основная стихия его тела стала готова к восприятию каждого из Десяти Речений, — и именно поэтому эта подготовка должна была продолжаться сорок дней.
Итак, я разъяснил все три причины, по которым, на мой взгляд, Моше-рабейну должен был провести на горе Синай сорок дней. Первая связана с тем, кто должен был постигать Тору; вторая — с Торой, которая должна была быть постигнута, а третья — с ними обоими: и с постигающим, и с постигаемым.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего